Приложение№4
МБОУ «ЦО №21»
Отчёт о проделанной работе по дополнительному образованию по шахматам.
Воспитатель: Г.А.Нуруллаева
«Шахматы учат правильно
оценивать свои силы,
анализировать, логически мыслить,
не говоря уже о том, что
шахматы развивают память».
Анатолий Карпов
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения контролировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывать целеустремленность, терпение и характер.
Доказано, что занятие шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов.
Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей!
Занятия свои мы начали с изучения и знакомства с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному.
Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Лабиринт», «Перехитри часовых» ,упражнения «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало», Словесно-дидактические игры « Доскажи словечко», «Мяч», «Да и нет».
Проводились командные игры «Чья команда быстрей расставит фигуры», «Чья пешка первый превратится в шахматную фигуру», физ-минутки с шахматной тематикой.
Все дидактические игры и задания (даже такие, на первый взгляд, странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» «Собери шахматную доску» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля, моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Занимаясь на интерактивной доске, на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды.
Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у детей развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).
Стимулируя познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность. Учились сочинять сказку про короля, по мотивам русской народной сказки «Колобок», «Репка» и драматизировали их.
Когда дети познакомились со всеми шахматными фигурами, провели игру - викторина «Шахматная шкатулка»
Загадывание загадок, расставление фигур на доске из шкатулки.
…. Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь.
За правильный ответ - поощрительный приз.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка)
Не живет в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок, и силен.
Догадались? Это (Слон)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это (Конь)
Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
Стоит в Углу с величием судьи,
Приз дадут, и смело вступит в бои.
Известна своей крайней прямотой,
Неужто не узнаешь ты (Ладьи)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал. (Ферзя) и т.д…….
Детям очень понравились такие интересные дидактические игры, как: «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Шахматная репка», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности»
С большим азартом и интересом выполняли дидактические задания, такие как: «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Учились превращать пешку – в красивую и сильную фигуру (рисование).
Так же могли собрать картинку шахматных фигур из 4,6,8 и 12 частей, развивая логическое мышление, память и внимание.
При полном ознакомлении с шахматными фигурами и шахматными ходами проводились шахматные турниры, командные соревнования.
Использовала компьютерные игры «Динозаврики учат шахматам», «Фиксики»,
« Гамбит» мультфильм 2008г, «Ёжик шахматист» которые так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.
Папка-передвижка для родителей имела много информации и консультации по игре в шахматы, которая обновлялась каждый месяц по темам «Учим играть детей в шахматы», «Детские шахматные турниры», «Играем вместе» шарады, кроссворды, сканворды, головоломки, ребусы и т.д..
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому, мы предложили родителям папку-передвижку с консультации по темам: «Играем вместе», «»Развиваем мышление детей через шашки и шахматы», «Учим детей играть в шахматы» и др., с целью привлечения внимания родителей к обучению детей играм.
Цель этого мероприятия, привить интерес к шахматам, развивающей логику, внимание, мышление ребенка.
Работа в кружке проводилась с использованием занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране». Продолжила использовать в работе следующую литературу: «Шахматный букварь А.Кентлера, авт. Трофимова А «Малыши играют в шахматы»,компьютерные игры «Динозаврики учат шахматам», « Фиксики»,
« Гамбит» мультфильм 2008г, «Ёжик шахматист» интернет- ресурсы.
В работе использовала дидактический материал:
-дидактические игры и упражнения для закрепления пройденного материала;
- чудесный мешочек;
- маски для игр-драматизаций,
- схемы и модели шахматных фигур и их ходов;
- оформила дидактические игры («Собери шахматную доску», «Угадай-ка»)
-подготовила практический материал (упражнения, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.
Глоссарий:
ШАХ, МАТ, ПАТ, НИЧЬЯ.
Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Мат – это шах, от которого нет защиты.
Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.
Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шах
г.Тула 2021-2022