ОТЧЁТ
о профилактике школьной дезадаптации и обеспечение преемственности при переходе на следующую образовательную ступень
учащихся 5-х классов, подготовленный педагогом-психологом МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Джаватхановой Альбиной Ахмедовной
В школьной жизни есть несколько кризисных периодов, которые проживают все ученики. Один из таких сложных моментов – это пятый класс: переход к другой системе обучения, изменения отношений учитель-ученик, начало физиологического созревания. Таким образом, во время перехода из начальной школы в среднее звено ребёнок подвержен как внешним, так и внутренним изменениям.
Изменение жизненной ситуации и жизненного статуса является стрессом для любого человека, но детей это касается особенно. За четыре года учебы в младшей школе ребенок успел привыкнуть к педагогу, а учитель приспособился к общению с ним, изучив его индивидуально-психологические особенности. Ученик адаптировался, нашёл свою социальную нишу в коллективе. А тут опять всё по-новому. Пятикласснику нужно не только приспособиться к совершенно разным и «чужим» людям, но и успешно реализовываться в учебном процессе.
Для того чтобы ребенок смог избежать дезадаптации, которая может стать предпосылкой девиантного поведения, необходимо проводить психопрофилактические работы.
Психопрофилактическая работа проводилась согласно общешкольному и годовому плану работы педагога-психолога в соответствии с должностными обязанностями. Несмотря на то, что в зависимости от образовательного учреждения и функций педагога-психолога, задачи специалиста могут менять, унифицированно перечень видов деятельности заключается в: создании оптимальных условий для поддержания и улучшения психологического здоровья учащихся и педагогов; укреплении психологического здоровья школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; психолого-педагогическом сопровождении.
Дата проведения диагностики: октябрь 2018 года.
Участники: учащиеся 5 а и 5 б классов.
Количество участников: 5 а класс – 16 детей, 5 б класс – 16 ребенок.
Цель: изучить степень, особенности адаптации и школьной мотивации учащихся 5-х классов.
Методы и формы используемые в работе для получения информации о психолого-педагогической адаптации и учебной мотивации были:
1. Беседы с педагогами (учителя предметники).
2. Наблюдения за школьниками в и вне учебных ситуациях.
3. Психологическая диагностика детей.
Методический инструментарий:
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации».
Тест «Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)».
Экспресс-диагностика тревожности посредством теста.
Результаты тестирования представлены ниже в таблицах № 1, № 2, № 3.
Диагностика изучения степени сформированности мотивации
к обучению на начало учебного года.
Класс | Высокий уровень школьной мотивации | Хорошая школьная мотивация | Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами | Низкая школьная мотивация | Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
5 а | Кол-во детей | 5 | 5 | 4 | 2 | 0 |
% | 32% | 32% | 25% | 12,5 | |
5 б | Кол-во детей | 4 | 6 | 5 | 5 | 1 |
% | 25% | 38% | 32% | 32% | |
Таблица №1.


Диагностика изучения психологический климат классного коллектива на начало учебного года.
Классы | Интерпретация результатов теста |
X=4,5 балла | 3,54,5 | X3,5 |
Показатель психологического климата высокий | Показатель психологического климата средний | Показатель психологического климата низкий |
5 а класс | 4,2 | | |
5 б класс | | 3, 9 балла | |
Таблица №2.
Вывод:
результаты обследования показали, что
5 а класс имеет средний 4,2 балла, что свидетельствует о высоком уровне психологического климата классного коллектив;
5 б класс имеет средний бал 3,9, что говорит о среднем уровне психологического климата классного коллектива.

Экспресс-диагностика тревожности посредством теста
на начало учебного года.
Класс | Уровни | Низкий уровень | Средний уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
5 а класс | Кол-во детей | 12 | 4 | | |
% | 66% | 34% | | |
5 б класс | Кол-во детей | 9 | 8 | | |
% | 56% | 44% | | |
Таблица №3.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
В течение I полугодия успешно прошли адаптацию к новым социально-педагогическим условиям 84% пятиклассников.
Незначительные трудности испытывают на этапе адаптации 16% учащихся.
Директор
МКОУ «Ирганайская СОШ» А. М. Магомедов
Психолог А. А. Джаватханова
6