Министерство образования и науки Республики Дагестан
Управление образованием г. Избербаш
Отчёт
о работе городского методического объединения
учителей начальных классов
за 2021-2022 учебный год.
Руководитель ГМО
Гаджиева Гюльнара Абдуллаевна,
учитель высшей категории,
стаж работы 29 лет.
В 2021-2022 учебном году ГМО учителей начальных классов работало над методической темой «Повышение эффективности качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС нового поколения. Формирование информационного пространства учителя».
Цель: совершенствование форм и методов в работе учителя начальной школы через повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
1. Повышать информационную компетентность педагогов, оказывать методическую помощь по изучению и внедрению новейших технологий обучения для активизации инновационной деятельности, более высоких результатов педагогического мастерства.
2. Активизировать работу с одарёнными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах.
3. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
4. Совершенствовать формы работы по повышению качества и техники чтения.
5. Организовать семинары и открытые уроки в рамках обмена опытом.
6. Продолжить просветительскую работу с родителями учащихся.
7. Продумать углубленную коррекционную работу с детьми, имеющими проблемы в обучении с учетом возрастных особенностей.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
овладение учителями ГМО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся
ключевых компетентностей.
Состав ГМО учителей начальных классов:
Всего учителей | Образование | Количество | Награды, звания |
142 | Высшее | 85 | «Почетный работник сферы образования РФ» |
Средне –специальное | 57 | 13 |
Категория | «Отличник образования РД» |
Высшая | Первая | Без категории | 10 |
45 | 46 | 51 |
Направления деятельности ГМО учителей начальных классов в 2021-2022 учебном году.
Заседания методического объединения.
Согласно плану ГМО проведены 5 заседаний. Из них 1, 4, 5 проходили в очном формате, 2 и 3 заседания проведены в дистанционном формате.
Все заседания проведены своевременно, на них рассматривались не только
теоретические вопросы, но и проводилось обсуждение открытых уроков, во время которых учителя обменивались опытом работы. В этом году было решено включить в заседания вопрос формирования практических навыков, а именно: фонетический и морфологический разборы слов, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, усовершенствовать знания и способствовало проявлению инициативы.
Темы заседаний:
«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год»
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе».
«Основные приемы и технологии в работе преподавателя учебного курса ОРКСЭ»
«Интегрированный урок сегодня»
«Результаты ГМО по совершенствованию образовательного процесса».
На заседаниях заслушаны доклады:
Понятие «функциональная грамотность» и её содержание. Организация работы по изучению и выявлению уровня сформированности функциональной грамотности. Эседова Э. И., МКОУ СОШ №1
Методические рекомендации для педагогов начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников. МКОУ СОШ №10, Водолазова А. П.
Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики». МКОУ СОШ №8, Касумова Р. С.
Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО. МКОУ СОШ №10, Омарова С. Н.
Понятие интеграции предметов. Вариации интегрированных уроков. МКОУ СОШ № 12 ,Сулейманова Г.Р
Типы и формы интегрированных уроков. Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков.» Мамедханова Т. В. МКОУ СОШ № 1.
Открытые уроки и взаимопосещение.
Приоритетным направлением работы городского методического объединения начальной школы является внедрение в практику современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования:
Технология проектного обучения.
Технология развития критического обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология совершенствования общеучебных умений.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Гуманно-личностная технология.
Технология игрового обучения.
Педагоги начальных классов продолжают активно внедрять в учебный процесс разные формы и виды использования ИКТ с целью активизации учебной деятельности по развитию навыков самообразования школьников, соблюдая принципы компетентностного подхода в обучении.
По сложившейся традиции, в школах города проводились методические десанты, в рамках которых учителя начальных классов показывали гостям современные уроки с использованием новейших технологий.
Школы | Тема урока, класс | ФИО учителя |
СОШ №2 | «Создаем весеннее настроение»(технология),2 кл. | Алибекова Л. Т. |
СОШ №3 | «Состав слова. Корень», 4 кл. «Уроки жизни Л. Толстого» 2 кл. (внеклассное мероприятие) | Абдурахманова Х.А. Агасиева А. А. |
СОШ №8 | «Решение примеров и задач. Весенние изменения в природе»,1 кл. «М. М. Пришвин «Осеннее утро», 2 кл. «Глаголом жги сердца людей», 4 кл. | Абдулбекова Г.Д. Касумова Р.С. Саркарова Э. А. |
СОШ №10 | «Решение задач и выражений», 1 кл. | Шот В. В. |
СОШ №11 | «Обобщение знаний о составе слова», 3 кл. «Решение задач», 3 кл. | Вагабова М. М. Магомедова И. М. |
СОШ №12 | «Решение задач и выражений», 2 кл. | Магомедова Д. Д. |
ИШИ | «Решение задач на увеличение в несколько раз», 3 кл. | Магомедова Б. И. |
Участие педагогов и учащихся в конкурсах.
Необходимо отметить, что запланированные ГМО мероприятия на ноябрь и февраль такие, как «КВН по произведениям Носова Н. Н.» и «Рыцарский турнир», не удалось провести из-за ограничений, связанных с распространением корона вирусной инфекции. Но учителя города принимали участие во многих мероприятиях от УО города, Министерства образования и науки РД, Министерства культуры РД в дистанционном и очном формате с соблюдением необходимых ограничительных требований.
Ученица 4 «ж» класса (МКОУ СОШ №1) Алишейхова Айя, приняла участие в международном открытом конкурсе «Наш безопасный мир. Голос безопасности» и заняла Гран- При.
В Республиканский конкурсе «Учитель перед именем твоим» Мехдиева Г.Д. заняла 2 место (МКОУ СОШ №2)
Учитель Агасиева А.А. (МКОУ СОШ №3) заняла 3-е место в муниципальном этапе Республиканского заочного конкурса «Школа – территория здоровья» в номинации «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий».
В муниципальном этапе ХХIV Республиканского конкурса чтецов «Дагестан- моя любовь и моя клятва!» 3-е место заняла Магамадалиева Фаиза (МКОУ СОШ №3).
В муниципальном конкурсе видеороликов по русским и дагестанским сказкам учащиеся 2-х классов (МКОУ СОШ №3) заняли 2-е место.
Учащиеся 3 «А» класса (МКОУ СОШ №8) и классный руководитель Муртузалиева Э.А. участвовали в муниципальном конкурсе «Фестиваль русской и дагестанской народной сказки» и заняли 1 место и в VI Республиканском фестивале русской народной и дагестанской сказки и заняли 1 место.
Учитель Саркарова Э.А. (МКОУ СОШ №8) участвовала в городском конкурсе «Самый классный классный» и заняла 1 место. В Республиканском конкурсе «Самый классный классный» - 3 место.
Ученик 2в класса Магомедрасулов М. (кл.рук. Касумова Р.С.) (МКОУ СОШ №8) стал победителем Республиканского конкурса «Науки юношей питают» с исследовательской работой «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Группа учащихся 2 «А» класса и классный руководитель Муртузалиева Э.А., МКОУ СОШ №8 участвовали в муниципальном конкурсе «Фестиваль русской и дагестанской народной сказки» и заняли 2 место и в V Республиканском фестивале русской народной и дагестанской сказки и заняли 1 место.
Классные руководители третьих классов: Балаева Б.Н. и Магомедова Р.А.(МКОУ СОШ №10) с учащимися подготовили и показали сказку «Дынька». Стали победителями муниципального этапа фестиваля русской и дагестанской народной сказки.
«Школа -территория здоровья»- республиканский заочный конкурс методических разработок. Учителя МКОУ СОШ №11 Алиева Х.М. – 1 место, Каранаева М.М. – 2 место.
В Республиканском фестивале русской народной и дагестанской сказки учащиеся МКОУ СОШ №12 по руководством Магомедова Д.Д. и Бахмудова З.М. показали сказку «Лиса и Котофей Иванович» и заняли 2 место.
В VI республиканской математической олимпиаде «Фибоначчи» для учащихся 4 классов. Курбанова Залина (МКОУ СОШ №12) заняла 3 место.
В Республиканском конкурсе стихотворений собственного сочинения «Профессии прекрасней нет на свете» Кубаева Муминат (руководитель Зугумова З.А. МКОУ СОШ №12) заняла 3 место.
Работа с одаренными детьми и слабоуспевающими учащимися.
Работа с обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу детьми,
традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству.
Традиционно ГМО учителей начальных классов проводится олимпиада среди учащихся 4-ых классов по русскому языку, математике, окружающему миру.
Результаты городской предметной олимпиады школьников по русскому языку.
Ф.И.О. участника | Место | Ф.И.О. педагога |
Курбанова Залина Расуловна | 1 | Гусейнова Зулайхат Раджабовна, СОШ № 12 |
Гасанханова Аминат Саидовна Алибекова Амина Гасангаджиевна | 2 | Буданова Раисат Магомедовна, СОШ №2 Ахмедова Нажибат Магомедовна, СОШ №8 |
Нурмагомедов Абубакар Нурмагомедович Амирханова Джаният Абдулгамидовна | 3 | Эседова Эльмира Икрамудиновна, СОШ №1 Абдурахманова Ханича Алиевна, СОШ №3 |
Результаты городской предметной олимпиады школьников по математике.
Ф.И.О. участника | Место | Ф.И.О. педагога |
Алиев Рамазан Даниялович | 1 | Алискерова Эльвира Закидиновна, СОШ №12 |
Ахмедпашаев Али Абдуллабекович | 2 | Ахмедова Нажибат Магомедовна, СОШ №8 |
Шапиев Алихан Абдусаламович Абдулжалилов Амир Омарович Бекмурзаев Камал Шамилевич | 3 | Сулейманова Эльмира Магомедовна, СОШ№1 Махмудова Зарина Фехратдиновна, СОШ №2 Алиева Рагимат Абдусаламовна, СОШ №10 |
Результаты городской предметной олимпиады школьников по окружающему миру.
Ф.И.О. участника | Место | Ф.И.О. педагога |
Лахманов Камиль Гаджиевич | 1 | Исаева Салихат Джамалудиновна СОШ №1 |
Хизриев Амир Арсенович Газиев Абдурахман Анзорович | 2 | Ахмедова Нажибат Магомедовна СОШ №8 Курбанова Зубейдат Абдурахмановна, СОШ №11 |
Магамадалиева Фаиза Эдмоновна | 3 | Курбанова Шахсенем Абдусаламовна, СОШ №3 |
В 2021-2022 учебном году обучающиеся 1-4 классов активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах.
№ п/п | Мероприятие |
1. | «Осенняя олимпиада» на Учи.ру |
2. | «Заврики»-олимпиада по математике |
3. | Олимпиада «BRICSMATH.COM» |
4. | Олимпиада по ПДД «Безопасные дороги» |
5. | «Заврики»-олимпиада по английскому языку |
6. | 1-3 этапы мониторинга по математике и русскому языку. |
7. | «Заврики»-олимпиада по окружающему миру |
8. | «Заврики»-олимпиада по программированию |
9. | «Культурный марафон» от Яндекс.Учебника |
10. | «Я люблю математику» от Яндекс.Учебника |
11. | «Юный предприниматель и финансовая грамотность» |
12. | «Читательская грамотность» |
13. | IVмежрегиональная дистанционная олимпиада по математике от Центра Интеллектуальный Дагестан |
14. | «Белый мишка» |
15. | «Клеверенок» |
В целях повышения качества образования были составлены
списки слабоуспевающих учащихся. Составлены графики дополнительных занятий. В школах проводились мониторинги обученности по предметам, личностного роста каждого учащегося и коррекция знаний по результатам.
Участие в семинарах, вебинарах, форумах, конференциях.
Всероссийский форум классных руководителей (9-10 октября) г.Москва.
Онлайн-обучение по методике программы «Разговор о о правильном питании» (декабрь)
Вебинар «Эффективные методы управления изменения в школе» 06.09.21г.
Вебинар для учителей 4 классов»Обновленный ФГОС» 26.04.22г.
По рекомендации ДИРО вебинар «Методический инструментарий конструирования заданий по функциональной грамотности» от издательства «Легион» 14.04.22 г.
По рекомендации ДИРО вебинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы»
Тест на портале РЭШ (самодиагностика готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС)
Мероприятие «Эффективные методологии управления изменениями в школе –лучшие практики от Яндекс.Учебника 06.09.21
14.09.21 практический вебинар от Международного центра образования «Новые ФГОС НОО.что изменилось»
9-10.10.21г. Всероссийский форум классных руководителей.
Большой этнографический диктант 2021
Всероссийский урок «Эколята- молодые защитники при роды с 08.11 по 08.12 21 г.
Конференция «Переход на новые стандарты начальной ступени образования2 от государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г.Москвы МГПУ
25.02.22 г. вебинар от МО и науки РД «Возможности цифрового образования с поддержкой государства – будущее наших детей»
Анкетирование»Без срока давности» на официальном сайте Всероссийского конкурса сочинений
Многие учителя имеют свои персональные сайты и странички в социальной сети работников образования Инфоурок, Мультиурок, где размещают регулярно свои публикации.
Повышение квалификации.
Учителя начальных классов регулярно проходят курсы повышения квалификации и стараются повысить свой профессиональный уровень.
Учителя, набирающие на 2022-2023 уч.год первые классы, приняли участие в семинаре «Содержание и особенности образовательной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФГСО ООН», а также прошли курсы повышения квалификации по теме: «Реализация требований обновленного ФГОС ООН».
Следует отметить, что были пройдены курсы повышения квалификации всеми учителями начальной школы на сайте Единый урок:
1)«Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях» в объ1ме 16 часов;
2) «Обработка персональных данных в образовательных организациях» в объёме 17 часов;
3) «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям, согласно СП 2.4.3648-20» в объёме 36 часов
4) «Учитель будущего» 72 ч,2021 г. ГБУ РД «ЦНППМПР»
5) Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации» 72 ч ГБУ ДПО РД «ДИРО».
6) Организация деятельности классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональным стандартом «Педагог» 72 ч
ГБУ ДПО РД «ДИРО».
7) Совершенствование деятельности учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС» 72 ч. ГБУ ДПО РД «ДИРО»
Учителя, являющиеся, организаторами ЕГЭ прошли обучение и получили сертификат «Подготовка организаторов ППЭ»;
Необходимо продолжить работу по стимулированию педагогов к профессиональному росту.
Работа с молодыми специалистами.
В текущем учебном году в 12 школе работают 3 молодых специалиста, за которыми закреплены учителя-наставники, которые оказывали квалифицированную помощь, посещая их уроки и приглашая на свои. Помогали составлять тематический план, обращали особое внимание на подбор материала для систематического повторения, самостоятельных и контрольных работ. Ознакамливали и проводили вместе анализ УМК и методической литературы. Оказывали помощь в подготовке к урокам, особенно в составлении поурочных планов. Наиболее трудные темы разрабатывали вместе. Оказывали помощь и давали советы по проверке ученических тетрадей. Вместе готовили и подбирали дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений и контрольных работ.
Выводы и рекомендации.
Анализируя работу ГМО, следует отметить, что план работы на 2021-2022 учебный год реализован не полностью, не проведены два городских мероприятия в связи с ограничениями Роспотребнадзора. Несмотря на это учебно-воспитательная работа учителей была насыщенной. Большинство мероприятий проводились в дистанционном формате.
Учителя начальных классов на протяжении всего года работали над темами по самообразованию, прошли курсы повышения квалификации, публиковали свои работы на сайтах, проводили открытые уроки и мероприятия.
Уровень профессиональной и цифровой грамотности педагогов значительно возрос за последние три года благодаря активному изучению и внедрению в практику современных педагогических технологий.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения.
Уделяется внимание формированию у учащихся навыков творческой и научно-исследовательской деятельности.
Формированию у учащихся универсальных учебных действий, освоению информационно – компьютерных технологий.
Учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Ведётся работа с одарёнными детьми.
Исходя из вышеизложенного, определены цели на следующий учебный год:
1.Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
2.Создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.
3.Совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
4.Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
5. Повышение функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.
Задачи:
осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения, для реализации современных требований образования;
создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;
повышать уровень общей дидактической и методической подготовки педагогов;
создать условия для повышения уровня квалификации педагога;
проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО;
совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.