Анализ работы методического объединения учителей начальных классов
За 1-ое полугодие 2019-2020 учебного года.
Исходя из методической темы школы «Повышение профессионального мастерства учителей в инновационных образовательных технологиях в рамках реализации проекта «Наша Новая Школа»»
МО начальных классов определило для себя методическую проблему:
Задачи:
Организация работы по обобщению передового педагогического опыта.
Совершенствование форм работы в самообразовании учителей.
Внедрение в практику работы здоровьесберегающих и информационно – коммуникационных технологий.
Организация творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
Совершенствование видов и форм психолого - педагогической диагностики и контроля.
6. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
При организации учебно – воспитательного процесса учителя начальных классов применяют различные методы и приёмы обучения, стремятся к тому, чтобы уроки проходили интересно и эффективно: объединяют учение и игру, труд и отдых, активно внедряют информационно-коммуникационные технологии, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
На уроках активно используют средства мультимедиа, дидактический и раздаточный материал. Они систематически работают над созданием и совершенствованием гуманной системы взаимоотношений, над тем, чтобы на уроках царила обстановка, располагающая ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции. Они внимательно относятся к своим ученикам, стремятся, чтобы на уроке каждый был включён в учебную деятельность, используют в своей деятельности различные организационные формы обучения (индивидуальные, фронтальные, парные и групповые). Так же на уроках чередуются устные и письменные формы учебной деятельности. Учителя начальных классов систематически работают над повышением своего профессионального мастерства: работают над темами самообразования, принимают активное участие в работе ШМО.
* Результативность обучения за 1 полугодие
№ п/п | ФИО учителя | класс | Успеваемость | Качество (1четв.) | Качество (2 четв.) | Изменения |
| Саркисова А.Г. | 1 «А» | - | - | - | |
| Мамиева О.Ф. | 1 «Б» | - | - | - | |
| Болоташвили Н.А. | 2 «А» | - | - | - | |
| Чельдиева И.Р. | 2 «Б» | - | - | - | |
| Лолаева М.Г. | 3 «А» | 100% | 65% | 70% | +5 |
| Торчинова Б. В. | 3 «Б» | 100% | 47% | 53% | +6 |
| Ельджарова Б. Т. | 4 «А» | 100% | 38% | 39% | +1 |
8. | Хубецова А.В. | 4 «Б» | 100% | 28% | 25% | -3 |
Рекомендации:
свести в таблицу по классам типичные ошибки по итогам контрольных работ русского языка и математики для будущей коррекционной работы;
включать в уроки всем учителям упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом (использовать тестовые задания);
необходимо больше внимания уделять развитию навыков беглого, правильного, осознанного чтения у уч-ся, умению работать с текстом;
способствовать поддержанию устойчивого интереса у уч-ся к чтению, воспитывать любовь к книге;
осуществлять постоянный контроль над внеклассным чтением, поддерживая связь с родителями и школьной библиотекой.
При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:
Участие в заседаниях МО и педагогических советах;
Работа учителей над темами самообразования;
Знакомство с опытом работы учителей по данной проблеме;
Участие в конкурсах, семинарах;
Открытые уроки в рамках методического дня МО;
Поставленные задачи реализовывались в ходе:
использования технологий проблемного, развивающего, дифференцированного обучения, проектного метода обучения, использования ИКТ в образовательном процессе;
использования межпредметных связей при изучении учебного материала;
разработки заданий для учащихся, которые способствовали их обращению к информационной среде как инструменту получения знаний, к общению в парах и группах;
проведения индивидуальных и групповых занятий.
В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа.
В 2018-2019 учебном году было проведено 5 заседаний МО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. На заседаниях МО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Заседания МО проходили в форме дискуссий, «анализа конкретных ситуаций», деловой игры.
Много внимания уделялось методическому оснащению кабинетов начальных классов. Были переработаны, а некоторыми учителями разработаны новые дидактические материалы, тесты по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся.
Тематика проведенных заседаний МО.
Заседание № 1 (август)
Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019– 2020 учебный год»
Заседание № 2 (ноябрь)
Тема: «Системно- деятельный подход на уроках в начальной школе».
Заседание № 3 (январь)
Тема: «Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования»
На заседаниях МО анализировались причины неуспеваемости учащихся, намечались пути помощи детям по усвоению программных требований.
Русский язык
1.Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:
2.Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов
3.Написание безударной гласной, проверяемой ударением
4.Падежные окончания существительных (4 классы)
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
-отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
-ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся во 2-3 классах.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с учителями филологами.
Рекомендации.В целях повышения грамотности учащихся начальной школы необходимо:
Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
Сотрудничество с логопедической службой.
Математика
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:
Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
Рекомендации.
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
Техника чтения
Рекомендации.
Продолжить работу над выразительностью и скоростью чтения;
Формировать умения работать с текстом (учить определять основную мысль текста, тему произведения, озаглавливать части текста и др.).
Сравнительный анализ входного, промежуточного и итогового контроля выявил, что учащиеся начальных классов находятся на оптимальном уровне обученности. Не смотря на это, учителям следует систематически и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы – задания включать материал повторительного характера, тесно связанный с изучаемой темой и ранее изученным, а также задания повышенной трудности на развитие логического мышления.
Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. Обучающиеся школы принимают участие во всех городских, во многих всероссийских конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали во Всероссийской игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» (49 чел.)
Во всероссийской олимпиаде по русскому языку «Нико» приняли участие все учащиеся 2-4 классов. Учащиеся 3-х классов приняли участие в городской олимпиаде по выявлению одарённых детей по математике.
Внеурочная деятельность.
Цель: создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.
Задачи:
-организация учебной деятельности учащихся;
-организация работы по охране здоровья и жизнедеятельности учащихся;
-организация внеучебной деятельности учащихся.
Основные формы работы:
-классные часы;
-беседы, инструктажи;
-организация горячего питания
-родительские собрания;
-проверка и контроль успеваемости;
-индивидуальная работа с учащимися и родителями;
-индивидуальные занятия со слабыми и сильными детьми;
-праздники;
-конкурсы;
-экскурсии;
№ | Направления | Воспитательные задачи | Мероприятие, дата | Класс Кл.руководитель | Кол-во уч-ся |
1. | Художественно-эстетическое | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности | 25.10.19 1.Осеняя выставка «Дары осени» | 3 «А» Лолаева М.Г. | 18 чел. |
| | | | 3 «Б» Торчинова Б. В. | 19 чел. |
| | | | 4 «А» Ельджарова Б. Т. | 15 чел. |
| | | | 4 «Б» Хубецова А.В. | 13 чел. |
| | | | 1 «А» Саркисова А.Г. | 10 чел. |
| | | | 1 «Б» Мамиева О.Ф. | 18 чел. |
| | | | 2 «А» Болоташвили Н.А. | 7 чел. |
| | | | 2 «Б» Чельдиева И.Р. | 16 чел. |
| | | 24.11.19 2. Конкурс «Портрет мамы», посвященный Дню матери. | 3 «А» Лолаева М.Г. | 5 чел. |
| | | | 3 «Б» Торчинова Б. В. | 3 чел. |
| | | | 4 «А» Ельджарова Б. Т. | 3 чел. |
| | | | 4 «Б» Хубецова А.В. | 4 чел. |
| | | | 1 «А» Саркисова А.Г. | 2 чел. |
| | | | 1 «Б» Мамиева О.Ф. | 5 чел. |
| | | | 2 «А» Болоташвили Н.А.. | 1 чел. |
| | | | 2 «Б» Чельдиева И.Р. | 5 чел. |
| | | 25.12.19 3. Конкурс «Волшебство своими руками» | 3 «А» Лолаева М.Г. | 13 чел. |
| | | | 3 «Б» Торчинова Б. В. | 14 чел. |
| | | | 4 «А» Ельджарова Б. Т. | 13 чел. |
| | | | 4 «Б» Хубецова А.В. | 10 чел. |
| | | | 1 «А» Саркисова А.Г. | 7 чел. |
| | | | 4 «Б» Мамиева О.Ф. | 10 чел. |
| | | | 2 «А» Болоташвили Н.А. | 2 чел. |
| | | | 2 «Б» Чельдиева И.Р. | 5 чел. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
3. | Здоровье-сберегающее. Профилактическое | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | 1.Кружок «Правильное питание - залог здоровья» 2. Систематически по плану беседы, инструктажи по правилам дорожного движения, технике безопасности. | 1-4 кл. | |
4. | Культурно-развлекательное. Экскурсионное. | -приобщение детей к духовным ценностям и историческому прошлому Родины; - развитие познавательных интересов, формированию активного самопознания. | 1. Кукольный театр 3.Зимняя сказка 4. Выставка «Вернисаж» | Учащиеся 1-4 кл. 1-4 кл | |
5. | Научно - познавательное | -развитие способности действовать целесообразно, мыслить рационально и проявлять себя, -формирование навыки самообразования, -повышение познавательной активности. | 1.Проведение литературной викторины между параллелями. 2.Проведение олимпиады «Русский медвежонок» 3. Проведение школьной олимпиады по математике и русскому языку между параллелями . | 1-4 кл. 2- 4 кл. 2-4 кл. | |
| | | | | |
Анализ показал, что в работе учителей начальных классов отмечается следующая положительная тенденция:
положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий
ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды
осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе следует обратить внимание на:
- соблюдение единого орфографического режима при ведении тетрадей;
- учителям выпускных классов необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к всероссийским проверочным работам;совершенствовать формы работы по повышению качества и техники чтения.
Следует признать план работы МО на 1 –ое полугодие 2019-2020 учебного года реализованным, задачи полугодия выполненными.
Руководитель МО А.В. Хубецова