ОТЧЁТ ПЕДАГОГА НАСТАВНИКА
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ за первое полугодие 2022-2023 уч.года
Ф.И.О. молодого специалиста: Шурыгин Сергей Сергеевич (педагог-психолог)
Ф.И.О. наставника: Ещенко Валентина Георгиевна (педагог-психолог)
Составила:
Ещенко В.Г.
педагог-психолог
Сентябрь, 2022 г.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог - психолог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Являясь одним из наставников молодого специалиста - Шурыгина Сергея Сергеевича, мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом-психологом.
ЦЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА:
создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.
ЗАДАЧИНАСТАВНИЧЕСТВА:
- создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
- оказание методической помощи молодому педагогу в развитии профессиональных умений и навыков: приобретение навыков практической деятельности, планирование и организация психологической деятельности;
- формирование потребности и мотивации в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, в непрерывном самообразовании;
- воспитание исполнительской дисциплины и чувства ответственности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных профессиональных навыков;
- повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;
- использование в работе начинающего педагога-психолога новых психолого-педагогических технологий.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-беседы;
-тренинговые занятия;
-методические консультации;
-взаимопосещение занятий;
-участие в разных мероприятиях;
-прохождение курсов, посещение семинаров.
РАБОТА СПЛАНИРОВАНА ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- организационные вопросы;
- планирование работы педагога-психолога и организация психологической службы в условиях реализации ФГОС;
- планирование и организация методической работы;
- работа с документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодого специалиста.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;
2. Планирование и анализ деятельности;
3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах сопровождения учебно-воспитательного процесса;
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации психологической работы;
5. Организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной психолого-педагогической деятельности;
6. Сотрудничество с опытными педагогами-психологами других школьных учреждений;
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Нашу работу я выстроила в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог-педагог - психолог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Были проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию. Оказана помощь при проведении коррекционно-развивающих занятий, групповых диагностиках, в подборе диагностик, треннингов для работы с детьми, педагогами и родителями. Посещались занятия молодого специалиста с детьми ОВЗ.
№ | Занятия | Тема | Когда |
1 | Нетрадиционные физминутки на переменах | Развитее внимания и памяти, логическое мышление. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
2 | Психологический портрет «Самые-самые…» | Развитее внимания и памяти, логическое мышление, моторики. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
3 | Нейропсихология. Нейродинамика «Стопа, кулак, ладонь» | Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
4 | Сказкатерапия. Тренинговое занятие «Настоящая дружба» | Учить сопереживать, сочувствовать. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
5 | Арт-терапия Арт-Визаж «Мы за Россию!» | Самовыражение, самосознание. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
6 | Песочная терапия «Радуга настроения» | снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
7 | Караоке «Добрые песни о главном» | Работа с различными чувствами и состояниями. | 05.11.2022- 11.11.2022 |
8 | Индивидуальные диагностики | Выявление тревожности, стресса, суицидальных наклонностей, адаптационного периода, учебной мотивации и т.д. | 13.09.2022 27.09.2022 |
9 | Групповые диагностики | Выявление тревожности, стресса, суицидальных наклонностей, адаптационного периода, учебной мотивации и т.д. | 14.09.2022 28.09.2022 |
10. | Работа с родителями | Общешкольное родительское собрание.Беседы, консультации и рекомендации, тренинги групповые и индивидуальные | 15.10.2022 27.12.2022 В течение всего периода |
11 | Работа с педагогами | Беседы, консультации и рекомендации, тренинги групповые и индивидуальные | В течение всего периода |
Коррекционно-развивающие занятия является основной формой организации процесса работы педагога-психолога в СКОУ. Оно может быть проведено в традиционной и нетрадиционной форме с использованием инновационно – информационных технологий. Поэтому занятиям уделялось наибольшее внимание. Совместно с молодым специалистом анализировались проведенные им занятия, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на занятие, т.к. неясное видение цели как конечного результата всегда ведет к размытости, неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения.
Кроме этого была оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в соблюдении санитарно – гигиенических норм и требований в кабинете, в работе по самообразованию и т. д.
В течение 4х месяцев Сергей Сергеевич посещал открытые уроки и занятие и как мои, так и других педагогов с целью научиться важным профессиональным качествам:
- создание положительной атмосферы на занятии;
- используемые методы обучения;
- деятельность учащихся на занятиях;
- речь педагога-психолога и его значение на занятиях;
- воспитывающая сторона занятий;
- взаимоотношение педагога-психолога и учащихся.
Учебно –воспитательный процесс с детьми с ОВЗ Сергей Сергеевич строит в тесном контакте и сотрудничестве с родителями ребенка. Для этого им в мессенжерах 1-5 классов проводятся индивидуальные беседы с родителями, памятки, рекомендации, онлайн-советы.
Активно участвовал в проведение Недели психологии.
По работе с молодым специалистом можно сделать вывод: педагог - психолог уже неплохо владеет методикой ведения занятия; материалом; следит не только за ходом занятия, но и за порядком и дисциплиной, за характером взаимоотношении с детьми. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм и методик и работой с ребенком.
Также в ходе посещенных занятий и часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины.
Сергей Сергеевич активно участвует в жини школы, посещает конференции, семинары, активно ведет сайт https://multiurok.ru/id64867390/.
Сергей Сергеевич обучался на факультете психологии и дефектологии в НИИрГТУ по профилю «Психология». Сейчас получает психолого-педагогическое образование в магистратуре БГУ г.Улан-Удэ.
Получил сертификат об окончании курса повышения квалификации: обучение на портале "Единый урок" по безопасности в сети "Интернет". 36 часов в ноябре 2022 г. У Сергея Сергеевича есть замечательное хобби – фотостудия, где он обучает детей с ОВЗ основам фотографии, а так-же изучение психолого – педагогической литературы, изучение видеоматериала и подкастов по специальности. Что помогает подходить творчески к работе педагога-психолога.
МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЫЛА ОКАЗАНА ПОМОЩЬ:
- в приобретении практических навыков, необходимых для психолого-педагогической работы;
- в выработке применять теоретические знания в практической деятельности;
- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности учащихся.
ВЫВОД.
Период адаптации молодого специалиста проходит успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией и педагогом-наставником Ещенко В.Г. в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
ЗАДАЧИ НА 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД:
- работать над повышением компетентности молодого педагога в вопросах коррекции учащихся на занятиях;
- направить работу на практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего занятия.