Отчет педагога-наставника, учителя начальных классов Домниной Е. Е.
с молодым специалистом, учителем начальных классов Щёголевой Н. Н.
МБОУ Пржевальская СШ
за 2022-2023 учебный год
В целях научно - методического сопровождения молодого педагога в период профессионального становления, привития молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и создания условий для самореализации, для приобретения молодыми специалистами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности была организована работа по наставничеству.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
Задачи, которые стояли перед наставником (Домниной Е.Е.):
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе молодого учителя.
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями,
- использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий,
- развитие готовности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой,
В течение отчётного периода осуществлялось консультирование по вопросам методологии преподавания предмета, дидактики. Были проведены беседы по темам: «Специфика обучения в начальных классах», «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся», «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».
Тренинги: «Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование)», «Требования к плану воспитательной работы», «Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей)», С целью оказания помощи проводились коучинги по темам: «Моя педагогическая документация», «Мы вместе».
С целью углубления профессиональных знаний и умений был организован цикл теоретических занятий по темам:
1 «Методы изучения личности ученика и классного коллектива»
2. «Типы уроков. Формы уроков", "Формы контроля знаний, умений, навыков»
3. «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся»
4. «Современные образовательные технологии, использование их в учебном процессе»
С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодого специалиста Щёголевой Н. Н., методами и формами работы, выявления затруднений, оказания методической помощи было организовано посещение ее уроков. Совмещение проектирования уроков с посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде. Были проведены практикумы по темам «Разработка поурочных планов», «Развитие УУД учащихся». Были посещены уроки молодого специалиста:
Дата | Предмет | Тема |
26.09.2022. | Литературное чтение | Сказка «Каша из топора» |
7.10.2022. | Математика | Час. Минута. Соотношение между ними. |
21.10.2022. | Русский язык | Обучающее сочинение по серии картинок. |
16.11.2022. | Окружающий мир | Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями» |
5.12.2022. | Изобразительное искусство | Украшения и фантазия |
24.12.2022. | Русский язык | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
30.01.2023. | Математика | Приём письменного сложения вида 37+53. |
7.02.2023. | Окружающий мир | Домашние опасности |
18.02.2023. | Технология | Народный костюм. Национальный костюм и особенности его украшения |
01.03.2023. | Литературное чтение | Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
23.03.2023. | Русский язык | Повторение по теме «Слово и его значение» |
21.04.2023. | Литературное чтение | Г.Б.Остёр «Будем знакомы» |
16.04.2023. | Математика | Умножение числа 2.Умножение на 2. |
Все уроки Щёголева Н. Н. провела с использованием разнообразных форм и методов работы. На своих уроках Наталья Николаевна старалась делать ведущей деятельность ребенка, а не учителя.
Ей даны рекомендации:
-активизировать деятельность учащихся, включая в работу не только успешных детей,
- с целью совершенствования методики ведения уроков по возможности посетить уроки других педагогов
Участие Щёголевой Н. Н. в курсовой подготовке, аттестации молодого специалиста, в работе творческой группы учителей начальной школы
в 2022-2023 учебном году:
Организация | Наименование мероприятия | Сроки прохождения |
МБОУ Пржевальская СШ | Вебинар «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» | ноябрь |
МБОУ Пржевальская СШ | Аттестация молодого специалиста | декабрь |
Методическое объединение учителей начальных классов (выступление) | Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся | январь |
Курсовая подготовка | «Классное руководство как стратегический ресурс стимулирования обучающихся к самореализации в условиях современного мира». | январь |
Методическое объединение учителей начальных классов (выступление) | Пути формирования и развития функциональной грамотности как способа повышения качества образования младших школьников | март |
Курсовая подготовка | «Проектные задачи в начальной школе: от теории к практике». | апрель |
Курсовая подготовка | «Развивающее обучение на уроках окружающего мира». | апрель |
Учебно – воспитательный процесс в классе Щёголевой Н. Н. строит в тесном контакте и сотрудничестве с родителями. Для этого в классе проводятся индивидуальные беседы с родителями, консультации, коученги.
Дети её класса активно участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся и занимают призовые места
№ | Название мероприятия | результативность |
1 | Региональный конкурс детского художественного творчества «Я рисую крепость» | Победитель Браницкий Ярослав с публикацией в каталоге лучших работ |
2 | Всероссийский дистанционный конкурс выразительного чтения стихов «Никто не забыт, ничто не забыто» | Диплом 1 степени Васильева Дарья |
3 | «Ёлка Эколят – Молодых защитников природы». | Призёр 3 степени Васильева Дарья |
4 | Всероссийский конкурс творческих работ «Память сильнее времени» | Победители Афонченкова Мария, Васильева Дарья. |
По работе с молодым специалистом можно сделать вывод: учитель уже неплохо владеют методикой ведения урока; материалом урока; следит не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером взаимоотношении учащихся в классе. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний учащихся.
Также в ходе посещенных уроков и часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Не всегда у Натальи Николаевны, получается, осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Вывод:
Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания проходит успешно, молодой педагог повышает свое профессиональное мастерство.
Задачи на следующий учебный год:
-обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста.
-работать над повышением компетентности молодого педагога в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
-направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.
Учитель – наставник: Домнина Е. Е.