Отчёт по апробации УМК С.И.Львовой и В.В.Львова за 2015-2016 учебный год
Наименование учреждения: МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края
ФИО и должность: Петрова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Телефон и e-mail: 89194989659, petrova-eu@mail.ru
Учебник: Русский язык и литература. Русский язык.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) /С.И.Львова, В.В.Львов.-2е изд.- М: Мнемозина,2015.-415с.
В обобщении итогов апробации учебника приняли учащиеся 10 класса, высказав своё мнение в форме ответов на вопросы анкеты, предложенной учителем. Их мнения выборочно включены в отчётные материалы.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Количественная характеристика состава
экспериментальной площадки
Кол-во школ | Кол-во пилотных классов | Кол-во групп | Кол-во педагогов | Кол-во учащихся |
1 | 1 | - | 1 | 17 |
| | | | |
2.Качественная характеристика состава экспериментальной площадки
Характеристика школ (средние общеобразовательные, гимназии, лицеи) | Характеристика класса (кол-во уч-ся в классе) | Характеристика уч-ся (уровень развития: высокий, средний, ниже среднего) | Характеристика педагогов (стаж, категория, и т.д.) |
Средняя общеобразовательная школа | Всего в 10 классе обучалось 17 человек. 9 учащихся пришли в нашу школу из 3 других школ района: Андреевской ООШ, Казанской ООШ, Таборской ООШ и 1 учащаяся из г.Перми. Примерно в течение первых двух месяцев нелегко проходил период адаптации. Из 17 учащихся 13-девушки,4-юноши.В предыдущие годы по данному УМК с 5 по 9 класс обучались лишь 7 человек. Именно это обстоятельство затрудняло работу в начале учебного года, так как система работы по данному УМК отличается от работы по традиционным учебникам. А большинство пришедших в нашу школу учащихся обучались именно по ним. | По способностям в обучении русскому языку класс можно разделить на следующие уровни: Высокий: 3 чел Средний:9 чел. Низкий:5 чел. (4 уч-ся из других школ района) | 34 года, высшая. |
3.Общие оценки и выводы о научном уровне и педагогической эффективности апробируемого УМК.
3.1. Оценка содержания
Параметры оценки | Замечания и предложения |
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям | Учебник отличается направленностью на интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование функциональной грамотности, достижение метапредметных результатов обучения. Целенаправленное повторение и систематизация изученного ранее материала обеспечивают подготовку к ЕГЭ по предмету. Содержание учебника позволяет изучать русский язык и литературу во взаимосвязи. Всё это в полной мере соответствует учебным целям и задачам обучения учащихся школы старшей ступени и ФГОС. Кроме того, учебник отличается высокой научностью и в то же время доступностью. В анкете учащимся был задан такой вопрос: -Какую оценку объективно вы поставили бы учебнику? Из 17 человек «5» поставили 12 человек, «4» поставили 5 человек и объяснили это. Также учащиеся высказали своё мнение об учебнике, отвечая на такие вопросы: -Что в этом учебнике вам особенно понравилось? -Чем этот учебник отличается от других учебников? Ответы учащихся: Потураева Т.: «Для меня лично в учебнике недочётов нет. Он понравился мне весь, от корки до корки».(3 уровень) Вотинова Я.: «Понравилось то, что очень много упражнений и тем для жизненного опыта. Они учат нас правильно писать и говорить. Ещё очень понравилось, что в учебнике русский язык и литература связаны, и это помогает нам готовиться к сочинению по литературе и повторить материал. А ещё в нём много информации, которая расширяет наш кругозор и способствует развитию».(1 уровень развития). В нём даются важные практические советы для изучения и других школьных предметов (параграф 8 «Основные способы информационной переработки текста»). |
Логика, последовательность в изложении материала | Логика и последовательность в изложении материала соблюдается во всех темах и во всём учебнике. |
Количество предложенного материала для изучения темы (достаточность/ недостаточность/ перегруженность понятиями, терминами) | Количество предложенного материала для изучения каждой темы достаточное, в отдельных случаях перегруженное. Например, № параграфа | Название | Количество страниц | 1 | Русский язык-хранитель духовных ценностей | 11 | 2 | Речевое общение как социальное явление | 35 | 3 | Речь устная и письменная | 30 | 4 | Основные условия эффективного общения | 35 | 5 | Виды речевой деятельности | 19 | 6 | Чтение как вид речевой деятельности | 40 | 7 | Аудирование как вид речевой деятельности | 26 | 8 | Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста | 60 | 9 | Говорение как вид речевой деятельности | 40 | 10 | Письмо как вид речевой деятельности | 45 | Нам был выделен для апробации 1 час в неделю, поэтому в работе мы использовали лишь 1/3 иногда 2/3 предложенного материала. С одной стороны, у учителя есть выбор, особенно, если класс профильный. С другой стороны, у учителя обычного класса уходит много времени на подготовку и отбор наиболее интересных заданий и упражнений, которые будут способствовать усвоению материала. Кроме того, по мнению учителя и учащихся, подобранные тексты для чтения и анализа, тексты упражнений иногда слишком большие по объёму. Например, текст упр.32 «Этот удивительный эсперанто» напечатан на стр.35-38,а к нему ещё предлагаются задания. Упр.150 представляет задание «Лингвистический тренажёр» т.е. его нужно списать и вставить необходимое. Но списывание текста заняло 50 минут, а если его проанализировать, нужно не менее 2-3 уроков. |
Сложность понятийного аппарата (соответствуют ли вводимые понятия запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам) | Вводимые в учебнике понятия в основном соответствуют запасу знаний учащихся высокого и среднего уровня, их опыту познавательной и практической деятельности, их потребностям и интересам. Хотя для учащихся 3 уровня это вид деятельности тоже полезен, так как развивает их словарный запас. Они новые понятия и термины неплохо запоминали. |
Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей) | Лексика и стиль изложения данного учебника в основном соответствуют возрастным возможностям старшеклассников. |
Социокультурный компонент, воспитание гражданской идентичности | В рабочей программе, составленной на основе ФГОС, подчеркивается необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих воспитание гражданской идентичности. Культуроведческая компетенция на этапе старшей школы заключается в более глубоком осознании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка. Реализуется это в учебнике путём изучения таких тем: Русский язык-хранитель духовных ценностей. Речевое общение как социальное явление. Этому способствуют отрывки из произведений русских писателей и публицистов, высказывания известных лингвистов о русском языке, включённые в учебник. |
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания и пр. (с указанием части учебника и конкретных страниц) | В учебнике 10 класса, в отличие от предметной линии5-9 класс, мы не увидели ошибок и опечаток. Некорректно сформулированных фраз, вопросов также не нашли. Не понравилось учащимся, что иногда формулировки заданий очень большие. Так 1и 2 задание к упр.279 на стр.314 занимает полстраницы. Иногда количество заданий к упражнениям очень большое. Так к упр.248 на стр.317-318 7 заданий. |
Дополнительные замечания, не обозначенные выше:
Все включённые в учебник и другие пособия тексты носят по-настоящему воспитывающий характер. Интересные и актуальные по темам, разнообразные по стилю и жанрам, они заставляли школьников о многом задуматься. Названия текстов это ярко подчёркивают:
«Копилка народной мудрости» (упр.134,стр.154).
«Гражданственность» (упр.180,стр.208).
«Красота и добродетель: что важнее?» (стр. 288).
« В природе обретаем мы спасенье» (стр.2450).
«Брось сигарету!»(стр.201)
Часто эти тексты вызывали у учащихся душевный отклик.
3.2. Оценка методологической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Реализация коммуникативного подхода в обучении. | Данный учебник в полной мере реализует коммуникативный подход в обучении. Формирование коммуникативной компетенции предполагает: - совершенствование навыков владения всеми видами речевой деятельности в разнообразных условиях коммуникации; -расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуация, соответствующих опыту учащихся старшей школы; -развитие способности оценивать РС и выбирать адекватные стратегии коммуникации и другое; -оценивание собственного речевого поведения и способность к его осмысленному изменению; -совершенствование К.К. связано с формированием культуры устной и письменной речи. Этому способствовали такие темы учебника: Речевое общение как социальное явление Речь устная и письменная Основные условия эффективного общения Виды речевой деятельности Чтение как вид речевой деятельности Аудирование как вид речевой деятельности Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста Говорение как вид речевой деятельности Письмо как вид речевой деятельности Коммуникативно - деятельностный подход проявлялся также в разнообразных формах работы на уроке: работа в парах, групповая работа по созданию мини-проектов, защита собственных проектов, публичные выступления, коллективное сочинение, редактирование работ друг друга и другое. |
Формирование универсальных учебных действий | Коммуникативные умения, которые отрабатываются на уроках русского языка, являются основой функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В 10-11 классах эта работа приобретает особую значимость и напрямую соотносится с УУД. Поэтому индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, в 10 классе являются: Коммуникативные УУД (владение всеми видами речевой деятельности в процессе коммуникации, соблюдение при этом литературных норм языка; умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения на поставленную проблему и др.). Познавательные УУД ( умение формулировать проблему, выдвигать аргументы и строить логическую цепь рассуждений; осуществлять библиографический поиск; извлекать информацию из разных источников; определять основную и второстепенную информацию; перерабатывать и систематизировать информацию разными способами и др.). Регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию идр.). Формированию данных УУД способствовали разнообразные задания учебника 10 класса: Упр.26(стр.32):Используя разные источники подготовьте мультимедийную презентацию или реферат на тему: «Учёт национальной специфики жестов в речевом общении». Данная тема заинтересовала учащуюся Попову А., которая провела исследование по этой теме и представила его на краевой конференции по предметам гуманитарного цикла и заняла 3 место. Упр.248 (стр.291): Подготовьте речь на одну из тем: 1)В чём причины преступности среди малолетних? 2)Стоит ли учиться за границей? 3)Можно ли прожить без обмана? и др. Данные темы очень заинтересовали учащихся, и мы провели урок-конкурс «Мастерская оратора», на котором учащиеся представили свои пятиминутные выступления по разным темам .Оценили их учащиеся класса по критериям. Затем данные выступления продемонстрировали перед учащимися младших классов. Упр.266 (стр. 299):Работа в группе. Проведите мини-исследование по теме «Когда и как появилась славянская письменность»? Упр.176 (стр.201): на основе текста «Брось сигарету! Составьте все виды плана». Упр.186.(стр.213.):Используя «Учебный этимологический словарь русского языка», дополните список иноязычных слов, которые сравнительно недавно вошли в русский язык. |
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения | Работа по данному учебнику даёт возможности для дифференциации и индивидуализации обучения. Есть упражнения повышенной сложности, предназначенные для выполнения при углублённом изучении предметов. Они выделены в учебнике красным цветом. Так в параграфе №1 «Русский язык-хранитель духовных ценностей нации» таких упражнений 5. Также отдельные наиболее сложные и трудоёмкие задания в упражнениях как для базового, так и для углублённого уровня отмечены *.Следовательно, учитель может строить процесс обучения в базовых классах, ориентируясь не только на основной контингент учащихся, но и на тех старшеклассников, которые по тем или иным причинам не обучаются в классах с углублённым изучением русского языка и литературы, но и интересуются этими предметами и способны решать языковые и коммуникативные задачи на достаточно высоком уровне сложности. Особенно это касается сельской школы. Предложение: добавить отдельные посильные задания для учащихся 3 уровня обучения. |
Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?) | На мой взгляд, данный учебник ориентирован на такие педагогические технологии: проектные, ТРКМ, смыслового чтения. Поэтому все уроки были построены с учётом требований этих технологий. |
Вариативность предложенных схем построения уроков | Данный учебник даёт большой «простор» для учителя в построении урока. Вариантов построения уроков за учебный год было очень много. Среди них урок-исследование, урок-защита групповых мини-проектов, конкурс плакатов социальной рекламы о проблемах русского языка,деловая игра «Мы - редакторы», «Мастерская оратора», урок «Коллективное сочинение» и др. Все данные формы учащимся очень понравились, о чём они написали в анкете. |
Дополнительные оценки и замечания по методологической схеме, не обозначенные выше:
Большой объём заданий и информации учебника даёт возможность учителю часть интересного материала перенести за пределы урока -во внеклассную работу по предмету в течение учебного года и в рамках Недели русского языка и литературы (апрель). Учащиеся представили результаты своего труда в виде мультимедийных презентаций, публичных выступлений, устных журналов по культуре речи и многое другое.
Удачные методические решения УМК Львовых:
Удачные методические решения, способствующие формированию УУД, уже указаны выше. Но к достоинствам этого учебника учащиеся и учитель относят также богатый и качественный иллюстративный материал. Так в упр.19 на стр.26 учебника даётся таблица с описанием жестов, их значений и иллюстраций к ним. Данный материал очень заинтересовал учащихся. Понравились многие важные для жизни и общения таблицы, например, «Некоторые виды вопросов, которые используются в интерактивном общении» (стр.81). Свою оценку учащиеся давали хорошим (упр.30,стр.150) и неудачным образцам социальной рекламы (упр.77,стр.87).Большой познавательный и эстетический интерес для учащихся представляли также старинные открытки (стр.122),картины импрессионистов (стр.123),изображения архитектурных сооружений(стр.354) и очень качественные иллюстрации в конце учебника.
3.3. Оценка дидактического аппарата
Элементы дидактического аппарата | Замечания и предложения учителя |
Вопросы и задания | для мотивации обучения | Большинство заданий учебника были интересны учащимся, поэтому вызывали у них живой интерес. Выполняли они их с удовольствием. Гай А.: «В учебнике нет того, что мне не понравилось. Много интересных заданий, которых нет в других учебниках». |
для отработки и закрепления материала | Вопросы и задания из серии «Вспомните!» или «Систематизируем изученное ранее и совершенствуем умения» способствуют качественному закреплению материала. |
для углубления и обобщения материала | Углублению и обобщению материала способствовали разнообразные задания и вопросы рубрики «Дополнительный теоретический материал». Учащиеся отмечают в анкетах, что данный материал интересен. |
для организации практической деятельности | Рубрика «Знайте и применяйте» содержит информацию о том, как на практике применять теоретические сведения. Многие задания учебника отсылают учащихся за информацией к Интернету. |
для дифференцированного обучения | Задания для углублённого обучения помечены красным цветом, поэтому их легко найти. |
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки | Очень много типовых упражнений «Проводим самостоятельное исследование»(индивидуальная, парная, групповая работа) |
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.) | Для домашней работы учащимся предлагались в основном творческие и исследовательские задания или задания типа «Орфографический минимум», «Лингвистический тренажёр», работа с Интернет-источниками и др. |
Элементы дидактического аппарата | Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Справочные материалы | Обоснованность включения | В конце учебника, начиная со стр.368 по стр.413 ,имеется разнообразный справочный материал: Словарик «Говорите правильно». Различные виды памяток-инструкций: Например, «Как работать с упражнениями серии «Орфографический минимум»; «Как читать текст, чтобы понять его содержание»; «Как писать сочинение»; «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением». (Всего 16 памяток) Рабочие материалы для написания аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Рабочие материалы к сочинениям по русской литературе. По мнению учащихся, в конце учебника необходимо добавить памятки для повторения правил по орфографии. (Попова А., Бахматова Ю.) По мнению учителя, в конце учебника можно добавить словарь новых для учащихся терминов и понятий, которые изучались в течение учебного года. (для повторения и запоминания). |
Соответствие учебным целям и задачам | Все справочные материалы полностью соответствуют учебным целям и задачам: Повторить, обобщить, совершенствовать изученное в 5-9 классах; Овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, научиться применять их в речевой практике; Осмыслить эстетическую функцию родного языка как языка великой русской литературы; |
Качество оформления | Справочные материалы как в содержании параграфов, так и в конце учебника качественно оформлены и понятны учащимся. |
Дополнительные замечания по дидактическому аппарату, не обозначенные выше:
1) В учебнике удобная навигация: в самом начале указаны все условные обозначения, что существенно облегчает работу с ним.
2) В статье «Обращение к старшеклассникам» объяснены особенности работы по этому учебнику.
3.4 Результаты контроля по УМК
Контроль усвоения учащимися материала по данному УМК осуществлялся как на предметном уровне, так и на уровне УУД.
Мониторинг 10 класс «Подготовка к итоговому сочинению»
Ф.И. | 16.09. | 7.10 | 10.11 | 24.11 | 8.12 | 24.05 |
Бахматова Вероника | 3/4 | 3 | 2 | 3 | 3/3 | 4/4 |
Бахматова Юлия | 5/4 | 5 | н | н | 5/4 | 5/4 |
Внутских Алексей | н | н | н | | 4/4 | 4/3 |
Вотинова Яна | 4/4 | н | 5/5 | 5 | 5/5 | н |
Гай Анна | 2/3 | 2 | 2/2 | 3 | 3/3 | 3/2 |
Демидова Виктория | 4/2 | 4 | 4/2 | 3 | 4/3 | 4/3 |
Каменева Алена | 4/4 | 3 | 5/4 | 5 | 5/4 | 5/5 |
Лыков Игорь | 3/2 | 3 | 3/2 | 4 | 3/3 | 4/3 |
Мочалова Олеся | 3/3 | 3 | 4/3 | 5 | 4/3 | 4/4 |
Пономарева Алевтина | 4/3 | 4 | 3/4 | 3 | 3/4 | 3/4 |
Попова Алена | 5/5 | 5 | 5/4 | 5 | 5/4 | 5/5 |
Потураева Татьяна | 3/3 | 4 | 3/3 | 3 | 4/4 | 4/4 |
Рудометов Олег | 3/3 | н | 4/3 | 3 | 4/2 | 4/3 |
Русинов Анатолий | 4/4 | 4 | 5/5 | 4 | 5/4 | 5/4 |
Синкевич Луиза | 5/4 | 4 | 5/4 | 5 | 4/4 | 5/4 |
Щепелина Елизавета | н | 3 | 4/3 | 4 | н | 3/3 |
| По лирике Пушкин | «Герой н.вр» | «Обл.» | «Гро за» | «Отцы и дети» | За уч.год |
1 оценка - за содержание сочинения;
2 оценка – за грамотность;
Мониторинг 10 класс
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
Ф.И. | 16.12 | 10.02 | 15.04 | | | | | |
Бахматова Вероника | 15/3 | 21/4 | 3/4 | | | | | |
Бахматова Юлия | н | 27/5 | 5/4 | | | | | |
Внутских Алексей | 15/3 | 18/3 | 3/4 | | | | | |
Вотинова Яна | 23/4 | 28/5 | 5/5 | | | | | |
Гай Анна | 13/2 | 21/4 | 2/3 | | | | | |
Демидова Виктория | 13/2 | 12/3 | 4/3 | | | | | |
Каменева Алена | 26/5 | 20/4 | 4/4 | | | | | |
Лыков Игорь | 10/2 | 16/3 | 3/3 | | | | | |
Мочалова Олеся | 7/2 | 22/4 | 4/3 | | | | | |
Пономарева Алевтина | 8/2 | 19/3 | 4/3 | | | | | |
Попова Алена | 27/5 | 25/4 | 5/4 | | | | | |
Потураева Татьяна | 11/2 | 12/3 | 4/3 | | | | | |
Рудометов Олег | 16/3 | 23/4 | 4/2 | | | | | |
Русинов Анатолий | 27/5 | 28/5 | 5/4 | | | | | |
Синкевич Луиза | 23/4 | 24/4 | 5/4 | | | | | |
Щепелина Елизавета | 19/3 | 23/4 | | | | | | |
Худякова Зоя | - | 10/2 | | | | | | |
| тест | тест | сочин | | | | | |
Мониторинг 10 класс
«Оценка УУД»
Ф.И. | Умение строить рассуждение | Публичная речь | Проектная деятельность | Умение добывать информацию | Умение отбирать главную информацию | Умение давать самооценку |
Бахматова Вероника | уд. | уд | уд | отл. | хор | уд |
Бахматова Юлия | отл. | отл. | отл. | отл. | отл. | отл |
Внутских Алексей | хор | отл. | уд | хор | хор | отл |
Вотинова Яна | отл. | отл. | отл. | отл. | отл. | отл |
Гай Анна | неуд | уд | неуд | хор | уд | уд |
Демидова Виктория | хор | уд | неуд | отл. | хор | уд |
Каменева Алена | отл. | отл. | хор | отл. | хор | хор |
Лыков Игорь | уд | хор | неуд | отл. | уд | уд |
Мочалова Олеся | хор | отл. | хор | отл. | хор | хор |
Пономарева Алевтина | хор | уд | уд | отл. | хор | уд |
Попова Алена | отл. | отл. | отл. | отл. | отл. | отл |
Потураева Татьяна | уд | уд | неуд | отл. | хор | уд |
Рудометов Олег | хор | хор | хор | отл. | хор | хор |
Русинов Анатолий | отл. | хор | уд | отл. | хор | хор |
Синкевич Луиза | отл. | хор | хор | отл. | хор | отл |
Щепелина Елизавета | уд | неуд | неуд | отл. | уд | уд |
Худякова Зоя | неуд | неуд | неуд | уд | неуд | неуд |
Данные на конец учебного года. Как видно из таблицы, есть над чем работать.
Анкета
участника апробации УМК
1.Дайте оценку учебно-методическому комплекту.
Параметры оценок | Очень хорошо (нет недостатков) | Хорошо (есть отдельные, легкоустранимые недостатки)* | Удовлетворительно (требуется значительная доработка) |
Предметное содержание | + | | |
Дидактический аппарат: система вопросов, заданий, упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п. | | + | |
Методический аппарат учебника | | + | |
Художественно - графическое оформление | + | | |
Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка) | + | | |
Соответствует всем современным требованиям. Успешно прошёл научную, педагогическую и общественную экспертизу.
2. Достаточно ли изданий в комплекте (программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, органайзер, сборник диктантов…)
Компоненты УМК:
Программа
Учебник. 5, 6, 7, 8, 9, 10-11 классы
Рекомендации к учебнику русского языка. 5, 6, 7
Рабочая тетрадь "Проверь себя" 5, 6, 7 классы
Самоучитель. Русская орфография
Самоучитель по орфографии и пунктуации
Краткий орфографический словарь школьника
Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9, 10-11 классы
Пособие "Уроки русского языка в 5" , 6, 7 классах
Контрольные и проверочные работы. 5, 6 классы
Контрольные и проверочные работы. 10-11 классы
Этого вполне достаточно.
3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?
В процессе апробации УМК С.И.Львовой и В.В.Львова в 10 классе мы использовали 3 книги:
1. Учебник «Русский язык» для 10класса.
2. Методические рекомендации для учителя 10-11 классы.
3. Рабочая программа 10-11 классы (базовый и углублённый уровень).
Все они очень помогали в работе. Дополнительно привлекались и другие пособия данных авторов, входящие и не входящие в УМК.
Чем можно дополнить комплект?
Комплект можно дополнить мультимедийным диском-помощником для использования на уроке в помощь учителю и учащимся.
4. Ваши вопросы создателям комплекта.
1) Почему учебник, который прошёл все три вида экспертизы, исключён из федерального перечня допущенных учебников?
2) Кто в этом виноват?
Ведь всем учителям и большинству учащихся он очень нравится. Он полностью соответствует требованиям ФГОС, а также требованиям при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и обеспечивает хорошие результаты.
5. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?
а - в обязательном порядке:
Сократить по объёму очень большие тексты. На работу с ними по содержанию уходит очень много времени и для письма его на уроке не остаётся.
Большие по объёмы темы учебника разделить на под темы и обозначить их в учебнике более отчётливо. Так будет легче ориентироваться и учителю, и ученикам. Это есть в методических рекомендациях для учителя, но в учебнике нет.
Сформулировать вопросы для обобщения и повторения в конце каждой изученной темы. Они есть лишь в конце учебника для повторения за весь учебный год.
Очень много пропусков орфограмм в деформированных текстах, от этого он иногда становится плохо
Сегодня в конце учебника на стр.343 и 344 имеется 40 вопросов для повторения в конце учебного года и предлагается самостоятельно по этим вопросам проанализировать свои достижения в изучении русского языка. Лучше эти вопросы давать после изученных тем.
б - в порядке рекомендации:
Может быть, разделить материал для повторения по разделам: «Орфография» в 10 классе, а «Пунктуация» в 11 классе? Также более отчётливо сформулировать, какой вид пунктограммы или орфограммы повторяется на уроке.
Добавить упражнений для формирования орфоэпических норм.
6. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.
1) Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю +++
2) УМК может быть также с успехом использован начинающим учителем, не имеющим опыта работы –?
3) Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя +
4)Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом +++
5) Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе +++
7. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
Конечно, учебник ориентирован на высокий и средний уровень учебных возможностей учащихся. Шестилетний опыт работы по данному УМК показывает, что даже слабые дети начинают проявлять больший интерес к предмету. Это подтверждают и результаты ОГЭ 9 класса (тоже обучались по УМК Львовых): в этом году качество 74%.
8. Как воспринимают учебник ученики и их родители?
Критерии | Ученики | Родители |
с интересом | + | + |
безразлично | | + |
критически, недоверчиво | | - |
другое мнение | | Лишь бы результат был хороший |
9. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?
Очень хочется, чтобы данный учебник вернули в перечень «допущенных». Он того заслуживает! Кроме того, школы потратили большие средства на его приобретение. Помоги нам, учителям, в этом.
10. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?
Готова. Уже много раз это делала на разных уровнях, в том числе краевом (2015 год) и федеральном (2014 год).
Общее заключение
Можно с уверенностью сказать, что данный учебник полностью соответствует возрастным особенностям учащихся 10 класса и своему педагогическому назначению-на практике реализовать идеи ФГОС на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и подготовить учащихся к итоговой аттестации. Также это первый учебник, который позволяет изучать русский язык и литературы во взаимосвязи. Таким образом, это продукт педагогически целостный и системный. Системность его появляется также в понятийной базе курса и коммуникативно-деятельностном подходе.
Методическая система авторов данного УМК направлена на интенсивное развитие речемыслительных способностей школьников. Это проявляется, прежде всего, в формировании основных видов речевой деятельности: способности воспринимать устную и письменную речь, умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья. Этому способствуют разнообразные творческие и исследовательские задания учебника. В учебнике также содержится много иллюстративного материала: рисунков, таблиц, схем, фотографий, и др. Безусловно, это вызывает интерес у учащихся к изучению нового материала, выполнению упражнений учебника. Улучшению орфографической грамотности служат типовые упражнения: «Орфографический минимум» «Лингвистический тренажёр», которые даются после каждого раздела или темы. Памятки в конце учебника обеспечивают их использование на уроке и дома, а это влияет на качественное усвоение и запоминание теоретического материала. Основной единицей обучения данного УМК является текст. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке. Все включённые в учебники и другие пособия тексты носят по-настоящему воспитывающий характер. Интересные и актуальные по темам, разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют школьников о многом задуматься. Во всём этом и проявляется педагогическая эффективность учебника. Её подтверждают также повышение мотивации учащихся к обучению предмету «Русский язык». Так количество обучающихся на «5» и «4» на конец учебного года увеличилось.
Несмотря на многочисленные достоинства данного учебника, в том числе по сравнению с другими, считаем, что учебник требует незначительной доработки. Наши предложения:
1) Сократить по объёму очень большие тексты. На работу с ними по содержанию уходит очень много времени и для письма его на уроке не остаётся.
2) Большие по объёмы темы учебника разделить на под темы и обозначить их в учебнике более отчётливо. Так будет легче ориентироваться и учителю, и ученикам. Это есть в методических рекомендациях для учителя, но в учебнике нет.
3) Сформулировать вопросы для обобщения и повторения в конце каждой изученной темы. Они есть лишь в конце учебника для повторения за весь учебный год.
4) Очень много пропусков орфограмм в деформированных текстах, от этого он иногда становится плохо.
5) Добавить упражнений для формирования орфоэпических норм.
6) Разделить материал для повторения по разделам: «Орфография» в 10 классе, а «Пунктуация» в 11 классе.
Также более отчётливо сформулировать, какой вид пунктограммы или орфограммы повторяется на уроке.
Таким образом, итоги апробации показывают, что УМК нового поколения Львовых позволяет реализовать на практике идеи ФГОС (личностные, метапредметные и предметные результаты), качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету и дальнейшей успешной жизни. Он может быть рекомендован для широкого использования в практике работы школ. Несмотря на имеющиеся в УМК недочёты, желания отказаться от продолжения его апробации не возникает. И в следующем учебном году мы продолжим апробацию учебника «Русский язык и литература». Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и профильный уровни)/ С.И.Львова, В.В.Львов.-2- изд.- М. Мнемозина, 2015. Хочется, чтобы уровень апробации был краевой. Очень надеемся, что проблемы с допуском учебника в федеральный перечень будут успешно решены.
18