СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по самообразованию по теме: "Активные формы и методы эстетического воспитания при проведении мероприятий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал содержит образец отчёта по самообразованию по эстетическому воспитанию, рассчитанный вначале на изучение литературы по данной теме. затем по претворению данных рекомендаций в практическую часть при  проведении мероприятий. Содержит также рекомендации из личного опыта педагога.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию по теме: "Активные формы и методы эстетического воспитания при проведении мероприятий"»

«Активные формы, методы и приёмы эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во время проведения воспитательных занятий»

Цель: повышение профессионального уровня по теме: «Активные формы, методы и приёмы эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во время проведения воспитательных занятий»;

Создание условий для оптимального развития эстетических чувств и потребностей воспитанников.

Задачи:

-изучение литературы по данной теме;

-совершенствовать формы, методы и приёмы работы по эстетическому воспитанию;

-дать теоретическое и практическое обоснование воспитания, как составляющей части воспитания личности.

Результаты:

1.Разработка открытых занятий, спектаклей, сценариев, методических пособий, статей, дидактических материалов, наглядности и рекомендаций по теме самообразования.

2. Доклады, выступления на МО по теме самообразования.

3.Обобщение опыта по теме: «Активные формы, методы и приёмы эстетического воспитания детей с ОВЗ во время проведения воспитательных занятий»

Этап

Сроки

Содержание работы

1

Установочный

2019-2020

Формулирование целей работы, подбор литературы

2

Обучающий

2020-2021

Осмысление последовательности изучения литературы,

Изучение литературы по данной теме.

3

Практический

2021-2022

Накопление педагогических фактов, сценариев, материалов, разработок, отбор, анализ, проверка наиболее приемлемых форм и методов работы.

4

Итогово –контрольный

Теоретический

2023-2024

Подведение итогов. Осмысление , анализ и обобщение накопленных фактов самостоятельной работы, наблюдения и оформление результатов.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение  к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и    т. д.         Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».

В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль, Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Термин "эстетика" происходит от греческого "аisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко,  Б. М. Йеменский, В.А. Сухомлннский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая,  А.Б. Щербо и другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

В статье «Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы» И.А.Грошенков дает такую формулировку: «Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое».

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве».

В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Эстетическое воспитание должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, красивого.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как эстетику художественного творчества, так и быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. 

Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Развитие творческих способностей воспитанников детского коллектива происходит через овладение навыками работы с различными материалами. Большая роль отводится в этом работе объединениям дополнительного образования. Активное участие воспитанников в них способствует более глубокому, всестороннему развитию, помогает решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, мелкой моторики, прививает вкус к простому, удобному, красивому, учит создавать своими руками эстетически оформленные поделки. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной  жизни и ценностного отношения к миру. И, что наиболее важно, формируются эстетические потребности:

-читать художественную литературу;

-посещать музеи, кино театры, театры;

-слушать музыку;

-наслаждаться красотой природы.

Школа и семья должны сформировать у детей привычку быть всегда опрятными, просто и красиво одеваться.

Важное место в общем развитии личности занимает формирование эстетики поведения. В ней отражаются отношение человека к окружающему миру и уровень его образованности. Воспитание эстетики поведения является частью воспитания личности ребёнка. Это дело трудное, но совершенно необходимое. Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники должны будут проявлять степень своей воспитанности. Чрезвычайно важно, чтобы положительные привычки внушались детям в юном возрасте. Не будет закрепления эстетических критериев в личности ребёнка, если не будет естественного завершения знаний, крыши, то есть общественной жизни ребёнка. Л.С.Выготский писал: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое».

Для современного школьника общение с литературой и искусством должно стать нормой жизни. Воспитательная сила искусства велика.

Ребенок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и гуманизму, в нем должна быть выработана привычка самому быть добрым и человечным, заботливым и внимательным.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники педагога природы – этого самого естественного источника красоты. Кто не испытал на себе благотворное влияние природы? Это и прохлада лесных чащ и знойный день, это и безбрежное изумительное море цветов с его пьянящим ароматом летом, это незабываемые краски ранней осени, сверкающие хрусталем, неповторимые в своей необычной красоте ветви деревьев в ноябре, когда теплый день сменяется морозным. А как хорош зимний денек с легким морозцем. Кто может забыть февральскую лазурь, мартовскую капель, звонкий, весь в ручьях, апрель и, наконец, неповторимый распускающийся всеми красками май!

Нельзя допустить, чтобы наши дети остались безучастны к этой красоте. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего.

Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Но это только тогда, когда человек не глух к ней. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать школа у детей.

Во все времена и эпохи труд оказывал огромное влияние на человека, на развитие «по законам красоты». Учить осознавать красоту труда, развивать способности и умение делать предметы и вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям.

Эстетика труда является сложным и многогранным процессом, проявляющимся в красоте самого процесса труда, в творческом отношении к труду, к красоте результатов труда и красоте условий труда.

Красота процесса труда проявляется в определенном трудовом напряжении, в строгом ритме, в темпе, ритмичном, организованном движении, требует меньшей затраты энергии, дает определенное чувство физического и эстетического наслаждения.

Предметы, сделанные народными умельцами, всегда оригинальны, прекрасны. Именно мастера труда положили начало искусству.

Очень важно научить ребят эстетически воспринимать все окружающее – научить их читать картину, уметь видеть и создавать прекрасное. Нелегко создавать настоящее художественное произведение, но не менее трудно и по-настоящему понять его. Вот эту способность понимания и следует развивать у воспитанников. Это долг каждого педагога. Наша задача – как можно полнее развить не только разум детей, но и их чувства. И в этом отношении большими возможностями располагает искусство, в частности, живопись, которая учит образному видению действительности. Картина, изображающая одно мгновение жизни, говорит об очень многом. И надо суметь понять по этому одному мгновению большой смысл, обобщение целой жизни, его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве  талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.Т. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах  И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И. А.Куинджи и многие другие.

Органически входит природа в жизнь и деятельность каждого человека, кто чуток к ней. Она помогает развитию всех творческих сил, делает жизнь полнее, чувства богаче.

Эстетические чувства и вкусы возникли в процессе его общественной трудовой деятельности. Одна из особенностей человеческого труда состоит в том, что он носит осмысленный и одухотворенный характер. В труде человек сознательно ставит перед собой цели не только создавать какой-либо предмет, какую-либо вещь, но и удовлетворить свои духовные запросы и потребности.

Важно раскрыть перед воспитанниками эстетические свойства труда, приблизить труд воспитанников к искусству, чтобы художественное начало труда вошло в плоть и кровь, учить детей работать по «закону красоты», чтоб труд доставлял удовлетворение и радость от достижения результатов.


Эстетическое воспитание в школе - интернате осуществляется с использованием следующих методов:

1.Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).

2.Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).

3.Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).

4.Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности 


К средствам эстетического воспитания относятся:

1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда;

2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся;

3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства).

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы – все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений-классов, кабинетов, рекреаций, спальных комнат, комнат отдыха. Большое значение придается внешнему содержанию двора, пришкольного земельного участка, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботится о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.

Составной частью эстетики быта являются также поведение воспитанников и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые воспитанники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм – следствие недостаточного воспитания. Педагогам приходится уделять много времени воспитанию культуры, эстетике поведения. Не  менее важно, чтобы воспитанники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в общественных местах.

Личный пример педагога – самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на  соблюдение существующих норм и правил поведения.

Во внеурочное время рекомендуется проводить с воспитанниками занятия примерно с такой тематикой: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в школе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре.

Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятий, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков – у умственно отсталых воспитанников – процесс очень длительный. Необходимы постоянный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, родителей. Надо чаще упражнять воспитанников в способности проявлять свои умения, создавать для этого различные педагогические ситуации.

Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты. В распоряжении воспитанников цветная и черная тушь, гуашевые и масляные краски, цветная бумага, картон, фанера, пенопласт пластилин и т. д. Дети работают карандашами, фломастерами, кистями, шилом, стекой, молотком, пилой. Они рисуют, лепят, шьют, вырезают, пилят, клеят, прибивают, вышивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития воспитанников.

Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для умственно отсталых детей хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных кружков.

Хоровые кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Занятия хорового кружка призваны решать следующие задачи: научить хористов исполнять музыкальные произведения осмысленно и выразительно, овладеть навыками многоголосного пения, научить детей петь с  музыкальным сопровождением и без сопровождения.

Организация хорового коллектива начинается обычно с прослушивания желающих заниматься в хоре. Руководитель хора должен провести беседу о правилах работы коллектива, познакомиться с расписанием занятий и ближайшими планами и перспективами.

Музыкальные способности у детей, занимающихся в хоровом кружке, не одинаковые. Их развитие также должно направляться по-разному, в индивидуальном порядке. Например, среди кружковцев, обладающих хорошим голосом и музыкальным слухом, встречаются такие, у которых слабо развита музыкальная память. У этих воспитанников надо в первую очередь различными приемами развивать слуховое внимание.

Преподавание хорового пения предусматривает развитие у воспитанников не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса.

В работе с хоровым коллективом особое внимание следует уделять качеству звучания детского голоса – его звонкости, ровности. Для формирования певческих навыков у детей, воспитания у них красивого, здорового голоса хормейстеру большую помощь могут оказать различные вокально-хоровые упражнения. В качестве вокальных упражнений удобно использовать отрывки из исполняемых произведений, являющиеся небольшими и законченными мелодиями.

После того как участники хора освоят основные хоровые навыки и смогут интонационно правильно исполнять музыкальные произведения и различные хоровые упражнения, руководителю целесообразно начать работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения. Именно пение без сопровождения помогает наилучшему развитию музыкального слуха, памяти, точной вокальной интонации.

В кружок сольного пения и вокальный ансамбль могут быть зачислены дети любого возраста с ярко выраженными голосовыми и музыкальными данными: хорошим слухом, развитым чувством ритма, музыкальной памятью, точной вокальной интонацией.

В кружках сольного пения и вокальном ансамбле периодически устраивается слушание различных народных и классических музыкальных произведений, организуется посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотры и обсуждения музыкальных телепередач.

Интерес к занятиям хора, ансамбля усиливается, если занятия происходят с подъемом, настроением. Интересно построенное занятие, умело подобранный репертуар всегда являются важным фактором в развитии любви к музыке, потребности в общении с нею.

Дети проводят в интернате все свободное время, что позволяет рационально планировать музыкальные занятия и, что очень важно, систематизировать их по содержанию, знакомство с музыкальными произведениями ведется в определенной последовательности.

Беседы о музыке – одна из основных форм внеклассных занятий с детьми, они дают дополнительную возможность систематического и планомерного ознакомления детей с музыкальными произведениями, расширения их музыкального кругозора, воспитания навыков слушания музыки.

Учащимся можно давать прослушивать на беседах отдельные небольшие произведения, близкие им по содержанию и настроению. На внеклассных занятиях в процессе слушания музыки дети постепенно накапливают различные сведения музыкально-образовательного характера. Так, демонстрируя отдельные музыкальные произведения, педагог сообщает и некоторые сведения из биографий наиболее крупных композиторов, артистов, исполнителей музыки.

Музыкальные занятия оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и тем, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития.

Исключительно большое образовательное и воспитательное значение для умственного отсталых детей имеет школьный кукольный театр. Под руководством педагогов воспитанники, как правило, сами изготовляют и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров-кукловодов в спектаклях на школьных праздниках. Относительная простота управления куклами (они надеваются на руки), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные представления доступными и занимательными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами – другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам.

Кукольный театр оказывает сильное воздействие, как на зрителей, так и на самих артистов. Это объясняется тем, что он включает в себя целый комплекс искусств – художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, пляску, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи.

В репертуаре кукольного театра – сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимый персонаж обычно ведет представление, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спектакля. Для героя можно приготовить тексты на темы школьной жизни, он может спеть частушки  про лентяев, нарушителей дисциплины.

Кукольный театр вносит весомый вклад в эстетическое воспитание обучающихся.

Большинство воспитанников школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших воспитанников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительной деятельности.

Эстетическое воспитание на занятиях по рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у воспитанников целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые воспитанники.

Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета – форму, строение, величину деталей, цвет, положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию в начальный период обучения привлекаются другие анализаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе. Наглядность и конкретность материала, представляющего определенную эстетическую ценность, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.

Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т.п.

На занятиях рисования часто используются игрушки и предметы обихода (цветные кубики, шары, башенки, матрешки и др.) для обучения детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушки применяются и как образец для рисования с натуры.

Значительное место в эстетическом воспитании занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева обои и т. п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает воспитанникам понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.

Важное место в системе воспитательной работы школы – тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений, знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, пополняющими знания воспитанников.  

Школа вооружает ребенка навыком чтения, т. е. формирует чтеца. Она должна воспитать активного читателя, который был в состоянии самостоятельно прочесть книгу и разобраться в ней, имел бы потребность систематического чтения, умел бы выбрать нужную книгу на определенную тему, читал бы не только занимательные книги, но и газеты, журналы, пользовался бы справочной литературой.

Для чтения умственно отсталых детей подбираются произведения, содержание которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудовой жизни. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни и труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве писателей, художников.

В библиотеке вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они обновляются и дополняются. В библиотеке организуют выставки книжных новинок. Педагог проводит индивидуальную помощь и повседневный контроль воспитанников. Проводятся беседы с воспитанником о той книге,  которую он читает или прочитал, обмен мнениями, обсуждение иллюстраций.

Свои знания дети используют в проводимых в школе массовых мероприятиях: литературных утренниках, викторинах. Дети обязательно участвуют в подготовке массовых мероприятий : они готовятся к выступлениям, выпускают газеты, помогают размещать выставки, встречают гостей, организуют игры.

Прочитанное учитывается. Воспитанники ведут дневники читателя. Во II классе дети записывают название книги и фамилию ее автора, в III, IV классах добавляют подзаголовок, количество страниц, дату прочтения, краткое содержание книги.

Занятия внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении недели или двух. На занятиях проводится учет того, что дети читали самостоятельно. Дети показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время, двум – трем воспитанникам дается возможность кратко рассказать о читаемой книге. У детей вырабатывается потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

На каждом занятии организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендации разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация библиотекаря или воспитателя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки– тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций. Дети на занятиях читают рассказы, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему, читают подряд на 2 – 3 занятиях или прочитывают отрывки из книги. Чаще всего читают вслух; но используют также и тихое чтение, и чтение стихов наизусть, и инсценирование, и  чтение по ролям.

На каждом занятии имеют место элементы анализа прочитанного произведения в форме беседы. Вопрос в последующем случае  ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?»

Особо важную роль на занятиях внеклассного чтения играет словарная работа. Умственно отсталым детям необходимо объяснение трудных слов, обращать внимание на яркие обороты речи.

Дети содержание передают сжато, вопросы надо ставить конкретно. Надо использовать индивидуальную работу с отдельными воспитанниками. На занятиях пересказывают понравившиеся отрывки, передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги с помощью взрослого.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники учителю природы – этого самого естественного источника красоты. Кто  не испытал на себе благотворное влияние природы? Это и прохлада лесных чащ и знойный день, это и безбрежное изумительное море цветов с его ароматом лета, это незабываемые краски ранней осени, сверкающие хрусталем, неповторимые в своей необычной красоте ветви деревьев в ноябре, когда теплый день сменяется морозным.

Нельзя допустить, чтобы наши дети остались безучастны к этой красоте. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека.

В системе по эстетическому воспитанию детей, осуществляемой школой, большое место должно быть отведено природе. Она лучшее, чем что-то обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Главная задача школы в эстетическом развитии средствами природы – это побуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Практическое общение с природой (сбор коллекций, гербариев, выращивание растений) помогает гораздо сильнее развить эстетическое чувство у воспитанников. Им нравится наблюдать интересные изменения. Это дает детям удовлетворение, вызывает положительные эмоции.

Начинать работу по воспитанию у ребят эмоционального отношения к природе лучше всего с прогулки или экскурсии в парк, на луга, в поле, лес. Воспитатели перед этим проводят небольшую беседу (минут на пять), объясняя, как наблюдать природу. Рекомендуют ребятам заметить как можно больше различных оттенков в цветах, травах, деревьях и кустарниках, кое-что зарисовать или записать. В конце экскурсии подводится итог.

С успехом могут использовать беседы о природе, о ее роли в жизни человека, о её красоте. 

 Для разговора на таких беседах может послужить смена времен года. Ребятам может быть заранее дано задание: пронаблюдать, какие изменения заметили? Картины каких художников, запечатлевших это время года, им известны? Свои впечатления воспитанники могут выразить в рисунках, выставку которых можно вывесить перед беседой.

Второй, очень ответственной частью задачи будет приобщение учащихся к практическим делам, приобретение умения «строить жизнь по законам красоты». Этому помогает работа по уходу за комнатными растениями и т. д.

Мы в детях должны воспитывать эстетический вкус, уметь чувствовать красоту.

Обучению ручному труду препятствуют недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая физическая ослабленность умственно отсталых детей. На занятиях обязателен индивидуальный подход , изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ребёнка. Особенности психофизического  развития умственно отсталых воспитанников является причиной того, что на первых порах они нуждаются в значительной помощи взрослого и еще не могут самостоятельно выполнять многие задания. Однако помощь постепенно должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит педагогу, который должен использовать различные методы подачи материала, вносить элементы занимательности и игровой деятельности, бережно относится к детским поделкам.

Умственно отсталые воспитанники ограничены в свободном выборе профессии, поэтому требуется значительная работа по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса обучения можно усилить работу по привитию интереса именно к тем профессиям, обучение по которым организовано в школе (швейное, столярное, обувное дело, кружевоплетение и т. д.). В доступной и элементарной форме раскрыть их важность и привлекательность. На занятиях следует выявлять возможности каждого ребёнка к обучению той или иной профессии.

        Индивидуальная работа по ручному труду в школе-интернате занимает важное место. Воспитатель должен воспитывать положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость); сообщить знания по определенным видам труда, формировать трудовые навыки, обучить доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде; формировать умения: правильно пользоваться инструментами, выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы.


В процессе труда необходимо также систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь детям понять  и  почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры.

Работа детей должна быть целенаправленна и осуществляться систематически.

Эффективность эстетического воспитания умственно отсталых школьников повышается, если эта работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей воспитанников соответствие форм и средств  эстетического воспитания возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное жизненное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Существует три формы организации работы по эстетическому воспитанию в школе - интернате для воспитанников с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями):

а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. д.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

 Вместе с тем, обладая значительными развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность.  Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы.  Яркость, насыщенность и сила раздражителей побуждает их к высказыванию.  Но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается, что приводит к прекращению рассказывания.

Самооценка и уровень притязаний воспитанников часто бывают не вполне адекватными.  Многие дети переоценивают свои возможности.  Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания.  Воспитанники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки. Нередко могут остаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.


Вывод

Особенность эстетического воспитания в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным.  Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества.  Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, а иногда своеобразные школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам.  Общешкольные праздники, утренники и вечера в жизни детей занимают большое место.  Им нравится участвовать в проводимых в школе мероприятиях.

Большое место в эстетическом воспитании имеет музыка, изобразительное искусство, природа.  Работу по эстетическому воспитанию должны вести системно, целенаправленно, учитывать индивидуальную особенность каждого ребенка.

Таким образом, сущность эстетического воспитания заключается в формировании у воспитанников способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, труде, общественной жизни, явлениях искусства и посильно проявлять себя в создании прекрасного в жизни и искусстве.

Результатом эстетического воспитания должно быть любовь и интерес к искусству, развитие способностей детей как в области эстетического восприятия действительности, искусства, так и в проявлении своих способностей в художественной деятельности (пение, рисование, выразительное чтение, танец). Эстетическое воспитание содействует также развитию потребности и способности детей вносить красивое в повседневную жизнь школы, семьи, детского коллектива.

Эстетическое воспитание в таком широком его понимании осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности детей. 

                                                                Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только воспитание эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. В силу психологических особенностей знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.

Эффективное осуществление эстетического воспитания и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

а) проведение экскурсии на природу;

б) изображение увиденной картины на бумаге;

в) беседы по картинам с элементами художественного описания;

г) знакомство с творчеством композиторов, художников;

д) прослушивание музыки и представление какой-нибудь картины;

е) чтение отрывков художественной прозы, поэзии;

ж) разбор пословиц, поговорок, использование загадок;

з) демонстрация экспонатов, естественной наглядности;

и) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий;

к) раскрытие эстетической стороны музыки, изобразительного искусства, природы;

л) использование физкультминуток, гимнастики для развития движений руки, снятия усталости во время мероприятий;

м) арттерапия;

н) занятия об эстетике речи, внешнего вида, быты, жилища, отношений.

Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы средствами музыки, изобразительного искусства, природы должно занять ведущие место в общей системе воспитания. Таким образом, система внеклассных мероприятий, методические приемы по развитию у воспитанников эстетического отношения к музыке, к изобразительному искусству, к природе дают положительные результаты, что свидетельствует о положительной возможности использования их в коррекционных школах-интернатах.


На основании собственного опыта работы по эстетическому воспитанию, я могу рекомендовать всем коллегам:

1.Знакомить детей с правилами поведения в школе и общественных местах.

2. Знакомить детей с культурой общения, речи, манер.

3.Знакомить детей с культурой быта, жилища.

4.Знакомить детей с культурой внешнего вида.

5.Знакомить детей с видами искусства, декоративно-прикладным и изобразительным искусством, музыкой, литературой и т.д.

6.Знакомить детей с лучшими художниками России и мира (творчеством и биографиями).

7.Знакомство с писателями и их биографиями.

8.Знакомство с детскими композиторами и их творчеством.

9.Проводить работу по развитию творческих способностей, формированию умений чувствовать, понимать и создавать прекрасное своими руками.

10.На экскурсиях и прогулках воспитывать умение видеть прекрасное вокруг в природе.

11.Учить видеть прекрасное в окружающих людях, в их труде.

«Праздник, который всегда с тобой»- так назвал творчество Эрнест Хемингуэй. Эти слова с полным правом можно отнести и к наслаждению красивым и прекрасным.

Библиография


  1. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // едагогика. – 1992. - № 5.

  2. Э.А. Аралова «Воспитание культуры поведения у учащихся вспомогательной школы»

  3. Вильде Т.Н. Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования. // Начальная школа. – 2003. - № 1. – С. 57 – 59.

  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред.     В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416с.

  5. Гербеев Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. – М.,1984. – 140с.

  6. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2002. – 208с.

  7. Дульнеев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1981. – 176с.

  8. Захарова Л.А. Из опыта художественно-эстетического воспитания. // Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 18 – 21.

  9. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). – М., 1992. – 155с

  10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982. – 214с.

  11. Краткий словарь по эстетике. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М., 1964. – 451с.

  12. Софья Пуберовская «В гостях у картин»

  13. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985. – 175с.

  14. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. – М., 1983. – 205с.

  15. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.– 256с.

  16. Природа и дети. / Под ред. Н.П. Старосельцевой. – М., 1964. – 47с

  17. Рукавицын М.И. Принципы эстетического воспитания. // Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию. – М., 1972. – С. 142 – 158.

  18. Сметанина И.П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 48 – 51.

  19. Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. – М., 1984. – 207 с.

  20. Шацкая В.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 19

  21. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!