МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема «Межполушарные связи»
Подготовила:
воспитатель
Золотарёва Н.В.
п.Золотухино, 2023
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом
И. Кант
У каждого человека есть задатки, дарования, талант. И от того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Дети должны жить в мире красоты, сказки, фантазии. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
А для того, чтобы этот путь был легче, необходимо с дошкольного возраста помочь ребенку использовать все возможности для дальнейшего успешного обучения. Поэтому в своей работе я использую как хорошо известные технологии, так и инновационные.
Считаю задачу развития межполушарного взаимодействия очень важной. Именно поэтому темой своего самообразования выбрала «Межполушарные связи»
Целью работы по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год: изучение особенностей межполушарных связей и подбор игр и упражнений для их развития.
Были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме.
2.Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
3.Внедрить в образовательной процесс игры и упражнения на развитие межполушарных связей.
4.Повысить качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий.
5.Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей.
6.Просветить родителей о межполушарных связях,о важности их развития.
7.Выявить эффективность использования игр и упражнения на развитие межполушарных связей.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
А. В. Семенович «Межполушарное взаимодействие»
А. В. Семенович: «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
Т. П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения»
А. В. Семенович «Введение в нейропсихологию дошкольного возраста».
Ж.М.Глозман «Практическая нейропсихология, Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении»
Т. П. Трясорукова «Пальчиковые игры на развитие межполушарного взаимодействия у малышей от 0 до 3 лет»
И.И. Праведникова "Нейропсихология. Игры и упражнения"
Я считаю, что использование игр на развитие межполушарных связей является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В результате применения этих упражнений я заметила, что ребенок может дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и делать выводы из увиденного.
Кинезиологические упражнения я старалась использовать в первой половине дня, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для дальнейшего взаимодействия с ним.
В своей работе использовала упражнения направленные на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Это «Волшебные обводилки», «Зеркальное рисование». Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
С появлением технических средств появилось еще больше возможностей для развития межполушарных связей.
Игры, с применением интерактивного оборудования снимают проблемы от перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания и развития творческих способностей.
Изучив методическую литературу, я начала обогащение предметно-развивающей среды
• Разработала картотеку «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»
• Создала иллюстрированный альбом «Кинезиологические сказки»
• Подобрала нейропсихологические игры в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Включила нейропсихологические игры в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Создавала игровые ситуации, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».
• Работали с иллюстрированной картотекой.
• Проводила индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?», «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
• Оформила стенд для родителей папками-передвижками: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»
И получила следующие результаты
- научилась анализировать научно-методическую литературу, повысила свои теоретические и практические знания, умения и навыки;
- распространила свой опыт и достижения через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике, поучаствовала в конкурсе «Педагогическая находка», заняв призовое место.
Использование нейропсихологических игр и упражнений у детей способствовало:
• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Повышению умственной работоспособности;
• Оптимизации интеллектуальных процессов;
• Совершенствованию способности к концентрации внимания;
• Стабилизации эмоционального фона;
• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
• Лучше ориентируется в окружающем мире;
• Повышается работоспособность;
• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
• Повышается самооценка ребенка;
• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Буду продолжать работу по данной теме.