СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС"»

2019-2020 учебный год

Проектная деятельность учащихся начальной школы



Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

 Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с очередными первоклассниками сразу обнаруживаешь для себя ряд проблем:

      низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

      неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

      неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

      отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, я вовлекала учащихся в проектную деятельность. На уроках окружающего мира работали над такими проектами:

    -«Моя малая родина»

    - «Моя семья»

- «Мой класс и моя школа»

- «Мои домашние питомцы»

В подготовке активное участие принимали все дети. Результатом каждого проекта стало презентация на уроке, оформление выставки проектов на одну из данных тем в классе.












На уроке изо мы изготовили проект «Моё родное село Емецк» Дети работали в микрогруппах (одна рисовали транспорт села, другая дома, третья -здания....) Каждый ребёнок принял участие . В ходе данной работы получился большой коллаж. Вспомнили, чем знаменито село, какие есть улицы ,главная улица села, достопримечательности.

Конечным продуктом этого проекта стал выпуск стенгазеты. Проект был групповой. Дети учились сотрудничать, планировать действия, обмениваться информацией, отбирать, оформлять материалы.

Так как это был наш первый групповой проект, то не сразу всё получилось, приходилось помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом.




На уроке математики проект «Числа в загадках, считалках, пословицах и поговорках» В конце получилась папка-книга.












К общешкольному празднику «День рождения ЕСШ», к 85и летию мы тоже работали над проектом «Мои родители и я -выпускники ЕСШ». Конечным продуктом этого проекта стал стенд. Проект был групповой. Дети учились сотрудничать, планировать действия, обмениваться информацией, отбирать лучшее фото школы, подбирать материалы, красиво их оформлять.

 






На восьмое марта группой мальчиков работали над проектом к празднику 8 марта «Поздравления для девочек» Задания были разные, кто подбирал стихи, кто поздравления, кто фигурные ножницы для оформления. Потом, распределив обязанности , мальчики дружно работали над созданием общей стенгазеты. Когда проект был готов, порадовали девочек.






На неделе , когда был тематический классный час на тему «Экология», мы с первоклассниками тоже спланировали работу, как проектную деятельность, совместную с родителями. Дети сами выбирали, в каком направлении будут работать и каким будет продукт их деятельности.

Одни готовили рассказы о природе родного края, другие рисовали рисунки, третьи -раскраски. Дети участвовали в фотоконкурсе, некоторые вместе с мамами готовили поделки.








На уроке окружающего мира,изучая животных, которые живут у ребят дома, заговорили о собаках. Ребята проявили желание узнать больше. Они сами определили, о каких породах хотели бы узнать больше, распределили объём работы . Мы определились с тем, каким будет конечный продукт. Дети собирали информацию о собаках, оформляли на листе. Через неделю презентовали проект. Слушали друг-друга с неподдельным интересом. В результате все учащиеся получили большую и интересную информацию о собаках поводырях, о служебных собаках, о самых огромных и самых маленьких.



Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

      развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

      привить навыки сотрудничества с другими людь­ми;

  • привить первоначальные умения собрать информацию из разных ис­точников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.





В дальнейшем планирую провести работу над проектами «Мой любимый писатель!», «Моя родословная», «Профессии», «Города России» , «Красная книга и т. д.

Буду учить детей участвовать в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, учить осуществлять самооценку, где сама буду участником коллективной оценочной деятельности.

Планирую научить детей работать в микрогруппах, развивать у них коммуникативные и организаторские навыки, чтобы дети учились проявлять свои лидерские качества и умения работать в команде.

Из опыты: работая над проектом «Города России» дети узнают о многих российских городах, их особенностях, достопримечательностях. В ходе подготовки ребята будут учиться самостоятельно распределять работу, выбирать города, о которых будут собирать материал. Презентация пройдет на уроке, посвящённом Дню России. Возможно дети сами составят и покажут электронные презентации. Ребята получат информацию о своей стране, рассказывая каждый об одном городе.

А пока у меня только 1 класс , дети учатся защищать свою работу. Подбирать и оформлять проекты помогают им в этом родители. В классе учимся работать командой. Во 2м классе будут приучаться к самостоятельности, с небольшой помощью взрослого. В 3м классе научимся сами делать презентации, в 4м самостоятельно без помощи взрослого выбирать, подбирать, защищать...

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих первоклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.



В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.