СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по теме самообразования "влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по теме самообразования "влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"»

 ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

 Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

 В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

 Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

 Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

 Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Уважаемые родители. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?

2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?

3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?

4. Надо ли знать народные сказки и былины?

5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?

6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?

10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2018-2019 учебный год

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.