«Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах»
Предмет исследования.
Цель.
Задачи исследования.
Наша проблема и цель определили задачи:
- создать условия для развития мыслительных операций путем использования нестандартных заданий;
- определить уровень развития логического мышления;
- разработать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления.
Гипотеза
Развитие логического мышления на уроках математики будет эффективным, если:
- создать условия для развития мыслительных операций путем использования нестандартных заданий;
- разработать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления.
Методы реализации проекта.
Методы реализации проекта в соответствии с этапами - диагностическим, прогностическим, организационным и аналитическим являются:
- - анализ, систематизация, классификация, обобщение, моделирование
- - тестирование, наблюдение, срез, преобразование, контроль
Модель
Повышение уровня
мотивации учащихся к изучению математики
Знакомство учащихся
с приемами решения нестандартных заданий
Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация
Развитие логического
мышления на уроках математики
Диагностика уровня развития логического мышления
Развитие интеллектуальных способностей
Числовой ряд
+ -
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Магические квадраты.
4
9
3
8
5
2
1
7
?
4
9
3
8
5
2
1
7
?
Задания на выявление закономерностей, зависимостей и формулировку обобщения
1. Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
2+5 3+2 6-3 8-3
2+6 4+2 7-3 9-4
2. Найди результат, пользуясь данным равенством:
3+5=8
3+6=
3+7=
3+8=
3. Сравни числа, записанные в первом и втором столбиках. Сумма чисел в
первом столбике равна 18. Как быстро можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике?
3 13
4 14
5 15
6 16
4. Продолжи ряд чисел.
3, 5, 7, 9, 11…
1, 4, 7, 10…
Сделай вывод
Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:
1) 0+1
2 + 3
3 +4
4 + 5
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
2) I - 0
2- I
3-2
4-3
Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.
3) 5+4-4
52+13- 13
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же
число, то получится первоначальное.
4) 26: 2 х 2
16: 8 х 8
10: 5 х 5
Вывод: если любое число разделить и умножить на одно и то же число, то по-
лучится первоначальное число.
Необычные приёмы устных вычислений .
1) 389+467+211=389+211+467=600+467=1067;
2) 375+287+125+213=(375+125)+(287+213)=500+500=1000
3) 827-430-227=827-227-430=600-430=170;
4)2357+1996+3047=2357+1996+3000+43+4=(2357+43)+(1996+4)+3000=3000+2000+3000=8000;
5) 25х37х4=37х(25х4)=37х100=3700;
6) 87х4+4х13=(87+13)х4=100х4=400;
7)367:5-167:5=(367-167):5=200:5=40.
Приём округления:
- 1) 399+473=400+473-1=872
- 2) 198х3=(200-2)х3=600-6=594
- 3) 594: 4=(600-6):4=150-1=149
Приём умножения и деления на 5, 50, 500, 25, 250, 15, 125.
- 1) 36х5=(36:2)х10=180
- 2) 84х25= (84:4)х100=41300
Приёмы умножения на 9, 99, 11, 101,1001.