Тема урока: «Отделка изделий из древесины»
Цель урока: познакомить учащихся со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву); совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления.
Задачи урока:
Образовательные: закреплять знания о работе с древесиной; научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности;
Развивающие: развивать практические навыки умения работать в группе,
Развивать умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные: прививать навыки рационального использования материалов,
Тип урока: комбинированный.
Образовательные ресурсы:
- основные: столярная мастерская, верстак, рабочая тетрадь, древесина, инструменты для работы по дереву(морилка, тампоны, кисти, клей, краски, лак).
Ход урока
Вводная часть.
Организация учебной деятельности.
Проверка количества учащихся(2 минуты);
Проверка готовности учащихся к уроку(2 минуты).
Краткий инструктаж по технике безопасности(2 минуты).
Сформулировать цель урока (запись в тетрадях темы урока).
Мотивация. Повторение пройденного материала (14 минут).
Опрос учащихся.
- как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?
- почему выпиливание рисунка начинают с внутренних контуров?
- как должны быть наклонены зубья пилки?
- почему при выпиливании двигают и поворачивают заготовку, а не лобзик?
- как можно отделать выпиленную деталь из фанеры?
Актуализация знаний. (1 минута)
Сегодня на уроке мы познакомимся с отделкой изделии из древесины.
Объяснение нового материала.(25 минут)
Постановка учебной проблемы.
Запись в тетрадь (определение понятия).
Слово учителя:
Отделка изделий из древесины – окончательная технологическая операия, улучшающая внешний вид изделия. Чаще применяются такие виды отделки, как тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование.
Тонирование –используется для окрашивания древесины в более темный цвет, чем натуральный, цвет – от желтого до коричневого (например, под цвет ореха), и даже черного под (цвет мореного дуба). При этом текстура древесины не закрашивается. В школьных мастерских используют порошковый краситель, разводимый на воде – морилку. Покрывать поверхность стоит слабым раствором, но несколько раз.
Перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон, потому что даже самая мелкая царапина, шероховатость при увлажнении древесины становится заметной.
Окрашивание морилкой выполняется мягко широкой кистью. Не следует набирать на кисть слишком много раствора, так как жидкость будет растекаться по поверхности, образуя пятна. Раствор морилки можно наносить и ватным тампоном, обернутым чисто хлопчатобумажной тканью.
Торцовые поверхности древесины впитывают влагу сильнее, чем боковые, из-за этого при окрашивании одни и тем же раствором они получаются темнее. Чтобы избежать этого, готовые поверхности перед окраской смачивают водой.
Лакирование – это нанесение на поверхность изделия из древесины тонкого слоя лака – вязко жидкости специального состава, которая при высыхании образует твердое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины.
Лакирование предохраняет деревянные поверхности от попадания влаги и гниения. Лак так же подчеркивает цвет и текстуру древесины.
Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверхность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.
Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарного, пихтового, бальзамно - масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью.
После грунтования приступают к лакированию.
Лакирование производят с помощью кисти или тампона. (См. Приложения, рис. 44.) при лакировании тампоном на рабочую руку должна быть надета перчатка.
III. Практическая часть. (29 минут)
Практическая работа «Отделка изделий из древесины».
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, (морилка, тампоны, кисти, клей, краски, лак.
Правила техники безопасности:
1.Общие требования безопасности при работе с лаком.
1.1. К работе с лаками, красками, растворителями, клеем допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования огнеопасными жидкими веществами.
1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности емкостей, в которых находят лаки, краски, растворители или клей.
1.4. Обо всех неисправности; (утечках) необходимо сообщат! педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
2.Требования безопасности перед началом работы с лаком
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
2.3. Привести в порядок рабочую одежду: надеть косынку, фартук.
2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
3.Техника безопасности во время работы
3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
3.2. При работе с лаками, красками, растворителями, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
3.3. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.
3.4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
IV. Итоговая часть.
Повторение и обобщение нового материала. (10 минут)
Вопросы
- что такое отделка изделий из древесины?
- какие инструменты применяют для тонирования и лакирования изделий из древесины?
- как получить гладкую лакированную поверхность?
- расскажите о правилах безопасности при работе с клеем?
- техника безопасности перед началом работы с клеем?
- техника безопасности во время работы с клеем?
VII. Подведение итогов урока