СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отделы Папорониковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Отделы Папорониковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов.»


Класс: 7 класс Дата проведения: 17.11.2017г.

Урок №20


Тема занятия:

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов.

ЛР № 6 Изучение внешнего строения папоротника.

Тип урока

Комбинированный

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная групповая.

Методы обучения

практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.

Цель урока:


формирова­ние представ­лений о главных признаках отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.

Планируемые результаты обучения:

предметные:  

знать главные признаки отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

уметь – различать на рисун­ках, таблицах примеры растений отделов Папоротниковидных, Хвощевидных, Плауновидных растений;

метапредметные:

регулятивные:  умение определять цель урока и ставить задачи, необходи­мые для ее достижения, представлять ре­зультаты работы;

коммуникативные: умение воспринимать ин­формацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совмест­ной работы;

познавательные:  уме­ние выбирать наиболее эф­фективные способы реше­ния поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов; навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

личностные:  потреб­ность в справедливом оце­нивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической де­ятельности, эстетическое восприятие объектов при­роды.


Основные понятия, термины.

Ключевые идеи.

Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

чередование поколений, бесполое поколение, половое поколение

Материалы и оборудование

Электронные презентации, электронное приложение к учебнику Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова «Биология. Разнообразие живых организмов». 7 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М. Просвещение, 2012 год.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний:

  1. Назовите отличия у растений Кукушкин лен и Сфагнум

  2. Назовите свойства болотной системы

  3. Зв чём значение мхов для человека и экосистем?

  1. Мотивация:

На какие группы можно разделить подцарство высших растений?

Какие растения высших споровых мы изучили?

Какие предстоит изучить?

  1. Формулирование темы и целей урока, планирование работы.

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов.

Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.

  1. Изучение нового материала

Учитель:

Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”. [Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала.]Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала

Проблема: Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?(Ответы учащихся)

Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.



Задания группам

  1. §15,стр 40 прочесть, составить план характеристики Папоротниковидных.

  2. §15,стр 40-41 прочесть, охарактеризовать строение и жизненный цикл папоротника

  3. §15,стр 41 прочесть, охарактеризовать строение и жизненный цикл хвощей и плаунов.



ОТВЕТЫУЧАЩИХСЯ:

1 группа:

Папоротникообразные – древние, высшие споровые растения, 10тыс видов.

Строение: побег, корень, размножаются спорами.

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.


Дополнительно:

Произрастают там где тепло и сыро, Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается водный папоротник азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.


2 группа:

Папоротниковидные: Щитовник мужской

Жизненная форма: многолетнее травянистое растение.

Местообитание: лес, влажные места.

Строение:

Видоизменённый побег – корневище с придаточными корнями и листья (черешок и крупная листовая пластинка, разделённая на множество долек), спорангии со спорами.

Развита проводящая ткань.

В размножении чередование бесполого и полового поколения. В жизненном цикле спорофит преобладает над гаметофитом.

ЭП Сравнительная характеристика папоротникообразных

ЭП Внешнее строение папоротника,

ЭП Жизненный цикл Папоротниковидных

Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.



3 группа:

Хвощевидные: Хвощ

Жизненная форма: многолетнее травянистое растение.

Местообитание: луг, лес, поле, влажные места.

Строение:

Летние растения – зелёные маленькие ёлочки. Стебель полый с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с чешуйчатыми листьями..

Весной – бурые побеги со спороносными колосками.

ЭП Сравнительная характеристика папоротникообразных

ЭП Внешнее строение хвоща



Плауновидные: Плауны

Жизненная форма: многолетнее травянистое растение.

Местообитание: сосновые леса.

Строение:

Побег длинный, ветвящийся, ползучий, покрытый мелкими листьями, придаточные корни. Летом образуются спороносные колоски (по два) со спорами.

ЭП Сравнительная характеристика папоротникообразных

ЭП Внешнее строение плаунов








  1. Закрепление изученного материала

А)

Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две! Ответ: плаун.



Б)

Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! Ответ: хвощ.

В)

Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!  Ответ: папоротник



1. Какие корни развиваются у папоротников? (придаточные и боковые),

2. Как называется половое поколение у папоротников? (гаметофит),

3. Как называются листья папоротников? (вайи),

4. Что располагается на вайях? (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев - сорусы).

5. Как называется бесполое поколение папоротника? (спорофит),

6. Почему у папоротника нет цветка? (потому что он размножается спорами),

7. От кого произошли папоротники? (от псилофитов),

8. Назовите самый маленький папоротник (азолла),

9. Назовите самый вредный папоротник (сальвиния),

10. Как называется коричневые мешочки у папоротника? (сорусы).


Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения папоротника

(по инструкции)


  1. Подведения итогов. Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок


  1. Домашнее задание: §15, ПТ № 11 до конца .


  1. Рефлексия:

Вспомните тему и цели урока.

Насколько наша деятельность  соответствовала целям.

Какие задания были трудными? лёгкими?

Какие трудности вы испытывали при работе в группах?