Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Шахтёрская средняя школа №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классный час
«Отечества славные сыны»
Разработал учитель
русского языка и литературы 1 категории:
Изосимова Наталья Владимировна
г.Свердловск, 2022 год
Аннотация
Классный час «Отечества славные сыны» посвящается проблеме патриотического воспитания, которая является основой формирования будущего гражданина. Освещает исторические события, затрагивая вопросы о сохранении своих традиций, чтобы сберечь нравственную культуру. Материал может быть использован на уроках литературы, истории.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Нет таких страданий, испытаний и лишений, которые не выпали бы на долю русского народа, которые не претерпел бы славный русский человек. События каждого столетия этому подтверждение. История земли Русской свидетельствует, что люди перед лицом смертельной опасности для Отечества сплачиваются и, несмотря ни на какие личные и мировые бедствия, объединяются и дают отпор врагам.
Вот и сейчас настал период нестабильности в обществе, и поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. (Слайд2) А все традиции зародились еще со времен Древней Руси, и одна из них, самая главная и отличительная от всех времен и народов, это любовь к Отчизне.
Надо заметить, что о патриотизме в нашей Республике говорилось и говорится постоянно, но последние события показывают, что влияние западной культуры в течение 30 лет, насаждение ее ценностей, «толерантное» отношение ко всему и вся принесли свои «плоды». Нам необходимо заново учить молодое поколение любить свою Родину. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные дети утрачивают патриотические чувства к Родине, теряется связь поколений, они становятся равнодушными к традициям своего народа, к его прошлому, что грозит потерей нравственной культуры.
У большинства подростков размыто чувство ответственности и самостоятельности, происходит деформация сознания, «индивидуализм» и эгоизм преобладает в самых мелких проявлениях. «Мир» молодежи - это мир гаджетов и сиюминутных интересов. Позиция «мы за мир», которую многие выражают по понятным причинам, порождает инфантилизм. Пусть защищают нас специально обученные люди, а моя "хата с краю". Только потому, что люди кричат «миру мир", войны не перестанут существовать. И к ним нужно быть готовыми во всеоружии: кто-то словом, а кто-то делом. Необходимо каждому понимать, что не получится отсидеться в сторонке. Кстати, у истинно верующих людей нет сомнений в борьбе со злом и несправедливостью, поэтому многие из них добиваются самых несомненных достижений и абсолютных высот.
В сегодняшнем воспитании чувства патриотизма нет ни одной неважной задачи. Подрастающему поколению необходимо прививать чувство гордости и уважения к своей культуре, нации, подвигам, начиная с примеров любви к своей семье, к старшим, к малой родине, к Отчизне, до воспевания героического прошлого. (Слайд3)
Тема: Отечества славные сыны
Цель: становление многосторонне развитого гражданина, развитие способностей осмыслить события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Задачи: формирование у подрастающей молодежи патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории; уважительного отношения к традициям и культуре своего народа; гордости за героическое прошлое; развивать гражданскую позицию и национальное самосознание.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, плакаты с высказывания о патриотизме, портреты, фото легендарных личностей.
Аудитория: 9-11 класс
Ход урока
Эпиграф урока:
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
(Слайд4)
Звучит песня «С чего начинается Родина» музыка В.Баснер, слова М. Матусовского
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, вы только что прослушали песню, слова которой уже долгие годы отзываются в душах русских людей. Скажите, а что для вас означает слово «Родина»? Насколько широкое и глубокое для вас это понятие? (Ответы учеников)
- Давайте посмотрим, что означает это понятие в различных словарях и совпадает ли оно с вашими рассуждениями:
1. Большой энциклопедический словарь — РОДИНА.
1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
2. Толковый словарь Ожегова - РОДИНА.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь., возникновения чего-нибудь.
3. Толковый словарь Ушакова — РОДИНА.
1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
- Какое словосочетание есть в определении этого понятия? (правильно, любовь к Отечеству - патриотизм)
Слово учителя:
- Впервые слово «патриотизм» появилось в английской печати в 1726 году. Связано оно было с полемикой между двумя ведущими партиями – вигов и тори. Обе партии использовали понятие патриотизма (как любви к Отечеству), но обвиняли своих соперников в том, что их аналогичные чувства – фальшивые. А что же касается употребления этого слова в истории Руси, то только понятие, но еще не само слово, берет начало в «Житии князя Михаила Тверского», погибшего в Орде в начале XIV века. По отношению к князю встречается слово «отечестволюбец». Считалось, что князь защитил свой город от врага ценой собственной жизни. (Слайд5)
В середине XV века зафиксированный в летописях такой эпизод: в Псков прибыл новгородский архиепископ, он проводил службу в главном Троицком соборе, и там возгласил вечную память тем, кто отдал жизнь за Великий Новгород и Псков. Священнослужитель, призывая благословение, произнес слова «добра хотящих» Великому Новгороду и Пскову, которые обозначали в раннем русском аналоге понятия «патриот» – «доброхот».
Иноземное слово «патриот» пришло в русский язык в петровское царствование в сочинении барона Петра Шафирова «Рассуждение, какие законные причины Его Царское Величество Петр Первый, царь и повелитель всероссийский... к начатию войны против короля Карла XII Шведского 1700 году имел...». Эта книга была издана в 1717 году. Именно в ней, по данным лингвистов, впервые и прозвучало слово «патриот». Шафиров, понимая, что оно новое и читателям неизвестное, указал в примечании на полях: «Патриот – Отечества сын». В XVIII веке и начале XIX века в России часто употреблялось выражение «Отечества сын», иногда в форме «верные сыны Отечества».
- Наша история началась ни 10, ни 100, даже ни 500 лет назад, и до сих пор мы храним в своей памяти имена славных сынов Отечества.
(Слайд6) Ученик 1:
Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги, прославленной Церковью как равноапостольная святая, и сын великого князя Святослава Игоревича. Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси. Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, был инициатором Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель. Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром. Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Православие превращало церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный,
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной,
Никакой не страшен враг!
(Слайд7) Ученик 2.
Александр Невский (1220–1263 гг.), выдающийся государственный деятель и полководец Древней Руси, новгородский князь, великий князь Владимирский с 1252 г. возглавлял борьбу русского народа против немецко-шведских завоевателей, которые, воспользовавшись ослаблением Руси после нашествия войск Монгольской империи, стремились захватить ее северо-западные земли и лишить выхода к Балтийскому морю. Имя Александра Невского связано с битвой под названием Ледовое побоище, которое состоялось 5 апреля 1242 года. Великий полководец разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Его имя причислено к лику святых.
Века прошли, а люди чтут и помнят
Его, героя праведной Руси.
К нему взывают и с надеждой просят,
Чтоб дух побед он в схватках приносил.
Служил Отчизне не за страх он, а за совесть.
С врагом отважно, смело в бой вступал.
Порой не численностью, а уменьем
Своих врагов он в битвах побеждал.
«Не в силе Бог, а в правде» — так считал он,
Девиз его был для него щитом.
А кто на Русь пошёл с мечом, забыв об этом,
В смертельной схватке пожалел о том.
Его любовью стала Русь сильнее,
Его народ за храбрость почитал.
Сплотилась, стала Русь мудрее.
И Бог в великих схватках помогал.
Его пример служения народу,
Пройдёт через века и возвеличит Русь.
Сильней его молитвами от года к году
Мы будем. В этом я клянусь!
(Слайд8) Ученик 3:
Сергий Радонежский игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей). Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры, «ангел-хранитель России». В Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от ордынского ига, большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед Куликовской битвой: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя». Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского. Имя Дмитрия Донского причислено к лику святых.
На подвиг князя провожая,
Он, волю Неба выражая,
Монахов дал ему с собой
На зримый и незримый бой.
Своей молитвой многомощной
Молился Сергий денно-нощно
За наших предков и... за нас –
Ведь битва длится и сейчас!
(Слайд9) Ученик 4:
Александр Васильевич Суворов (1730–1800 гг.) – великий полководец, генералиссимус, генерал-фельдмаршал. Обладатель всех русских военных орденов того времени, а также многих иностранных наград. Надолго смог обезопасить страну от агрессии соседей, победил более чем в 60 сражениях. В 1769 – 1772 гг. во время войны с Барской конфедерацией Суворов командовал бригадами нескольких полков. В январе 1770 года Суворову было присвоено звание генерал-майора. Он выиграл несколько битв против поляков, получил свою первую награду – орден Св. Анны (1770 г.). А в 1772 году награжден самым почетным военным орденом Св.Георгия третьей степени. Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля». Яркий во всех отношениях человек, он прославился среди современников не только своими победами, но и своей неординарностью или, как тогда говорили, - чудачествами. Для нас же, потомков, уроки Суворова - это весь его боевой путь, от Берлина и Варшавы до Измаила и Очакова, от Волги и до Альп. Имя Александра Суворова причислено к лику святых.
Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат «Науке побеждать»,
Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,
Он говорил: «Отчизна нам как Мать!»
Ревнитель новизны в своём искусстве,
Осуществил Альпийский переход…
Великий полководец, князь, граф русский
Удачливый в сраженьях патриот.
(Слайд10) Ученик 5:
Фёдор Фёдорович Ушаков(13.02.1745 —2.10.1817) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1798); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирал (1799), знаменитый на всём Востоке непобедимый «Ушак-паша», что означает высшую степень уважения. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ушаков одержал победу в пяти крупных морских сражениях и не потерпел ни единого поражения. Русской православной церковью причислен к лику святых.
Богата Русь на времена и даты,
На тех, кому Отечество всегда
Не на словах, на деле было свято,
Их имена нам светят сквозь года.
Идут года, уходят поколенья,
Но нет на них забвения оков.
Один из них - морской пучины гений,
Наш адмирал - великий Ушаков.
В судьбе своей познал он лед и пламень,
Он был земным среди земных богов.
Так пусть горит звезда его во Храме.
Поклон тебе, наш Федор Ушаков!
(Слайд11) Ученик 6:
Михаил Илларионович Кутузов - великий русский полководец. Граф, светлейший князь Смоленский. Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград, но и два ранения в голову - оба считались смертельными. То, что он оба раза выжил и вернулся в строй, казалось знаком: Голенищев-Кутузов предназначен к чему-то великому. Ответом на ожидания современников стала победа над Наполеоном, прославление которой потомками возвысило фигуру полководца до былинных величин.
Памяти Великого полководца М. И. Кутузова
Суворова достойный продолжатель,
Великий полководец Родины святой,
Страж от врагов империи державной,
Отечества спаситель от угрозы роковой.
Он отстоял России честь в войне французской и турецкой,
Наполеона он предвосхитил,
Участвовал он в схватке европейской,
В 1812 году французов разгромил.
Он удостоен был фельдмаршальского званья,
Императрицы мудростью признание привлек,
Был награжден всех высших орденов собраньем,
Подняться до достоинства святого князя смог.
Он до сих пор в России почитаем,
О нем Россия память добрую хранит,
Его успехам с гордостью внимаем,
Его урок о вере в стойкость говорит.
В ВОВ Кутузова был орден учрежден,
Как символ героизма высшей чести,
Коварный враг-фашизм был побежден,
Кутузов шел к победе с нами вместе!
(Слайд12) Ученик 7:
Георгий Константинович Жуков - легендарный советский полководец, маршал Советского Союза, который был одной из ключевых фигур Красной армии во время Великой Отечественной войны и впоследствии получил в народе прозвище Маршал Победы. Жуков полностью соответствовал своему времени – он был жестким, волевым, бескомпромиссным. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на сто ходов вперед просчитать действия вражеской армии. Маршал владел качеством, которого, пожалуй, не было ни у кого – он умел не просто побеждать, его победы были сокрушительными. В памяти он остался Георгием Победоносцем, солдаты, прошедшие Великую Отечественную, называли его не иначе, как «народный маршал». Четыре раза ему присваивали звание Героя Советского Союза, он награжден двумя орденами «Победа», многочисленными советскими и иностранными медалями и орденами.
Великий русский воин маршал Жуков,
спасибо, что Вы жили на Земле!
От дочерей и сыновей и внуков,
живущих в городах и на селе!
Спасибо за Великую Победу,
что одержать всем вместе довелось,
за мужество, за волю к жизни эту,
пусть много лет с поры той пронеслось
Свирепый враг Россией был разгромлен,
благодаря военному искусству
Дух армии под натиском не сломлен,
ведь Вы умели воевать по-русски!
Слово учителя: Ребята, имена этих замечательных людей запечатлены на века в истории нашего человечества, а сколько примеров любви к Родине проявляют обычные, казалось бы, ничем не выдающиеся люди, а сколько безымянных подвигов хранит наша Земля. Послушайте историю одной малоизвестной сельской семьи.
Ученик 8: Десять братьев Лысенко воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. Все 10 благополучно вернулись домой. (Слайд13)
Ребята родились в селе Бровахи (Черкасская область) в благополучной сельской семье. Раскидало братьев по всей стране - от Курил и до Западного фронта (они потом дошли до Берлина). Два брата даже встретились ненадолго на передовой. Обрадовались, обнялись, и дальше - каждый на выполнение своей задачи. Мужчины не раз балансировали на грани смерти. Феодосий - подорвался на мине под Будапештом, вернулся домой без ноги. Михаил - служил в разведке. Был ранен, попал в плен и бежал. Чудом выжил в Корсуньском котле. Был повторно ранен. В одной из деревень в одиночку уничтожил штаб фашистов, но Берлина не дошел. В Венгрии получил еще одно тяжелое ранение, долго восстанавливался в госпитале. Вернулся с наградами. Степан - горел в танке, чудом выжил, после того как восстановился после ранений - отправили на восток, воевать с японцами. Самый юный участник "десятки братьев" ушел на фронт в 20 лет. Во время боя под Житомиром в его пушку попал снаряд нацистов. Семь солдат погибло сразу на месте, а Николай - единственный из команды выжил. С ранениями был отправлен домой в 1943 году. Василий - единственный из "десятка" - дослужился до офицера. Вернулся домой старшим лейтенантом. Интересно, что на рейхстаге расписаться сумел только один, самый спокойный из братьев - Александр. Он прошел войну связистом. Не только прокладывал коммуникации для советских войск, но и умело уничтожал инфраструктуру немцев. Несколько братьев попали в концлагеря в разное время и все сумели бежать. Из 10 братьев пятеро вернулись с тяжелыми ранениями. Но выжили! Без ранений вернулось всего двое. Прошло долгих семь лет после того, как мать отправила их на фронт, а когда вернулись, не всех сразу узнавала. Сами братья тоже не сразу друг друга узнавали. А потом начались одна за другой свадьбы. Семья росла. Всего у "десятка Лысенко" родилось 36 детей и 70 внуков. (Слайд14)
Звучит песня «Хотят ли русские войны…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из друзей Иисуса Христа, четвертый евангелист, апостол Иоанн Богослов сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - это высшая степень любви к человеку, к народу, к Отчизне. (Слайд15) Именно такая любовь присуща русскому человеку. Именно такую любовь надо считать патриотизмом, не ссылаясь на мнения либеральных псевдопатриотов, которые пытаются подменить это понятие. Но его подменить нельзя, можно только иначе назвать. Можно сколько угодно доказывать, что под словом «патриотизм» можно выгодно прикрыть понятие «фанатичный национализм» для прикрытия каких-то злодеяний, но честь, достоинство и порядочность никто не отменял. Эти понятия существовали тысячу лет назад, будут существовать и еще через 10 тысяч лет. Не в силе Бог, а в правде!
Хотелось бы, чтобы наша любовь к Родине проявлялась не только, когда она нуждается в защите, а до того. (Слайд16) Если бы мы только ежеминутно старались созидать, творить добро!... Любовь к Родине ведь проявляется не только в ратных подвигах, но и просто в добросовестном, ответственном выполнении самых заурядных, казалось бы, работах. Кому-то надо печь хлеб, кому-то ремонтировать автобусы, кто-то метет улицы, а кто-то делает мороженое, кто лечит, учит, стрижет, поет - и каждый находится на своем месте. Нужно проявлять заботу друг о друге, уметь жертвовать малым, чтобы не пришлось жертвовать большим, и тогда бы и не приходилось бы нам защищаться от врагов. Нужно уметь любить свою Родину, нужно учиться ее любить, как любили наши предки. Отчизну не выбирают, как и родителей.
Бескорыстная русская душа опять испытывает трудные времена, недруги снова пытаются сломить русский дух. История повторяется почти каждых сто лет и начало нового тысячелетия не стало исключением. Видимо, враги не умеют делать выводы…
Нам снова есть на кого равняться. Но это уже следующая веха нашей истории, которая еще не закончилась. (Слайд17). Не скудеет Земля Русская славными сынами Отечества. И как сказал великий адмирал Ушаков: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют…»
(Слайд18)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://bugaga.ru/pozdravlenya/stihi/1146755705-stihi-o-knyaze-vladimire-i-kreschenii-rusi.html
https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html
https://zen.yandex.ru/media/lecture/kak-na-rusi-nazyvali-patriotov-i-pochemu-v-anglii-eto-slovo-bylo-dvusmyslennym-5fae9d1ef2466e181091e47c
https://obrazovaka.ru/alpha/s/suvorov-aleksandr-suvorov-alexandr
https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/
https://сергиев-посад.рф/стихи-посвященные-преподобному-серг/
https://histrf.ru/read/articles/sudbonosnoie-blaghoslovieniie-na-kulikovskuiu-bitvu
https://yandex.ru/search/?text=наставления+сергия+радонежского+на+войну&lr=28903&clid=9582
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-aleksandre-suvorove/
https://bigpicture.ru/10-synovej-evdokii-lysenko-mat-geroinja-dozhdalas-s-vojny-vseh-svoih-detej/
https://biographe.ru/politiki/georgiy-zhukov/
https://gufo.me/dict/shansky/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
https://fishki.net/3963710-maty-otpravila-na-front-10-bratyev-i-vse-oni-vernulisy-s-vojny.html
https://matynin-denis.livejournal.com/2278051.html
https://infourok.ru/klassniy-chas-po-teme-svyatoy-pravedniy-voin-fedor-ushakov-klass-1185132.html
Материал для презентации Слайд2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд 9
Слайд10
Слайд11
Слайд12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18