Урок окружающего мира в 4 классе 16.04.2019г.
Тема: Отечественная война 1812 года
Цель: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Мы с вами проходим интересную тему «Патриоты России» О ком мы говорили на прошлом уроке? /о Екатерине Второй/
- Какие черты характера присущи Екатерине Второй?
- Почему её назвали Великой? Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины Великой?
- Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?
- Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?
Игра в «Домино»
Работа в парах: на каждой парте – конверт с карточками.
- Конец каждой карточки является началом следующей карточки. Ваша задача – построить цепочку из данных карточек. Кто быстрее составит цепочку, тот выиграл.
Екатерина Великая | Царствование Екатерины Великой | | 34 года | На Сенатской площади |
Медный всадник | На Дворцовой площади в середине 18 в. возводится…… | | Зимний дворец | Предводитель крестьян |
Емельян Пугачёв | Генералиссимус | | А.В.Суворов | Командующий Черноморским флотом |
Ф.Ф.Ушаков | Знаменитая победа Суворова | | Крепость Измаил | Книга Суворова |
«Наука побеждать» | Один из крупнейших музеев мира | | Эрмитаж | Титул Екатерины II |
- Проверка выполнения задания. /На доске – правильный ответ=цепочка/
- Вы обратили внимание на выделенные буквы? Из этих букв можно составить слово. Какое? /отец/
- Подберите однокоренные слова к слову ОТЕЦ
/отеческий, отчий, Отечество, отечественный…/
- А что значит слово «отечество»?
Словарь С.И.Ожегова: это страна, где человек родился и вырос, к гражданам которой он принадлежит. + Земля отцов, отчизна, Родина, своя земля
- Сегодня на уроке слово «отечественный» станет одним из главных слов, т.к. мы будем говорить об Отечественной войне 1812 года.
III. Самоопределение к деятельности.
Итак, тема урока: «Отечественная война 1812 года»
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
- Сегодня на уроке мы попытаемся расширить знания о войне 1812 года. А также ответить на вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?»
IV. Открытие нового знания.
А) 1) Работа с текстом с.112 Чтение первого абзаца.
- Что произошло во Франции в конце 18 века? /к власти пришёл Наполеон Бонапарт/
- О чём мечтал Наполеон, придя к власти? /покорить весь мир/
- Синонимы к слову «покорить»? /захватить, подчинить, завоевать, завладеть/
- Что отличало Россию от большинства стран Европы? (подтвердите свой ответ словами из текста)
2) Чтение второго и третьего абзацев
- Что произошло в июне 1812 года?
-Почему русская армия отступала? Прочитайте, как армия реагировала на отступление? А народ? -!!!! Почему же война Отечественная?
-Найдите и прочитайте, кто был назначен главнокомандующим русской армией?
3) Работа с портретами главнокомандующих
4) Итог: 1. В каком году началась война? 2. Между какими странами шла война? 3. Кто первым начал войну и почему? 4.Кто возглавлял французскую армию? 5. Кто возглавил русскую армию?
Б) Бородинское сражение
1) Рассказ учителя (на доске – иллюстрация боя): фланги, Курганная высота, имена полководцев.
2) Текст «Бородинская битва» с. 113:
Прочитать самостоятельно текст с. 113 «Бородинская битва»
Ответить на вопросы /работа по карточкам/:
1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года.
2. Где оно произошло?
3. Чем закончилось?
4. Какой момент боя был самым тяжёлым? /Курганная высота/
(чтение отрывка под музыку)
5.Клип. Музыка 1812г. = бой, офицеры, солдаты.
+ иллюстрация учебника / на доску- по ней работа/
В) Текст «На войну с Наполеоном поднялся весь народ»
- Составить и задать вопросы по содержанию текста противоположным командам.
V. Закрепление изученного материала. Игра «Найди клад Наполеона»
- Оставляя Москву, Наполеон прихватил с собой много золота, серебра, драгоценностей из храмов, домов, церквей. Эти сокровища весили несколько тонн. Но из-за плохих дорог, неблагоприятных погодных условий до Франции сокровища не довезли. Учёные-историки до сих пор спорят о том, где Наполеон мог спрятать клад. Скорее всего, под Москвой. Давайте попробуем найти их.
- Делимся на три команды.
На доске прежняя иллюстрация + фотографии Барклая-де-Толли М.Б., Багратион П.Б., Раевский Н.Н. В центре карты – портрет Наполеона, к нему ведут три дороги:
1 команда – под предвадительством Барклая-де-Толли М.Б. = уч-ся….. +треуголка!
2 команда - под предвадительством Багратиона П.И. = уч-ся….. +треуголка!
3 команда - под предвадительством Раевского Н.Н. = уч-ся….. +треуголка!
Итак, ваша задача – набрать больше очков.
*Задание № 1: Блицтурнир = по три вопроса каждой команде – 1 очко за каждый правильный ответ.
Где произошло решающее сражение? /у села Бородино, в 110 км от Москвы/
Почему Кутузов решил отступить? /чтобы сберечь войско/
Почему Наполеон оставил Москву? /из-за пожаров, голода/
Кто наносил значительный урон отступающим французам? /партизаны/
Кто возглавлял партизанское движение? /Денис Давыдов/
Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? /Храм Христа Спасителя/
*Где похоронен М.И.Кутузов?
*Задание №2 /на карточке/
- Заполните пропуски в тексте.
В ________ году армия французского императора ____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________ Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец ___________________________. Главное сражение этой войны - _________________________. Оно произошло ____сентября ______ года.
*Задание №3 р/т. На карточке: с. 39 № 1, 2. Проверка – баллы. Итог.
V. Подведение итогов урока.
- О каком историческом событии мы сегодня говорили?
- Что произвело на вас самое большое впечатление?
VI. Рефлексия.
- Дополните предложения.
VII. Домашнее задание.
Прочитать текст на с. 112 – 119 учебника.
р/т: с. 40 № 3, 4.
По желанию: сообщение или презентацию об одном из героев войны 1812 года.
Герои Отечественной войны 1812 года:
Голенищев-Кутузов Михаил Илларион. (1745-1813)
Барклай-де-Толли Михаил. Богданович (1761-1818)-командовал 1-ой Западн. армией, правым флангом.
Багратион Пётр Иванович (1765-1812)-_ командовал 2-ой Западн. армией.
Раевский Николай Никол.(1771-1829)-во время Бород.сраж.защищали центр.русское укрепление=батарея Раевского
Тучков 3-й Павел Алексеевич-генерал-майор (ком.2-ой бригады 4-ой пехотн. Дивизии)-один из 4ёх братьев генералов, принявших участие в Отеч. войне.