СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отечественная война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Отечественная война 1812 года"»


Урок окружающего мира в 4 классе 16.04.2019г.

Тема: Отечественная война 1812 года

Цель: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

- Мы с вами проходим интересную тему «Патриоты России» О ком мы говорили на прошлом уроке? /о Екатерине Второй/

- Какие черты характера присущи Екатерине Второй?

- Почему её назвали Великой? Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины Великой?

- Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?

- Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?

  1. Игра в «Домино»

Работа в парах: на каждой парте – конверт с карточками.

- Конец каждой карточки является началом следующей карточки. Ваша задача – построить цепочку из данных карточек. Кто быстрее составит цепочку, тот выиграл.



Екатерина

Великая

Царствование

Екатерины

Великой




34 года

На Сенатской

площади

Медный

всадник

На Дворцовой

площади

в середине 18 в.

возводится……



Зимний дворец

Предводитель

крестьян


Емельян

Пугачёв


Генералиссимус





А.В.Суворов

Командующий

Черноморским

флотом


Ф.Ф.Ушаков

Знаменитая

победа

Суворова




Крепость

Измаил


Книга

Суворова


«Наука

побеждать»

Один из

крупнейших

музеев мира



Эрмитаж

Титул

Екатерины II



- Проверка выполнения задания. /На доске – правильный ответ=цепочка/

- Вы обратили внимание на выделенные буквы? Из этих букв можно составить слово. Какое? /отец/

- Подберите однокоренные слова к слову ОТЕЦ

/отеческий, отчий, Отечество, отечественный…/

- А что значит слово «отечество»?

Словарь С.И.Ожегова: это страна, где человек родился и вырос, к гражданам которой он принадлежит. + Земля отцов, отчизна, Родина, своя земля

- Сегодня на уроке слово «отечественный» станет одним из главных слов, т.к. мы будем говорить об Отечественной войне 1812 года.



III. Самоопределение к деятельности.

Итак, тема урока: «Отечественная война 1812 года»

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

- Сегодня на уроке мы попытаемся расширить знания о войне 1812 года. А также ответить на вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?»



IV. Открытие нового знания.

А) 1) Работа с текстом с.112 Чтение первого абзаца.

- Что произошло во Франции в конце 18 века? /к власти пришёл Наполеон Бонапарт/

- О чём мечтал Наполеон, придя к власти? /покорить весь мир/

- Синонимы к слову «покорить»? /захватить, подчинить, завоевать, завладеть/

- Что отличало Россию от большинства стран Европы? (подтвердите свой ответ словами из текста)

2) Чтение второго и третьего абзацев

- Что произошло в июне 1812 года?

-Почему русская армия отступала? Прочитайте, как армия реагировала на отступление? А народ? -!!!! Почему же война Отечественная?

-Найдите и прочитайте, кто был назначен главнокомандующим русской армией?

3) Работа с портретами главнокомандующих

4) Итог: 1. В каком году началась война? 2. Между какими странами шла война? 3. Кто первым начал войну и почему? 4.Кто возглавлял французскую армию? 5. Кто возглавил русскую армию?



Б) Бородинское сражение

1) Рассказ учителя (на доске – иллюстрация боя): фланги, Курганная высота, имена полководцев.

2) Текст «Бородинская битва» с. 113:

  • Прочитать самостоятельно текст с. 113 «Бородинская битва»

  • Ответить на вопросы /работа по карточкам/:

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года.

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжёлым? /Курганная высота/

(чтение отрывка под музыку)

5.Клип. Музыка 1812г. = бой, офицеры, солдаты.

+ иллюстрация учебника / на доску- по ней работа/



В) Текст «На войну с Наполеоном поднялся весь народ»

- Составить и задать вопросы по содержанию текста противоположным командам.



V. Закрепление изученного материала. Игра «Найди клад Наполеона»

- Оставляя Москву, Наполеон прихватил с собой много золота, серебра, драгоценностей из храмов, домов, церквей. Эти сокровища весили несколько тонн. Но из-за плохих дорог, неблагоприятных погодных условий до Франции сокровища не довезли. Учёные-историки до сих пор спорят о том, где Наполеон мог спрятать клад. Скорее всего, под Москвой. Давайте попробуем найти их.

- Делимся на три команды.

На доске прежняя иллюстрация + фотографии Барклая-де-Толли М.Б., Багратион П.Б., Раевский Н.Н. В центре карты – портрет Наполеона, к нему ведут три дороги:

1 команда – под предвадительством Барклая-де-Толли М.Б. = уч-ся….. +треуголка!

2 команда - под предвадительством Багратиона П.И. = уч-ся….. +треуголка!

3 команда - под предвадительством Раевского Н.Н. = уч-ся….. +треуголка!

Итак, ваша задача – набрать больше очков.



*Задание № 1: Блицтурнир = по три вопроса каждой команде – 1 очко за каждый правильный ответ.

  • Где произошло решающее сражение? /у села Бородино, в 110 км от Москвы/

  • Почему Кутузов решил отступить? /чтобы сберечь войско/

  • Почему Наполеон оставил Москву? /из-за пожаров, голода/

  • Кто наносил значительный урон отступающим французам? /партизаны/

  • Кто возглавлял партизанское движение? /Денис Давыдов/

  • Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? /Храм Христа Спасителя/

*Где похоронен М.И.Кутузов?

*Задание №2 /на карточке/

- Заполните пропуски в тексте.

В ________ году армия французского императора ____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________ Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец ___________________________. Главное сражение этой войны - _________________________. Оно произошло ____сентября ______ года.



*Задание №3 р/т. На карточке: с. 39 № 1, 2. Проверка – баллы. Итог.



V. Подведение итогов урока.

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

- Что произвело на вас самое большое впечатление?



VI. Рефлексия.

- Дополните предложения.

  • Я узнал ….

  • Мне понравилось…

  • Я бы хотел …

  • Как я потрудился на уроке? …

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст на с. 112 – 119 учебника.

  2. р/т: с. 40 № 3, 4.

  3. По желанию: сообщение или презентацию об одном из героев войны 1812 года.





















Герои Отечественной войны 1812 года:

  1. Голенищев-Кутузов Михаил Илларион. (1745-1813)

  2. Барклай-де-Толли Михаил. Богданович (1761-1818)-командовал 1-ой Западн. армией, правым флангом.

  3. Багратион Пётр Иванович (1765-1812)-_ командовал 2-ой Западн. армией.

  4. Раевский Николай Никол.(1771-1829)-во время Бород.сраж.защищали центр.русское укрепление=батарея Раевского

  5. Тучков 3-й Павел Алексеевич-генерал-майор (ком.2-ой бригады 4-ой пехотн. Дивизии)-один из 4ёх братьев генералов, принявших участие в Отеч. войне.


Скачать

© 2022, 65 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!