СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года. Конспект для учащихся и учителей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года. Конспект для учащихся и учителей»

Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии
12 (24) июня — 14 (26) декабря 1812 года (6 месяцев и 2 дня)



Правитель: Александр I

Французский правитель: Наполеон I Бонапарт (18 мая 1804 — 6 апреля 1814 и 20 марта — 22 июня 1815)

Русская армия:

Французская армия Русская кампания 1812 года 





Численность




Стратегические планы сторон

На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав под Москвой Бородинское сражение.

Участники Бородинского сражения

Карты боевых действий:

Смоленское сражение



В начале второго этапа войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в неразорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами

Тарутинский маневр



Партизанское движение

Командирами летучих отрядов были Денис Давыдов, Александр Сеславин, Александр Фигнер.

Бежавшие из плена русские солдаты, добровольцы из числа местного населения брали на себя инициативу по организации самообороны и формированию партизанских отрядов. Ермолай Четвертаков, Семён Шубин, Герасим Курин и Егор Стулов, Василиса Кожина, Самусь, Прасковья и другие командиры из числа крестьян, дворян и горожан, смогли составить боеспособные партизанские отряды.

Партизаны составляли как бы первое кольцо окружения вокруг Москвы, занятой французами. Второе кольцо составляли ополченцы.




Результаты:

Среди причин поражения Наполеона в его русском походе наиболее часто называют:

  • всенародное участие в войне и массовый героизм русских солдат и офицеров;

  • протяжённость территории России и суровые климатические условия;

  • полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.

Главной причиной поражения Наполеона стал общенациональный подъём на защиту отечества. В единении русской армии с народом надо искать источник её мощи в 1812 году







Термин «Отечественная война» в историографии

Термин «отечественная война» (или «война отечественная») использовал во время заграничного похода в 1813 году в своих записках Ф. Н. Глинка. В 1815 году его записки в виде статьи под заглавием «Рассуждения о необходимости иметь Историю отечественной войны 1812 года» были опубликованы в московском журнале «Русский вестник», а в следующем 1816 году та же статья с некоторыми поправками была опубликована и в санкт-петербургском журнале «Сын отечества»[265]. В тех же 1815—1816 годах отдельным изданием вышли его «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции с подробным описанием похода россиян против французов, в 1805 и 1806, также отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год» в 8 частях[266]. В качестве синонима «отечественной войны» Ф. Н. Глинка употреблял термин — «народная война», то есть участие в боевых действиях населения всех слоёв

Ориентируясь на границы периода, Д. М. Фельдман пришёл к выводу, что термин «отечественная война» использовался уже в 1812 году. В статье «Разговор войскового атамана графа Платова с донским генерал-лейтенантом Иловайским 5-м и генерал-майором Карповым», опубликованной в 1813 году в «Русском вестнике» подполковником А. Г. Краснокутским, состоявшем в то время при штабе казачьего корпуса, разговор полководцев начинался фразой: «Отечественная сия война возвысила славу нашего Донского войска!»

Авторы, публицистически использовавшие термин «отечественная война», не давали конкретно ему никаких пояснений, из чего по мнению Д. М. Фельдмана следует, что «в аспекте истории термина не так уж важно, кто „первым сказал“». Его, фактически, одновременно «придумали многие, почему и не требовались пояснения ни в 1813 году, ни позже». В санкт-петербургском альманахе «Полярная звезда» на 1823 год А. А. Бестужев-Марлинский писал:

Это было и с нами в отечественную войну. Наполеон обрушился на нас — и все страсти, все выгоды пришли в волнение; взоры все обратились на поле битвы, где полсвета боролось с Россией, а целый свет ждал своей участи. Тогда слова „отечество“ и „слава“ электризовали каждого. Каждый листок, где было что-нибудь отечественное, перелетал из рук в руки с вдохновением.

Бестужев-Марлинский А. А. Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года.


На научном уровне в историографию термин «Отечественная война» ввёл А. И. Михайловский-Данилевский написанием в 1839 г в своем труде «Описание Отечественной войны в 1812 году»

После Октябрьской революции 1917 года термин «Отечественная война» ввиду идеологических конъюнктур вышел из употребления.

С середины 1930-х годов после постановлений ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и СНК СССР от 26 января 1936 года «Об учебниках истории», осудивших схематизм и абстрактное социологизирование, которым тогда были подвержены многие советские историки, термин «Отечественная война» вновь начал использоваться в трудах историков. Первым кто после непродолжительного «забвенья» вновь начал применять в отношении войны 1812 года термин «Отечественная» был академик Е. В. Тарле, использовав его в 1938 году.



Заграничный поход русской армии. Крах империи Наполеона

Отечественная война 1812 года в литературе и искусстве.

Литература: Иван Андреевич Крылов «Волк на псарне», Л.Н. Толстой «Война и Мир», Ю.М. Лермонтов «Бородино» В.А Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812 года), А.С. Пушкина. В 1815 году он написал стихотворение «Наполеон на Эльбе».

Архитектура: 1812 г., памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, П.И. Багратиону и другим героям, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.

Изобразительное искусство: художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России»

Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809). В 1813 г. Р.М. Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Более достоверное изображение М.И. Кутузова принадлежит кисти А.О. Орловского (1813). Автор не идеализирует полководца — перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Известна значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году.

Музыкальные произведения: Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу. Среди музыкально-сценических произведений конца XIX - начала XX века следует отметить неоконченную оперу В.С. Калинникова «В 1812 году» (был написан только пролог). Из сценической музыки 2-й половины ХХ века этой теме посвящена знаменитая опера С.С.Прокофьева «Война и мир»





Проверочная работа «Отечественная война 1812 г. Заграничные походы Русской армии» (в формате ОГЭ)

  1. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) 4 августа сразу же после вручения ноты с объявлением войны начались боевые действия против России.

2) Вторжение Великой армии в пределы Российской империи началось с переправы по наведённым мостам через пограничный Неман.

3) План неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен.

4) Одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили как свою победу и празднуют до сих пор, имея на то основания.

5) Военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет.

6) В результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения заняла Москву без боя.


  1. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.


  1. Укажите фамилию полководца, чья армия располагалась в начале войны на позициях в районе города Белосток. В ответе запишите только фамилию.

  2. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначено сражение, название которого пропущено в данном отрывке.

 

«___________ является одним из самых кровопролитных сражений данного века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало или получало ранения около 6000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч. Наполеон назвал ___________ своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.»














  1. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.


  1. Укажите название государства, которое обозначено на схеме цифрой «I» (см. предыдущую схему).

  2. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначена армия, название которой пропущено в данном отрывке.

 

«________ армия военного министра России генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли (около 120 тыс. чел. при 590 орудиях) включала в свой состав шесть пехотных корпусов (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й), три резервных кавалерийских корпуса (1-й, 2-й и 3-й), Летучий казачий корпус атамана М.И. Платова, четыре пионерные (инженерные) и две понтонные роты. Должность начальника Главного штаба с 30 июня занимал генерал-майор А.П. Ермолов.»


  1. Сравните черты Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

 

1) противником России являлась Франция

2) участницей войны против России являлась Османская империя

3) в результате войны Россия получила новые территории

4) в ходе войны противникам России удалось захватить несколько российских городов

 

Черты сходства

Черты различия




 

  1. Восстанови правильную последовательность боевых сражений в ходе Отечественной войны 1812 года.


1) Тарутинский маневр

2) Битва при Бородино

3) Битва за Смоленск

4) Переход французской армией Немана

5) Дрезденское сражение


  1. Назовите императора — автора письма. Укажите имя, пропущенное в тексте.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из письма российского императора

«Не знаю, любезный друг, поняли ли Вы причину моего молчания. Ваши предыдущие письма оставили мне слишком мало надежды на удачу, чтобы я имел право действовать, на что я бы мог тогда сознательно решиться, если бы предвидел хотя некоторую вероятность успеха. Я, следовательно, был должен безропотно примириться с ходом событий и не вызывать своими поступками борьбы, всё значение и опасности которой я сознаю прекрасно, не веря, однако, в возможность от них избавиться.

К этому присоединяется ещё другая причина: я узнал из верного источника, что за каждым Вашим шагом следят и что Вас окружают самые ловкие шпионы. Не желая Вас подвергать малейшей опасности, я полагал, что, если я прекращу с Вами всякие отношения на довольно значительное время, то возникшие против Вас подозрения улягутся, и что тогда, приложив

к этому более осторожности и осмотрительности, чем прежде, мы можем возобновить нашу переписку без вреда для Вас.

Наконец, занимавшие нас проекты, может быть, по своему правдоподобию, не ускользнувшему от внимания всех здравомыслящих существ, или вследствие нескромности некоторых Ваших соотечественников, которые с добрыми намерениями неосторожно распространили свои собственные мысли, проекты эти, говорю я, приобрели гласность, которая

могла быть для них только очень невыгодной, так как об этом заговорили в Дрездене и Париже. Все эти соображения заставили меня хранить долгое молчание, но ни интерес, внушённый мне занимавшими нас мечтами, ни решение осуществить их на деле, когда этому будут благоприятствовать обстоятельства, не покинули меня ни на минуту…

Разрыв с Францией кажется неизбежным. Цель ___________ – уничтожить или, по меньшей мере, унизить последнее государство, пользующееся уважением в Европе…

Какой самый удобный момент, чтобы провозгласить восстановление Польши? Совпадёт ли он с моментом разрыва? Будет ли это после того, как военные действия доставят нам известные высшие преимущества? Если предпочтение может быть оказано второму условию, то будет ли полезно успеху наших планов, если учредить Великое герцогство Литовское, как предварительное мероприятие, и даровать ему одну из намеченных конституций? Или следует отложить это мероприятие, присовокупив его к возрождению Польши в полном составе?»


  1. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Россия заключила Тильзитский мир, по которому присоединялась к континентальной блокаде Англии.

2) При Александре I Царство Польское получило Конституцию, произошла отмена крепостного права в Прибалтике.

3) Многие преобразования Александра I можно назвать прогрессивными и либеральными.

4) Внешняя политика начального периода правления Александра I имела ряд негативных последствий.


Номер предложения содержащего

Тезис 1

Факт 1

Тезис 2

Факт 2







  1. Запишите слово, пропущенное в схеме. В ответ запишите только название населенного пункта.



  1. Рассмотрите картину художника А.П. Шепелюк, 1952 г. Какой знаменитый полководец изображен на картине и о каком событии идет речь на картине г.











  1. В литературе знаменитый баснописец в свое время создал произведение, которое ярко демонстрирует события 1812 года. Вспомните название это басни, автора баснописца. На основе репродукции:

«      ………, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
    Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"–
       И вмиг ворота на запор;
       В минуту псарня стала адом.
          Бегут: иной с дубьем,  Иной с ружьем. "Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.»





Ключ:

1. Пояснение. Ответ: 246.

1) 4 августа сразу же после вручения ноты с объявлением войны начались боевые действия против России — НЕТ, неверно.

2) Вторжение Великой армии в пределы Российской империи началось с переправы по наведённым мостам через пограничный Неман — ДА, верно, в июне 1812 г.

3) План неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен — НЕТ, неверно.

4) Одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили как свою победу и празднуют до сих пор, имея на то основания — ДА, верно, Бородинское сражение.

5) Военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет — НЕТ, неверно, на карте изображены события Отечественной войны 1812 г., которая продолжалась менее года.

6) В результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения заняла Москву без боя — ДА, верно, в сентябре 1812 г. русская армия и жители оставили Москву и Наполеон вошел в столицу.

2. Пояснение.

На карте изображены события девятнадцатого века (Отечественная война 1812 года).

3. В районе города Белосток обозначены позиции армии под командованием Багратиона.

4. Пояснение. В тексте пропущено название Бородинского сражения, на схеме оно обозначено цифрой «2». Ответ: 2.

5. Пояснение. На карте изображены события девятнадцатого века (построение войск накануне Отечественной войны 1812 года). Ответ: девятнадцатый.

6. Пояснение.На схеме цифрой «I» обозначен герцогство Варшавское. Ответ: герцогство Варшавское.

7. Пояснение.На карте изображены события девятнадцатого века (построение войск накануне Отечественной войны 1812 года). Ответ: девятнадцатый.

8. Сходства: в обеих войнах России противостояла Франция и противникам удалось захватить несколько российских городов.

Различия: новые территории мы получили только в результате Отечественной войны; только в Крымской войне нашим противником являлась Османская империя. Ответ: 1423.


9. Ответ:32145


10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император – Александр I;

2) имя – Наполеон.


11. Пояснение. Тезис должен содержать оценку, а факт доказательство, которое подтверждает эту оценку.

 

Тезис 1: Многие преобразования Александра I можно назвать прогрессивными и либеральными. Факт 1: При Александре I Царство Польское получило Конституцию, произошла отмена крепостного права в Прибалтике.

Тезис 2: Внешняя политика начального периода правления Александра I имела ряд негативных последствий.

Факт 2: Россия заключила Тильзитский мир, по которому присоединялась к континентальной блокаде Англии.

 

Ответ: 3241.


  1. Пояснение. 26 августа было Бородинское сражение. Ответ: Бородино.


  1. Картина «Михаил Кутузов во время Бородинского сражения»

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!