СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект к уроку: "Битва под Москвой"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Урок по теме: «БИТВА ЗА МОСКВУ»

Посохов Н.С. учитель истории

Цели урока.

  • Образовательная: сформировать знания о Московской битве. Познакомить с основными событиями, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определим причины победы Красной Армии и  значение битвы за Москву.
  • Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: групповая.

Основные понятия: вермахт, блицкриг

ВЕРМАХТ (нем. Wehrmacht), название вооруженных сил фашистской Германии в 1935-45.

БЛИЦКРИГ (нем. Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) - Молниеносная война, созданная в начале 20 века германским военным руководством теория ведения скоротечной войны. Согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями или месяцами, до того как противник сумеет отмобилизовать и развернуть свои основные военные силы.

Основные даты:         МОСКОВСКАЯ БИТВА - 30.9.1941- 20.4.1942

Оборудование урока:

  • Видеоматериалы: Мультимедиа-учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России: XX век»;
  • Компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный печатный материал.

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
  2. Изучение нового материала. Просмотр фрагментов.
  3. Закрепление. Работа в группах.
  4. Проверка полученных знаний.

 

Ход занятия:

1. Вступительное слово на фоне песни «Моя Москва»: В 2006 году юбилейная дата, исполняется 65 лет со времени начала Московской битвы. Великая Отечественная война все дальше от нас. Мы стали меньше интересоваться историей этой войны. В последние время за рубежом сознательно принижается значение этой великой битвы и того вклада, которой внес Советский Союз в победу над фашистской Германией. Поэтому сегодня на уроке мы ответим на вопрос: Какую роль сыграла Битва под Москвой во Второй мировой войне?

2.Цель: На уроке мы получим знания о Московской битве. Познакомимся с основными событиями, рассмотрим военное искусство советского командования, героизм солдат. Определим причины победы Красной армии и значение битвы за Москву.

3. Ожидания: Сейчас ребята предлагаю вам поработать со своими ожиданиями. Что вы хотите получить от этого урока, для этого мы приготовили три листа ватмана, каждый из вас получил три липких листочка, напишите на них то, что вам  -  хочется узнать на уроке?  - чему  хочется научиться? - что хочется испытать? Затем приклейте свои листочки на ватман согласно заголовку. (Даю вам на эту работу -2 мин).  Ребят натолкнуть - (может вы хотите узнать что-то новое, научиться приемам работы, испытать какие-то чувства) Пишите крупно, разборчиво, быстро. Приклеивайте соответственно цветам – белый, синий, красный. Делаю вывод: Я рад, что сегодня собрались заинтересованные люди, которые хотят узнать…. (читаю с ватмана), научиться….(читаю с ватмана), испытать (читаю с ватмана). Мы с вами вместе попытаемся оправдать ваши ожидания.

4. Формируем группы (до урока создать ролевые группы: 3 чел., 4 группы. Роли – 1 владеет навыками работы на компьютере, 2 владеет устной монологической речью – отвечает, 3 аналитик, делает записи, сравнивает, делает выводы. Соответственно рассадить):

Наша работа на уроке будет построена в ролевых группах, которые будут организованы по рабочим местам: I группа - 1 ряд, II группа - 2 ряд и т.д. (Роли определены аналитик,выступающий,знаток компьютера) На партах у вас находятся листочки, в которых прописаны темы ваших групп. I группа готовит: основные события Московской битвы; II группа рассказывает о героизме советских солдат; III группа готовит причины победы Красной Армии в битве под Москвой; IV группа готовит: Значение Московской битвы.

5. Изучение материала. Просмотр фрагментов. Заполнение листов сопровождения. На партах у вас также имеются листы сопровождения к трем фрагментам: в процессе просмотра вы заполняете листы сопровождения для более детального изучения материала и выполнения задания группы.

Московская битва одно из главных сражений Второй мировой войны. I фрагмент над которым мы будем работать называется Немецкое наступление на Москву, познакомимся с основными событиями оборонительного этапа битвы. После просмотра фрагмента вы сделаете вывод.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. Кто осуществлял верховное командование  немецкими армиями на Востоке?

 

2. Как называлась операция немецких войск по захвату Москвы?

 

3. Каким было соотношение сил к началу битвы?

 

4. Когда началось немецкое наступление на Москву?

 

5. Кто руководил обороной Москвы?

 

6.Когда началось второе немецкое наступление на Москву?

 

Пауза в I фрагменте после слайда сибирские дивизии. Вставка слайдов моей презентации.

Текст: Борьба была трудной, она требовала все новых и новых сил. В городах Сибири формировались новые воинские части, в том числе и  298 стрелковая дивизия, ставшая в последствии 80-й Гвардейской. В музее  Московской средней школы хранятся материалы по истории дивизии. Свое боевое крещение дивизия получила на Зайцевой Горе в битве под Москвой. Гитлер был настолько уверен в захвате Москвы, что назначил парад на Красной площади 7 ноября. Парад состоялся. Но это был парад советских войск, прямо с парада отправляющихся в бой. Порабощенная Гитлером Европа затая дыхание следила за разворачивающимися событиями.

7. Кто такой генерал Панфилов?

 

8. Чем знаменит политрук Клочков?

 

Сделайте вывод по фрагменту:

 

I фрагмент: Немецкое наступление на Москву. – ожидаемые ответы в лист сопровождения, который учащиеся заполняют во время просмотра.

Вопрос

Ожидаемый ответ (должен быть полным)

1. Кто осуществлял верховное командование  немецкими армиями на Востоке?

Верховное командование  немецкими армиями на Востоке осуществлял Адольф Гитлер

2. Как называлась операция немецких войск по захвату Москвы?

Операция немецких войск по захвату Москвы называлась «Тайфун»

3. Каким было соотношение сил к началу битвы?

Вермахт превосходил Красную Армию: в живой силе – 3,5 раза; в артиллерии – 4-5 раз; в танках – 5-6 раз; господство авиации подавляющее.

4. Когда началось немецкое наступление на Москву?

Немецкое наступление на Москву началось 30 сентября 1941 года.

5. Кто руководил обороной Москвы?

Обороной Москвы руководил Георгий Константинович Жуков.

6.Когда началось второе немецкое наступление на Москву?

Второе немецкое наступление на Москву началось в середине ноября 1941 года.

Пауза в I фрагменте после слайда сибирские дивизии. Вставка слайдов моей презентации

7. Кто такой генерал Панфилов?

 

Генерал Панфилов возглавлял 316 стрелковую дивизию, которая преградила немцам путь к Москве.

8. Чем знаменит политрук Клочков?

Политрук Клочков знаменит героическими боями на подступах к Москве.

Сделайте вывод по фрагменту:

 

Благодаря героическому сопротивлению советских войск, немецкое наступление выдохлось, создались благоприятные условия для перехода красной армии в контрнаступление.

А сейчас ребята обобщите полученные сведения и сделайте вывод по первому этапу битвы. Вывод (делают учащиеся): Благодаря героическому сопротивлению советских войск, немецкое наступление выдохлось, создались благоприятные условия для перехода красной армии в контрнаступление. (опрос нескольких учащихся)

III фрагмент называется контрнаступление советских войск. Мы познакомимся с основными событиями наступательного этапа битвы. После просмотра фрагмента вы сделаете вывод.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. В чем выразилось усиление войск западного фронта Красной Армии?

 

2. Когда началось контрнаступление советских войск?

 

3. Какие советские города были освобождены?

 

4. Как далеко отодвинулась линия фронта от столицы, в результате наступления советских войск?

 

Вывод:

 

 

III фрагмент: Контрнаступление советских войск – ожидаемые ответы в лист сопровождения, который учащиеся заполняют во время просмотра.

Вопрос

Ожидаемый ответ (должен быть полным)

1. В чем выразилось усиление войск западного фронта Красной Армии?

усиление войск западного фронта Красной Армии выразилось в увеличении на 3 свежих армии (11 пехотных дивизий, 14 танковых бригад)

2. Когда началось контрнаступление советских войск?

Контрнаступление советских войск началось 5-6 декабря 1941 года.

3. Какие советские города были освобождены?

Были освобождены города – Калинин, Клин, Солнечногорск, Истра.

4. Как далеко отодвинулась линия фронта от столицы, в результате наступления советских войск?

Линия фронта отодвинулась от столицы, в результате наступления советских войск на 100 – 250 км.

Вывод:

 

Угроза советской столице миновала. Более немцы не осуществляли наступления на Москву а ограничивались обходными маневрами.

Попробуйте сделать вывод о втором этапе битвы. Вывод (делают учащиеся): Угроза советской столице миновала. Более немцы не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обходными маневрами.

Сейчас вы получите задания в группы: садитесь за компьютеры соответственно нумерации групп и выполняете задания. Сразу выберите отвечающего. Работа в группах позволит вам сделать выводы по уроку. (3 мин)

I группа готовит: основные события Московской битвы (привести в соответствие слайд, правильно проставить события) –

дата

событие

1. 30 сентября 1941 года

2. В Москве введено осадное положение

2. Октябрь 1941 года

3. Второе немецкое наступление на Москву

3. Ноябрь 1941 года

4. Начало контрнаступления Красной Армии

4. 5-6 декабря 1941 года

1. Началось немецкое наступление на Москву

II группа рассказывает о героизме советских солдат: (привести в соответствие слайд, заполнить пропуски) –

Генерал Панфилов командовал 316 стрелковой дивизией, которая преградила немцам путь к Москве.  Группа бойцов этой дивизии во главе с политруком Клочковым на Волоколамском шоссе раз за разом отбивала танковые атаки врага. Всю страну облетели слова командира: Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!

III группа готовит: причины победы Красной Армии в битве под Москвой (выделите верные, неверные удалите)

  1. Красная армия значительно превосходила немецкие войска в численности.
  2. Для фашистских войск оказались губительными просторы и холода нашей страны.
  3. Массовый героизм советских воинов.
  4. Военное искусство советского командования.
  5. Просчеты немецкого командования.
  6. Значительная военная помощь США и Великобритании.

IV группа готовит: Значение Московской битвы (исправьте ошибки в тексте) в скобках указаны правильные ответы.

Угроза советской столице нарастала (миновала). Более советские войска (немцы) не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обороной (обходными маневрами). Победа под Москвой укрепила (развеяла) миф о непобедимости германской армии, которая до этого момента не знала поражений. Это первое крупное поражение Германии в Первой мировой войне (во Второй мировой войне).

Группы отвечают последовательно. А теперь озвучим наш общий вывод, к которому мы пришли в результате работы в группах.

 

Вывод по уроку на слайде: озвучивают ученики

Победа под Москвой окончательно похоронила немецкий план «блицкрига». Союзница Германии  — Япония — воздержалась от вступления в войну. Начался подъем антифа­шистского сопротивления в Западной Европе. Молниеносная война превратилась в затяжную, на ведение которой у Германии и ее союзников не было достаточных материальных ресурсов.

Тест. Для проверки полученных знаний мы проведем с вами тест. (8 заданий) – на тест отводится 3 минуты. Песня «Моя Москва» звучит во время проведения теста. Результаты теста вывести на экран.

Песня «Моя Москва» 1942 год. Слова - М.Лисянского; Музыка - И Дунаевского; Исполняет – В. Борисенко, оркестр под управлением И. Дунаевского.

Ожидания. Давайте проверим ребята, сбылись ли ваши ожидания? У вас на партах две  карточки по цветам: Сбылись – поднимаем зеленую, не сбылись - синяя. Поднимаем карточки. Я вижу ребята, что ожидания большинства из вас сбылись. Значит, наша встреча с вами сегодня была плодотворной.

А сейчас на память о нашей встрече я вручаю вам небольшие памятки – 65-тия битвы под Москвой. Спасибо за работу! До свидания!

Просмотр содержимого документа
«Битва за Москву»

Урок по теме: «БИТВА ЗА МОСКВУ»

Посохов Н.С. учитель истории

Цели урока.

  • Образовательная: сформировать знания о Московской битве. Познакомить с основными событиями, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определим причины победы Красной Армии и значение битвы за Москву.

  • Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.

  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: групповая.

Основные понятия: вермахт, блицкриг

ВЕРМАХТ (нем. Wehrmacht), название вооруженных сил фашистской Германии в 1935-45.

БЛИЦКРИГ (нем. Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) - Молниеносная война, созданная в начале 20 века германским военным руководством теория ведения скоротечной войны. Согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями или месяцами, до того как противник сумеет отмобилизовать и развернуть свои основные военные силы.

Основные даты: МОСКОВСКАЯ БИТВА - 30.9.1941- 20.4.1942

Оборудование урока:

  • Видеоматериалы: Мультимедиа-учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России: XX век»;

  • Компьютеры;

  • мультимедийный проектор;

  • раздаточный печатный материал.

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.

  2. Изучение нового материала. Просмотр фрагментов.

  3. Закрепление. Работа в группах.

  4. Проверка полученных знаний.



Ход занятия:

1. Вступительное слово на фоне песни «Моя Москва»: В 2006 году юбилейная дата, исполняется 65 лет со времени начала Московской битвы. Великая Отечественная война все дальше от нас. Мы стали меньше интересоваться историей этой войны. В последние время за рубежом сознательно принижается значение этой великой битвы и того вклада, которой внес Советский Союз в победу над фашистской Германией. Поэтому сегодня на уроке мы ответим на вопрос: Какую роль сыграла Битва под Москвой во Второй мировой войне?

2.Цель: На уроке мы получим знания о Московской битве. Познакомимся с основными событиями, рассмотрим военное искусство советского командования, героизм солдат. Определим причины победы Красной армии и значение битвы за Москву.

3. Ожидания: Сейчас ребята предлагаю вам поработать со своими ожиданиями. Что вы хотите получить от этого урока, для этого мы приготовили три листа ватмана, каждый из вас получил три липких листочка, напишите на них то, что вам - хочется узнать на уроке? - чему хочется научиться? - что хочется испытать? Затем приклейте свои листочки на ватман согласно заголовку. (Даю вам на эту работу -2 мин). Ребят натолкнуть - (может вы хотите узнать что-то новое, научиться приемам работы, испытать какие-то чувства) Пишите крупно, разборчиво, быстро. Приклеивайте соответственно цветам – белый, синий, красный. Делаю вывод: Я рад, что сегодня собрались заинтересованные люди, которые хотят узнать…. (читаю с ватмана), научиться….(читаю с ватмана), испытать (читаю с ватмана). Мы с вами вместе попытаемся оправдать ваши ожидания.

4. Формируем группы (до урока создать ролевые группы: 3 чел., 4 группы. Роли – 1 владеет навыками работы на компьютере, 2 владеет устной монологической речью – отвечает, 3 аналитик, делает записи, сравнивает, делает выводы. Соответственно рассадить):

Наша работа на уроке будет построена в ролевых группах, которые будут организованы по рабочим местам: I группа - 1 ряд, II группа - 2 ряд и т.д. (Роли определены аналитик,выступающий,знаток компьютера) На партах у вас находятся листочки, в которых прописаны темы ваших групп. I группа готовит: основные события Московской битвы; II группа рассказывает о героизме советских солдат; III группа готовит причины победы Красной Армии в битве под Москвой; IV группа готовит: Значение Московской битвы.

5. Изучение материала. Просмотр фрагментов. Заполнение листов сопровождения. На партах у вас также имеются листы сопровождения к трем фрагментам: в процессе просмотра вы заполняете листы сопровождения для более детального изучения материала и выполнения задания группы.

Московская битва одно из главных сражений Второй мировой войны. I фрагмент над которым мы будем работать называется Немецкое наступление на Москву, познакомимся с основными событиями оборонительного этапа битвы. После просмотра фрагмента вы сделаете вывод.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. Кто осуществлял верховное командование немецкими армиями на Востоке?


2. Как называлась операция немецких войск по захвату Москвы?


3. Каким было соотношение сил к началу битвы?


4. Когда началось немецкое наступление на Москву?


5. Кто руководил обороной Москвы?


6.Когда началось второе немецкое наступление на Москву?


Пауза в I фрагменте после слайда сибирские дивизии. Вставка слайдов моей презентации.

Текст: Борьба была трудной, она требовала все новых и новых сил. В городах Сибири формировались новые воинские части, в том числе и 298 стрелковая дивизия, ставшая в последствии 80-й Гвардейской. В музее Московской средней школы хранятся материалы по истории дивизии. Свое боевое крещение дивизия получила на Зайцевой Горе в битве под Москвой. Гитлер был настолько уверен в захвате Москвы, что назначил парад на Красной площади 7 ноября. Парад состоялся. Но это был парад советских войск, прямо с парада отправляющихся в бой. Порабощенная Гитлером Европа затая дыхание следила за разворачивающимися событиями.

7. Кто такой генерал Панфилов?


8. Чем знаменит политрук Клочков?


Сделайте вывод по фрагменту:


I фрагмент: Немецкое наступление на Москву. – ожидаемые ответы в лист сопровождения, который учащиеся заполняют во время просмотра.

Вопрос

Ожидаемый ответ (должен быть полным)

1. Кто осуществлял верховное командование немецкими армиями на Востоке?

Верховное командование немецкими армиями на Востоке осуществлял Адольф Гитлер

2. Как называлась операция немецких войск по захвату Москвы?

Операция немецких войск по захвату Москвы называлась «Тайфун»

3. Каким было соотношение сил к началу битвы?

Вермахт превосходил Красную Армию: в живой силе – 3,5 раза; в артиллерии – 4-5 раз; в танках – 5-6 раз; господство авиации подавляющее.

4. Когда началось немецкое наступление на Москву?

Немецкое наступление на Москву началось 30 сентября 1941 года.

5. Кто руководил обороной Москвы?

Обороной Москвы руководил Георгий Константинович Жуков.

6.Когда началось второе немецкое наступление на Москву?

Второе немецкое наступление на Москву началось в середине ноября 1941 года.

Пауза в I фрагменте после слайда сибирские дивизии. Вставка слайдов моей презентации

7. Кто такой генерал Панфилов?


Генерал Панфилов возглавлял 316 стрелковую дивизию, которая преградила немцам путь к Москве.

8. Чем знаменит политрук Клочков?

Политрук Клочков знаменит героическими боями на подступах к Москве.

Сделайте вывод по фрагменту:


Благодаря героическому сопротивлению советских войск, немецкое наступление выдохлось, создались благоприятные условия для перехода красной армии в контрнаступление.

А сейчас ребята обобщите полученные сведения и сделайте вывод по первому этапу битвы. Вывод (делают учащиеся): Благодаря героическому сопротивлению советских войск, немецкое наступление выдохлось, создались благоприятные условия для перехода красной армии в контрнаступление. (опрос нескольких учащихся)

III фрагмент называется контрнаступление советских войск. Мы познакомимся с основными событиями наступательного этапа битвы. После просмотра фрагмента вы сделаете вывод.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. В чем выразилось усиление войск западного фронта Красной Армии?


2. Когда началось контрнаступление советских войск?


3. Какие советские города были освобождены?


4. Как далеко отодвинулась линия фронта от столицы, в результате наступления советских войск?


Вывод:



III фрагмент: Контрнаступление советских войск – ожидаемые ответы в лист сопровождения, который учащиеся заполняют во время просмотра.

Вопрос

Ожидаемый ответ (должен быть полным)

1. В чем выразилось усиление войск западного фронта Красной Армии?

усиление войск западного фронта Красной Армии выразилось в увеличении на 3 свежих армии (11 пехотных дивизий, 14 танковых бригад)

2. Когда началось контрнаступление советских войск?

Контрнаступление советских войск началось 5-6 декабря 1941 года.

3. Какие советские города были освобождены?

Были освобождены города – Калинин, Клин, Солнечногорск, Истра.

4. Как далеко отодвинулась линия фронта от столицы, в результате наступления советских войск?

Линия фронта отодвинулась от столицы, в результате наступления советских войск на 100 – 250 км.

Вывод:


Угроза советской столице миновала. Более немцы не осуществляли наступления на Москву а ограничивались обходными маневрами.

Попробуйте сделать вывод о втором этапе битвы. Вывод (делают учащиеся): Угроза советской столице миновала. Более немцы не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обходными маневрами.

Сейчас вы получите задания в группы: садитесь за компьютеры соответственно нумерации групп и выполняете задания. Сразу выберите отвечающего. Работа в группах позволит вам сделать выводы по уроку. (3 мин)

I группа готовит: основные события Московской битвы (привести в соответствие слайд, правильно проставить события) –

дата

событие

1. 30 сентября 1941 года

2. В Москве введено осадное положение

2. Октябрь 1941 года

3. Второе немецкое наступление на Москву

3. Ноябрь 1941 года

4. Начало контрнаступления Красной Армии

4. 5-6 декабря 1941 года

1. Началось немецкое наступление на Москву

II группа рассказывает о героизме советских солдат: (привести в соответствие слайд, заполнить пропуски) –

Генерал Панфилов командовал 316 стрелковой дивизией, которая преградила немцам путь к Москве. Группа бойцов этой дивизии во главе с политруком Клочковым на Волоколамском шоссе раз за разом отбивала танковые атаки врага. Всю страну облетели слова командира: Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!

III группа готовит: причины победы Красной Армии в битве под Москвой (выделите верные, неверные удалите)

  1. Красная армия значительно превосходила немецкие войска в численности.

  2. Для фашистских войск оказались губительными просторы и холода нашей страны.

  3. Массовый героизм советских воинов.

  4. Военное искусство советского командования.

  5. Просчеты немецкого командования.

  6. Значительная военная помощь США и Великобритании.

IV группа готовит: Значение Московской битвы (исправьте ошибки в тексте) в скобках указаны правильные ответы.

Угроза советской столице нарастала (миновала). Более советские войска (немцы) не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обороной (обходными маневрами). Победа под Москвой укрепила (развеяла) миф о непобедимости германской армии, которая до этого момента не знала поражений. Это первое крупное поражение Германии в Первой мировой войне (во Второй мировой войне).

Группы отвечают последовательно. А теперь озвучим наш общий вывод, к которому мы пришли в результате работы в группах.



Вывод по уроку на слайде: озвучивают ученики

Победа под Москвой окончательно похоронила немецкий план «блицкрига». Союзница Германии — Япония — воздержалась от вступления в войну. Начался подъем антифа­шистского сопротивления в Западной Европе. Молниеносная война превратилась в затяжную, на ведение которой у Германии и ее союзников не было достаточных материальных ресурсов.

Тест. Для проверки полученных знаний мы проведем с вами тест. (8 заданий) – на тест отводится 3 минуты. Песня «Моя Москва» звучит во время проведения теста. Результаты теста вывести на экран.

Песня «Моя Москва» 1942 год. Слова - М.Лисянского; Музыка - И Дунаевского; Исполняет – В. Борисенко, оркестр под управлением И. Дунаевского.

Ожидания. Давайте проверим ребята, сбылись ли ваши ожидания? У вас на партах две карточки по цветам: Сбылись – поднимаем зеленую, не сбылись - синяя. Поднимаем карточки. Я вижу ребята, что ожидания большинства из вас сбылись. Значит, наша встреча с вами сегодня была плодотворной.

А сейчас на память о нашей встрече я вручаю вам небольшие памятки – 65-тия битвы под Москвой. Спасибо за работу! До свидания!




I группа:

основные события Московской битвы;





II группа:

рассказывает о героизме советских солдат;





III группа:

Причины победы Красной Армии под Москвой





IV группа:

Значение Московской битвы.

I фрагмент: Немецкое наступление на Москву.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. Кто осуществлял верховное командование немецкими армиями на Востоке?



2. Как называлась операция немецких войск по захвату Москвы?





3. Каким было соотношение сил к началу битвы?





4. Когда началось немецкое наступление на Москву?





5. Кто руководил обороной Москвы?





Сделайте вывод по фрагменту:






II фрагмент: Немецкое наступление на Москву.

1.Когда началось второе немецкое наступление на Москву?







2. Кто такой генерал Панфилов?







3. Чем знаменит политрук Клочков?







Сделайте вывод по фрагменту:







III фрагмент: Контрнаступление советских войск.

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. В чем выразилось усиление войск западного фронта Красной Армии?





2. Когда началось контрнаступление советских войск?





3. Какие советские города были освобождены?





4. Как далеко отодвинулась линия фронта от столицы, в результате наступления советских войск?





Вывод:








I группа готовит: основные события Московской битвы (привести в соответствие слайд, правильно проставить события) –

дата

событие

1. 30 сентября 1941 года

2. В Москве введено осадное положение

2. Октябрь 1941 года

3. Второе немецкое наступление на Москву

3. Ноябрь 1941 года

4. Начало контрнаступления Красной Армии

4. 5-6 декабря 1941 года

1. Началось немецкое наступление на Москву

II группа рассказывает о героизме советских солдат (привести в соответствие слайд, заполнить пропуски) –

Генерал Панфилов командовал 316 стрелковой дивизией, которая преградила немцам путь к Москве. Группа бойцов этой дивизии во главе с политруком Клочковым на Волоколамском шоссе раз за разом отбивала танковые атаки врага. Всю страну облетели слова командира: Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!

III группа готовит: Причины победы Красной Армии в битве под Москвой (выделите верные, неверные удалите)

  1. Красная армия значительно превосходила немецкие войска в численности.

  2. Для фашистских войск оказались губительными просторы и холода нашей страны.

  3. Массовый героизм советских воинов.

  4. Военное искусство советского командования.

  5. Просчеты немецкого командования.

  6. Значительная военная помощь США и Великобритании.

IV группа готовит: Значение Московской битвы (исправьте ошибки в тексте) в скобках указаны правильные ответы.

Угроза советской столице нарастала (миновала). Более советские войска (немцы) не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обороной (обходными маневрами). Победа под Москвой укрепила (развеяла) миф о непобедимости германской армии, которая до этого момента не знала поражений. Это первое крупное поражение Германии в Первой мировой войне (во Второй мировой войне).

I группа готовит: основные события Московской битвы (привести в соответствие слайд, правильно проставить события) –

дата

событие

30 сентября 1941 года

В Москве введено осадное положение

Октябрь 1941 года

Второе немецкое наступление на Москву

Ноябрь 1941 года

Начало контрнаступления Красной Армии

5-6 декабря 1941 года

Началось немецкое наступление на Москву

II группа рассказывает о героизме советских солдат (привести в соответствие слайд, заполнить пропуски) –

Генерал ____________ командовал _____ стрелковой дивизией, которая преградила немцам путь к Москве. Группа бойцов этой дивизии во главе с политруком _____________на Волоколамском шоссе раз за разом отбивала танковые атаки врага. Всю страну облетели слова командира: __________________________________________

III группа готовит: Причины победы Красной Армии в битве под Москвой (привести в соответствие слайд, выделите верные, неверные причины удалите)

  1. Красная армия значительно превосходила немецкие войска в численности.

  2. Фашистские войска оказались не готовы к ведению боевых действий в условиях суровой зимы.

  3. Массовый героизм советских воинов.

  4. Военное искусство советского командования.

  5. Стратегические просчеты немецкого командования.

  6. Значительная военная помощь США и Великобритании.

IV группа готовит: Значение Московской битвы (приведите в соответствие слайд, исправьте ошибки в тексте)

Угроза советской столице нарастала. Более советские войска не осуществляли наступления на Москву, а ограничивались обороной. Победа под Москвой укрепила миф о непобедимости германской армии, которая до этого момента не знала поражений. Это первое крупное поражение Германии в Первой мировой войне.

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

30 сентября 1941 –  20 апреля 1942 гг.

30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 гг.

ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: C формировать знания о Московской битве. Познакомить с основными событиями . Показать военное искусство советского  командования, героизм солдат.  Определить причины победы Красной армии и значение битвы за Москву.  РАЗВИВАЮЩАЯ:  формировать умения анализировать, делать выводы,  сравнивать, работать с источником.   ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • C формировать знания о Московской битве.
  • Познакомить с основными событиями .
  • Показать военное искусство советского

командования, героизм солдат.

  • Определить причины победы Красной армии и значение битвы за Москву.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

формировать умения анализировать, делать выводы,

сравнивать, работать с источником.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Борьба была трудной она требовала все новых и новых сил. В городах Сибири формировались новые воинские части, в том числе и 298 стрелковая дивизия, ставшая в последствии 80-й Гвардейской.

Борьба была трудной она требовала все новых и новых сил.

В городах Сибири формировались новые воинские части, в том числе и 298 стрелковая дивизия, ставшая в последствии 80-й Гвардейской.

МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ДЕКАБРЬ 1941 ГОДА ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ БОЙЦОВ ДИВИЗИИ МОСКВА 1941 ГОД ВОЕННЫЕ ЭКСПОНАТЫ ФОРМА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ДЖЕЛАУХОВА (начальник штаба дивизии 1941 год)

МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ

ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ДЕКАБРЬ 1941 ГОДА

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ БОЙЦОВ ДИВИЗИИ

МОСКВА 1941 ГОД

ВОЕННЫЕ ЭКСПОНАТЫ

ФОРМА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ДЖЕЛАУХОВА

(начальник штаба дивизии 1941 год)

ВЫВОД:

ВЫВОД:

  • Победа под Москвой окончательно похоронила немецкий план «блицкрига».
  • Союзница Германии — Япония — воздержалась от вступления в войну.
  • Начался подъем антифашистского сопротивления в Западной Европе.
  • Молниеносная война превратилась в затяжную, на ведение которой у Германии и ее союзников не было достаточных материальных ресурсов.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ВЕРМАХТ  (нем. Wehrmacht), название вооруженных сил фашистской Германии в 1935-45. БЛИЦКРИГ (нем. Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) - Молниеносная война, созданная в начале 20 века германским военным руководством теория ведения скоротечной войны. Согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями или месяцами, до того как противник сумеет отмобилизовать и развернуть свои основные военные силы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ВЕРМАХТ (нем. Wehrmacht), название вооруженных сил

фашистской Германии в 1935-45.

БЛИЦКРИГ (нем. Blitzkrieg, от Blitz — молния и

Krieg — война) - Молниеносная война, созданная в

начале 20 века германским военным руководством

теория ведения скоротечной войны. Согласно которой

победа достигается в сроки, исчисляемые днями или

месяцами, до того как противник сумеет отмобилизовать

и развернуть свои основные военные силы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!