тема | Отечественная война 1812г; освободительный поход русской армии; |
Тип урока | комбинированный |
Образовательные ресурсы | учебник 1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Просвещение, 1999.; тетрадь, презентация; раздаточный материал мультимедийного лекции(История России 19век ; карта «Война 1812г) |
план | 1. Вторжение Наполеона в Россию 2. Бородинское сражение 3. Совет в Филях и оставление Москвы 4. Отступление и гибель «Великой армии» основные понятия: партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж Важнейшие даты: 1812; Отечественная война; 26.08.1812г- Бородинское сражение; заграничный поход русской армии1813-1814гг |
Цели урока | Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чём проявился её народный характер; воспитывать чувство любви и гордости к Родине на примерах подвигов российского народа. |
Планируемые образовательные результаты |
Объём освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-комплексного опыта/ приобретённая компетентность |
Научаться: определять события 1812г. роль партизанского движения и отрядов народного ополчения; изгнание Наполеона из России не означало, что военная компания и судьба Европы решена, наполеон ещё показал свою мощь и талант полководца. Получат возможность научиться: оценивать их последствия событий; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию; владеть навыками познавательной рефлексии; на понимание причин успеха в учёбе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации; выделять главное; научиться ориентироваться в исторических событиях, оценивать их последствия; приходить к общему решению | Учебно – познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать её достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, давать оценку своей учебно – познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения познавательных задач информацию |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Формы. Методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1.Мотивация к учебной деятельности(организационный момент) | Подготовка учащихся к уроку | Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, знакомит с темой и планом урока | Приветствуют учителя. Записывают тему и план урока в тетрадь. Самостоятельно формулируют цели урока (фронтальная ) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
2.Проверка выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Практический. Беседа. | 1.Организует проверку составления таблицы «Внешняя политика России в 1801 – 1812гг » письменно. Отвечают на вопросы: 2.Назовите основные направления внешней политики А1?(Ближневосточное и европейское) 2. Каковы были цели антинаполеоновских коалиций, кто был союзником России против Наполеона в 1805г? (Установить в Европе порядок. Который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних гос –тв; союзники- Австрия и Англия)
| Зачитывают свои варианты заполнения таблицы(фронтально) 2. письменные ответы | регулятивные: принимают учебную задачу, оценивают уровень владения учебным материалом | Беседа . письменные ответы |
3. актуализация знаний (постановка учебной задачи) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя 1.Вторжение Наполеона в Россию. | Знакомит с темой урока, учебной задачей: 1.Вынужденный союз Александра с Наполеоном был необходим для подготовки к большой войне с Францией. Внезапная «дружба» с «антихристом» русский император разыграл виртуозно( пригодился опыт придворного лукавства) | Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадях: | регулятивные: принимают участие в решении учебной задачи Коммуникативные: обмениваются мнениями; задают вопросы с целью получения нужной информации мнение Познавательные: Осуществляют анализ | |
4. изучение нового материала (усвоение новых знаний и способов действий) | Фронтальная. Индивидуальная. Словесный, Наглядный. Практический 1.Просмотр Презентации «Война 1812г»(фрагментарно) 2.Работа с картой, тактикой русских и Наполеона 3. знакомство с документом( От имени французского гренадёра) 4.Битва под Смоленском; Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим(08.20.08.1812г) 5. Бородинское сражение (26. 08. 1812г) 6. Совет в Филях. 7.Отступление и гибель «Великой армии». 8. Заграничный поход русской армии | 1.Показывает и комментирует слайды презентации 2.Организует работу с картой;
3.переписка французских генералов в 1 период компании; Отметить на карте место соединения 1 и 2 русских армий 4. предлагает заслушать краткое сообщение о М. И. Кутузове); партизанском движении Организует чтение отрывка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Зачитывает отрывки из документов, описывающих Бородинское сражение Ставит перед учащимися вопрос: Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?. Зачитывает аргументы Кутузова на совете в Филях, подводит итог(02.09.1812г население Москвы покинуло город. Наполеон вступил в опустевший город. 7. Организует работу с картой. 06.01.1813г Александр 1 издаёт манифест об окончании войны 8. Поясняет ход работы над заданием приёмом составления схематической диаграммы «Фишбоун» («Рыбный скилет») | 1Слушают учителя знакомятся с презентацией , участвуют в беседе; делают записи в тетрадях: 2. на контурных картах отмечают расположение русских армий и их численность накануне войны; г Смоленск, Москву, р Неман;
3.Делают вывод: план наполеона сорван 4. Сообщение учащегося «Биография М. И. Кутузова); партизанском движении 5. чтение отрывка стихотворения учащимся; Отмечают на контурной карте Бородино. 6. Слушают учителя, предлагают свои варианты тактики Кутузова 7. Слушают учителя, отмечают на контурной карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, отмечают даты сражений; отмечают р Березину 8. Работают в парах используя материал учебника | Познавательные: Анализируют и сопоставляют информацию; устанавливают закономерности; делают выводы; используют знаково – символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания, устанавливают логические связи дополняют и расширяют имеющиеся знания по рассматриваемым вопросам Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга. Понимают позицию партнёра Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей Личностные: мотивируют свои действия. Проявляют интерес к новому учебному материалу | Записи в тетрадях Устные ответы Записи, беседа по вопросам |
4.первичное осмысление и закрепление изученного | Обзорная беседа | Завершает урок кратким обзором исторического значения Отечественной войны, её влияния на процесс осознания населением Империи своего единства; кратко характеризует созыв Венского конгресса.
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях: | Личностные: развивают способность к самооценке Познавательные: применяют полученные знания для решения учебных заданий | Устные ответы Записи, |
5.итоги урока. Рефлексия. | Обобщающая беседа | Ответьте на вопросы: -Какая цель стояла перед нами в начале урока? -Смогли ли мы их достичь? -Что на уроке было для вас самым трудным? | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке(фронтальная) | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы Оценивание учащихся за работу на уроке |
6. Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Беседа. | §59 составить тезисный план о решениях Венского конгресса, обратив особое внимание на создание «Священного союза» | Воспринимают задание, уточняют его | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | |