СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по учебнику Сахарова,Буганова.Цельурока привить любовь и гордость к нашей стране.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812года»



ТЕМА: Отечественная ВОЙНА 1812года

ЦЕЛИ: познакомить с ходом Отечественной войны 1812 года.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;

2. Подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

3. Акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

4.На уроке продолжается развитие умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников.

ХОД УРОКА:

1. Проверка домашнего задания.

На интерактивной доске показаны направления внешней политики Александра 1801-1812года и события того времени. Ученик должен соотнести события с направлениями.

1.

Восточное направление


Война с Францией

Война со Швецией

-Турция закрыла пролив БоСфор в 1806 г.

- Бухарский мирный договор 1812 г.

-Тильзитский мирный договор 1807г.

-Фридрихгамский мир 1809г

2.

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ



1.Несобдюдение Россией континентальной блокады.

2. Январь 1810г- указ о введении нового таможенного тарифа


1.Экономические убытки России от континентальной блокады.

2. Восстановление Польши, угроза целостности границы, опасность отторжения Литвы.

3. Падение авторитета императора Александра 1

Ученики должны определить причины войны для Франции и России .

2.План изучения новой темы.

1.Начало войны. Планы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

4. Бородинское сражение.

5. Тарутинский манёвр.

6.Партизанское движение.

7. Гибель « Великой армии»



На интерактивной доске показана карта начало отечественной воны

Учитель: накануне вторжения Французская «Великая армия» значительно превосходила по численности Российскую. Против 600 тыс. Наполеона русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Русская армия была разделена на три армии 1.-ая армия под руководством Барклая де Толли численностью 120 тыс.ч., 2-ая армия под руководством Багратиона 49 тыс. ч и 3-ая армия Тормасова 44 тыс. человек.

Первый этап войны включает в себя отступление русской армии от Немана до Бородина. Целью Наполеона было не дать соединится армиям, разбить их по одиночке. Этого ему не удалось так как первая и вторая армии соединились под Смоленском несмотря на отчаянные усилия французов.

Во время рассказа на интерактивной доске показывается план перемещения войск и соотношение сил

3 августа 1812 г . 1-я и 2-я русские армии потерпели поражение в битве под Смоленском, но план Наполеона разбить русские войска по отдаленности и вынудить Россию заключить мирный договор был сорван, русская армия начала отступление. Война затягивалась. Потери французской армии, преследовавшей русские войска, росли, ее снабжение ухудшалось. На оккупированных землях поднималась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон отправил Александру I предложение о заключении мирного договора, но ответа не получил. Вслед за русскими армиями Наполеон продолжил наступление на Москву в надежде на генеральное сражение.

  • В августе 1812 года в русскую армию прибыл новый главнокомандующим

  • главнокомандующий М.И. Кутузов. Он сменил на этом посту Барклая-де-Толли

Причины назначения Кутузова

1.Неудачи первых недель войны.

2.Отступление русских войск.

Кутузов решил дать генеральное сражение близ деревни Бородино в 110 км. от Москвы.26 августа началось Бородинское сражение.

На интерактивной доске показывается карта Бородинского сражения, диаграммы по соотношению сил.

Учитель продолжает рассказ

К вечеру битва закончилось. Наполеон надеялся на следующий день возобновить сражение,но утром 27 августа Кутузов дал приказ отходить.

Основных целей не удалось добиться ни Наполеону (разгром русской армии) ни Кутузову (спасение Москвы) но в моральном смысле Бородино стало победой России. Бородинское сражение оставило глубокий след в истории этому событию посвящено немало произведений.

Давайте послушаем стихотворении «Бородино» Лермонтова. На доске появляются фрагменты Бородинской битвы под чтение стихотворения Бородино.

..3 сентября 1812 г . на военном совете в подмосковной деревне Фили Кутузов принял на себя ответственность за тяжелое решение об оставлении Москвы без боя ради сохранения армии. Покидая Москву, был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. Город был подожжен. Пожар уничтожил более 70% зданий, все запасы продовольствия и вооружения. 2 сентября Наполеон вошел в покинутую жителями горящую МОСКВУ, но оставаться в опустошенном городе на зиму Наполеон не мог.

На презентации показывается картина пылающей Москвы

Положение наполеоновской армии быстро ухудшалось. Оторвавшись от своих тыловых баз она существовала за счет изъятия продуктов у местного населения.На смоленской земле и в Подмосковье развернулось партизанское движение.Под командованием крепостного крестьянинаГерасима Курина в Подмосковье сражалось свыше 5тыс. крестьян.В Смоленской губернии прославилась Василиса Кожина возглавившая отряд из женщин и подростков.Партизаны выслеживали и уничтожали отдельные группы наполеоновских солдат.Одним из первых пошел в партизаны поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов.Подполковник Фигнер проник в оккупированную Москву и слал донесения в штаб Кутузова.Смелые рейды по тылам противника совершал отряд Сеславина.В октябре отряды Давыдова ,Фигнера,Сеславина,Орлова- Денисова действуя совместно ,окружили и взяли в плен 2тыс.французов.За месяц пребывания в Москве французская армия потеряла около 30тыс человек.

Кроме того, Наполеон в буквальном смысле «потерял» русскую армию. Начав движение по Рязанской дороге, она внезапно перешла на Калужский тракт и встала у села Тарутино. Этим маневром Кутузов перекрыл врагу путь на Калугу. Имея в тылу 100 тыс. русскую армию Наполеон на мог двинуться на Петербург. Отступать к Смоленску также было опасно. Дальнейшее пребывание Французов Москве становилось не просто бесполезным но и опасным для них. Новый этап войны начался оставлением Наполеоном Москвы. Ощутив силу русских войск Наполен отказался от генерального сражения и решил двигаться к Смоленску через Можайск по разоренной дороге. Отступление оказалось подлинным мучением для французов. Им пришлось вести непрерывные бои с русскими войсками За три дня боев под Красным французы потеряли 19 тыс. человек. Катастрофой для французов стало переправа через р. Березино.Границу сумели перейти только 30тыс.человек сохранив лишь жалкие остатки «Великой армии».Сам же Наполеон,бросив армию ,бежал в Париж.

Русский народ отстоял свою независимость и свободу страны и освободила страны Европы.

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

- моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,

  • со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.

- Давайте обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.



«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа ,Барклай ,зима

Иль русский Бог?

Причины поражения французов

  • Неподготовленность к суровым природным условиям России;

  • Грамотное командование русских полководцев.

  • Партизанское движение и народное ополчение.

3. Закрепление.

На интерактивной доске показаны две пустые карты. Учащийся делятся на две группы. Одной группе дается задание показать наступление Наполеоновской армии, а другой изгнание великой армии французов из России.

4. Рефлексия

Запишите фразу, которая вам запомнилась с нашего урока. Ученики зачитывают свои ответы.

5. Домашнее задание.

В тетради составить схему нападение Наполеоновской армии на Россию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!