РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция отклоняющегося поведения обучающегося 8 класса
Составила: Бондарева А.Н,
педагог-психолог
КУРСК – 2020-2021
Пояснительная записка
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психических и биологических факторов: увеличение родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семьях, негативная информация, насилие, агрессия, захлестнувшие телеэкраны. Все это определяет распространенность состояний психического дискомфорта, в особенности легких его форм, выражающихся в личностной деформации и отклонении в поведении детей.
Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции, самоконтролю. Проблемы поведенческого характера — это наиболее часто встречающийся запрос учителя к психологу. Консультативная, коррекционная помощь оказывается ребенку, но носит эпизодический, ситуативный характер, поэтому создание программы, направленной на коррекцию девиантного (отклоняющегося) поведения является актуальным.
В психолого-педагогической литературе теме девиантного поведения посвящены теоретические исследования, публикации, систематизирующие знания о причинах его возникновения, формах проявления (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковтиц, А. Бандуров, Реан, Н. Семаго и М. Семаго и другие.)
Наличие у детей четко очерченных форм девиантного поведения является ориентиром для проведения профилактической и коррекционной работы.
При составлении данной программы использовались разные методы: свободное и тематическое рисование, импровизация, игры с правилами (сюжетно-ролевые, драматизации), сочинение историй и рассказов, рассматривание рисунков (фотографий, иллюстраций), упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, чтение и прослушивание художественных произведений, психологические этюды и др.
Цель программы: формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.
Задачи:
- обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;
- формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), собственным телом;
- развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих его людей.
Параметры | Периодичность | Диагностические методики |
1. Тревожность | в начале и конце курса | Наблюдение Шкала тревожности А.М. Прихожан (7-8 лет) |
2.Агрессия | в начале и конце курса | Наблюдение «Несуществующее животное» |
3.Самооценка | в начале и конце курса | Наблюдение Методика «Лесенка» Автор Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997 |
4.Школьная мотивация | в начале и конце курса | Наблюдение Анкета школьной мотивации Лускановой |
Ожидаемый результат:
—позитивные изменения в поведении;
— применение в общении освоенных приемов конструктивного общения;
—снижение уровня тревожности;
—улучшения психического самочувствия.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Блоки |
1 | Диагностика | 1 | |
2 | Язык общения | 1 | Кругозор |
3 | Тайна моего «Я» | 1 |
4 | Правила дружбы | 1 | Поведенческие аспекты |
5 | Я постараюсь. | 1 |
6 | Я смогу! | 1 |
7 | Я и другие. | 1 |
8 | Диагностика | 1 | |
| | Всего 8 | |
1. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
2. Белкин, А. С. Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготского. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
4. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю.А.Клейберга. – Тверь, 2000. – 346 с.
5. Драгунова, Т. В. Психологический анализ оценки поступков подростками. Вопросы психологии личности школьника [Текст] / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 360 с.
6. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захарова. – М.: Просвещение, 1993. – 324 с.
7. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.