СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открый урок по литературному чтению 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открый урок по литературному чтению 4 класс»

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» (отрывок).

Цель урока: создать условия для ознакомления со стихотворением И.А. Бунина «Листопад» (отрывок); способствовать развитию умений анализировать произведение, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения; содействовать воспитанию любви к русской поэзии и красоте родной природы.

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные): достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладевают техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Определяют тему прочитанного. Понимают и правильно употребляют термины «эпитет», «сравнение», «олицетворение».

Личностные результаты: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют учебные цели; овладевают умением подводить под понятия; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков;

регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; оформляют свои мысли в устной форме; договариваются, приходят к общему решению.

Оборудование: презентация , учебник.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок – начинается урок. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте.

1). Положительный настрой на работу на уроке:

-Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

-Какой у нас сейчас урок? Презентация Слайд 1.

-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

2). Работа с девизом урока:

-Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока:

Будем думать, размышлять, на вопросы отвечать, выразительно читать!

II. Проверка домашнего задания:

-Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стих Н.А. Некрасова «Школьник», выучить наизусть стих. «В зимние сумерки…»).

Конкурс чтецов.

-Чьё прочтение стихотворения наизусть вам понравилось больше всего и почему?

III. Постановка проблемы.

Отгадайте загадку:

Пусты поля, мокнет земля.

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью). Слайд 2

-Да, это осень. А какие слова помогли отгадать загадку?

-Кто догадался, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Осень-чудесное время года. Это время года вдохновляло поэтов, художников, композиторов.

Мини сочинения. (об осени)

Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь

-Представьте, что каждый из вас - это осенний листок. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки , а остальные ещё крепко держаться за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.

Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).

П.И. Чайковский создал свой неповторимый образ осени.

Во всей красе изобразил не только изменения в природе, но и душевное состояние и чувства человека, испытываемое им в данное время года. Осень привлекает своей необычной красотой искрящихся золотых красок.

IV. Актуализация знаний.

1 в. Ребус. (лист- , лопата,, д)

2 в. «Доскажи словечко» и мы узнаем название стихотворения И.А. Бунина, с которым познакомимся на сегодняшнем уроке

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает,

Всюду листики кружат

Это значит ( листопад)

-Кто знает значение слова листопад ? (Это когда с деревьев осыпаются листья).

-А кто скажет, от каких слов образовалось слово листопад ? (Образовано способом соединения слов: лист и падает с помощью соединительной гласной о и двух корней лист и пад).

-Прочитаем значение слова листопад, которое даётся в словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Листопад-опадение листьев осенью).

-Послушаем описание этого природного явления.

-Придумайте рифму к слову листопад -звездопад, снегопад, водопад. камнепад, перепад, невпопад…

V. Сообщение темы и целей урока.

-С каким стихотворением будем работать? Назовите его.

-Кто может мне сформулировать тему нашего урока? Оно было написано в 1900 году.

Стихотворение «Листопад» посвящено Максиму Горькому – близкому другу поэта.

Слайд 4 И.А.Бунин.

Сообщение о жизни и творчестве И.А. Бунина ..

И.А. Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.

Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года похоронен на русском кладбище.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей.

В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов И.А. Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом».

- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)

-Давайте сформулируем цель нашего урока (прочитать и проанализировать стих-ие «Листопад», определить его тему, научиться читать выразительно).

VI. Первичное знакомство со стихотворением.

Прослушивание аудиозаписи .

Во время прослушивания постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Алексеевич Бунин.

-Понравилось ли вам стихотворение? Почему? (Оно красивое, яркое).

-Какие чувства вы испытали при прослушивании? (Радость, поднимается настроение).

-Чем восхищается автор? (Красотой осени).

VII. Чтение стихотворения вполголоса.

1). Лексическая работа.

-Прежде, чем вы начнёте читать стихотворение, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайды 6-7

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовый цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы обратить внимание на красоту природы; выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние и всю любовь к природе)

2). - Открыли учебники на с.150. Прочитайте стихотворение вполголоса.

-Какие картины природы изображает поэт? (Картины осеннего леса).

- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).

-Какова тема этого стихотворения? (Описание осени, красота осеннего леса).

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

 (Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

Физминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз –наклон

И два-наклон,

Зашумел листвою клён,

Ветер тихо клён качает

И листочки обрывает.

Листья жёлтые летят,

В нашем парке листопад.

VIII. Чтение стихотворения вслух. Осмысленное восприятие и работа с текстом.

1). -Что напомнил осенний лес Бунину? (Терем расписной)

Кто из вас , ребята, видел терема? Какие они?

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пёстрый).

Терема строили в Древней Руси, . В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой . Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

-Почему лес сравнивается со стеной? ( деревья плотно стоят друг к другу)

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?   (Листья берёзы).

 - Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки. ( башни терема)

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).

-Почему оконца, а не окна? (маленькие)

-Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет и почему? (Лес пахнет…).

-Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?

(Осень – это слово подобно имени хозяйки лесного терема).

-Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
-Как догадались? (Поэт называет её вдовой).

Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?

(Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое).

- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"Сегодня". Почему? Прочитайте предложения, в которых оно есть.

 (Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем).

-Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

- Какими средствами художественной выразительности пользуется И.А. Бунин в своём стихотворении? (эпитетами, сравнениями, олицетворениями.)

- Давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.

2). Работа у доски.

-Найдите эпитеты в стихотворении.

Лес лиловый, золотой, багряный; весёлой, пёстрою стеной; над светлою поляной; желтою резьбой; в лазури голубой; в листве сквозной; в пёстрый терем. среди широкого двора; воздушной паутины ткани;.


-А теперь давайте поработаем в и найдём сравнения.

(Лес, точно терем расписной; как вышки, ёлочки темнеют; просветы в небо, что оконца; Осень тихою вдовой…)

(Блестят, как сеть из серебра; и точно белый лепесток, на паутине замирает; )

- Олицетворение.

Осень тихою вдовой, лес -заворожённый

-Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты, сравнения, олицетворение?

(Чтобы мы ярче представили картину осеннего леса).

-Как меняется настроение автора при смене картин осеннего леса? (Он начинает грустить, что скоро наступит зима).

-Почему стало тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)

– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание).
– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. А читать как будем – громко или тихо?

Какие звуки будем выделять?

«молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]

 -Какие же звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "Аллитерация" Слайд 12

(Специальный подбор согласных звуков для более точного описания образа).

-Стих. называется Листопад. А как ещё можно озаглавить это стихотворение? (Краски осени, Золотая осень, Осенний лес, Осенние картины).

Творческая  разноуровневая работа в парах.

1 группа.

Задание. Собери стихотворение Расставьте числа по порядку.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной,

Березы желтою резьбой

Веселой, пестрою стеной

Как вышки, елочки темнеют,

 Блестят в лазури  голубой,

То там, то здесь в листве сквозной

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

2 группа.

Задание. Проталинки.

( Вписать пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

__________в небо, что оконца.

3 группа. Игра «Найди пару»

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения

И.А. Бунина.

Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

IX. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения. (Скорость чтения).

2.Тон чтения. (Эмоциональная окраска речи).

3. Логические ударения. (Это выделение главного слова в предложении при помощи тона голоса).

4. Паузы.

-Как же будем читать это стихотворение: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением). .

Анализ стихотворения.

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.

(На две: описание леса, залитого красками ранней осени; пейзажи, изображающие позднюю осень).

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).

- Какую половину будем читать тише? Почему?

(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька).

-Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Слайд 13


X. Работа по картинам "Золотая осень”.

Привлекала осень и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами три картины разных художников: Ильи Семеновича Остроухова, Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана. Название каждой – «Золотая осень».

Какие краски используют художники, изображая золотую осень?

Желто-золотистый цвет, красный и т.д.

Какой изобразили осень художники?

Осень у И.С. Остроухова царственная, великолепная и вместе с тем утонченная

–  У В.Д.Поленова – величественный, но в то же время спокойный осенний мотив. Художник использует мягкие, но яркие цвета. Всё это создаёт чувсво глубокой радости, спокойствия.

И.И.Левитана—тихое обаяние русской природы( березы, луг, осеннее небо, небольшая речка); радостное праздничное настроение.

 Как видим, каждый художник , композитор подходит к решению образа осени по-своему:у художника разные оттенки красок, у композитора звуки музыки,мелодия. Красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
XI. Итог урока. Обобщение.

-Ребята, с каким стихотворением И.А. Бунина вы сегодня познакомились?

-Какова тема этого стихотворения? (Описание осени, красота осеннего леса).

-Чем занимались на уроке?

-Чему научились на сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали?

-Достигли мы цели, которая стояла перед нами в начале урока?

XI. Рефлексия.

-В классе у нас есть дерево, а на партах у вас лежат листья. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то приклейте оранжевый листик. Если, вы не совсем довольны своей работой на уроке, но урок вам понравился приклейте жёлтый листик. А если вы испытывали затруднения,

то прикрепите красный листочек.

XII. Задание на дом.: с.150-151 выраз. чит.,

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!