Системно-деятельностный подход при изучении темы «Давление в жидкости и газе» на уроке физики в 7 классе.
Урок является деятельностным: ученики не пассивно наблюдают за моей работой, а высказывают гипотезы, экспериментально их подтверждают, самостоятельно делают выводы. Опора на жизненный опыт позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности. А моя задача – показать им, что школьные уроки физики – это необходимая подготовка к жизни, поэтому всегда привожу примеры из своего опыта. Например, в начале урока о давлении газа в 7 классе рассказала о баллоне газа, который когда-то стоял у нас на кухне у отопительной батареи. Пришли работники из Гор газа и отругали нас. Почему, о чём они нас предупредили? Я не даю готовых знаний, а через беседу создаю условия для детской инициативы и самостоятельного поиска ответов.
“Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.
Сократ
“Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый лёгкий,
и путь опыта – это путь самый верный”.
Цели:
Цели урока:
Образовательные:
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся:
интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал
самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
работы во времени.
Формирование специальных умений:
представления о давлении, как о физической величине
умение применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля
решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;
Развивающие:
показать значение давления в природе, быту, технике
обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления
развивать интерес к изучению физики
способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитательные:
обеспечение мотивации изучения физики
умения добывать интересные сведения
развитие умений работать в коллективе, сотрудничества
Оздоровительные:
Оборудование:
проектор, презентация к уроку
физические приборы: динамометр, бруски (3 шт), 3 сосуда с водой (высота столба жидкости одинакова) различной формы и объёма
измерительные приборы: линейка ученическая
шары
шприцы
пипетка
теннисный шар с вмятиной
горячая вода
воздушный пистолет
пластмассовая трубка со скрученной бумажной трубкой на конце
Организационный этап урока
Задачи урока для учителя (целеполагание) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты деятельности ученика - развиваемые у учащихся виды УУД |
Подготовить психологически учащихся к обучению | Обеспечивает благоприятный настрой. Предлагает разделиться на группы и распределить роли. | Настраиваются на работу. Делятся в группы по три человека. Распределяют роли специалистов по газам, твёрдым телам и жидкостям. | Личностные: интерес к учёбе. Коммуникативные: контроль и оценка своей готовности к уроку, умение договориться |
Определение целей деятельности на уроке
Подтолкнуть учащихся к определению темы урока. | Просмотр видеофрагмента из м/ф “Винни Пух”. Предлагает надуть шары, заполнить пакеты водой. Задаёт наводящие вопросы. Предлагает сжать их. Подводит итог обсуждению, объявляя тему урока, говорит о важности изучения данной темы. | Смотрят м/ф. Надувают шары, сжимают их, отвечают на вопросы, высказывают предположения о теме урока, записывают в тетрадь. | Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении. |
Актуализация знаний
Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала, необходимого для изучения новой темы. | Учитель озвучивает эпиграф к коллективной исследовательской работе: “Одна свеча избу лишь слабо освещала; Зажгли другую – что ж? Изба светлее стала. Правдивы древнего речения слова: Ум хорошо, а лучше два”.
Предлагает нестандартные задания и ситуации для применения старого знания и введения нового материала. Предлагает специалистам по газам, жидкостям и твёрдым телам собраться в группы и изобразить движение молекул. | Учащиеся разбиваются на группы, изображают движение молекул, рассказывают о нём, о свойствах газов, жидкостях и твёрдых тел. Просмотр видеофрагмента о свойствах газа. | Коммуникативные: вступают в учебный диалог, овладевают монологической и диалогической формами речи. Умение договориться в группе о совместной деятельности. Общеучебные: умение предъявлять информацию в словесной и символической форме. |
Открытие новых знаний
Подтолкнуть учащихся к выдвижению гипотезы о причине давления газа, проверка этой гипотезы | В чем состоит причина давления, производимого твёрдыми телами, жидкостями и газами? Как узнать? Предлагает провести эксперимент | Затрудняются с ответом, высказывают гипотезы. Проводят эксперимент с надуванием шара, наполнением пакетов водой и предметами. | Коммуникативные: вступают в учебный диалог, высказывают предположения, слушаю друг друга. Универсальные: выдвижение предположения, наблюдение, анализ результатов эксперимента и построение вывода. Регулятивные: выдвижение гипотез, прогнозирование результата, наблюдение Личностные: мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно – ориентированного подхода
Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления) учащиеся выполняют физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минута.
|
Создание проблемной ситуации | Давление в твёрдых телах и в жидкостях обусловлено действием на них силы тяжести. Именно она их тянет к низу. Но ведь в газе тоже есть молекулы – и они тоже притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твёрдого тела на опору? Проблемная ситуация! | Затрудняются с выводом. Еще раз изображают движение молекул газов. Делают вывод о причине давления, производимого жидкостями, газами и твёрдыми телами. |
Просмотр видеофрагмента | Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и прочитать в учебнике вывод, используя несколько видов памяти учащихся. | Смотрят видеофрагмент, читают вывод в учебнике на стр. 85 (второй абзац). Записывают вывод в тетрадь: в газах давление создаётся ударами беспорядочно движущихся молекул. |
Выяснение значения давления в газах по всем направлениям | Учитель задаёт вопрос: “А одинаково ли это давление по всем направлениям?”, выслушивает предположения, предлагает проверить различные точки зрения с помощью воздушного насоса и шприцов. Что происходит с размерами шарика? | Выдвигают гипотезу, проверяют с помощью воздушного насоса. Затрудняются с объяснением результата эксперимента (увеличение объёма шара по всем направлениям при откачивании воздуха). Такой же эксперимент вы делают на местах: специалисты по газам берут шприцы с маленькими резиновыми шариками внутри. Закрывают отверстие пальцем и перемещают поршень вниз. Смотрят видеофрагмент с тем же опытом, где шарик лопается. Теперь делают вывод самостоятельно: газ давит по всем направлениям одинаково. |
Установление на практике, от чего зависит давление газа | От чего зависит давление газа? Предлагает выдвигать предположения и способы их проверки. Предлагает разным группам учащихся выбрать оборудование на столе для проверки своих предположений. | Делятся на группы, обсуждают и выбирают оборудование и на практике устанавливают, от чего зависит давление газа: 1. Ударяют по подвижной стенке маленькими и большими шариками. 2. Надувают шарик обычным способом 3. Надувают шарик с помощью воздушного насоса 4. Стреляют из воздушного пистолета 5. Дуют в пластмассовую трубку со скрученной бумажной трубкой на конце 6. Пробуют удалить вмятину на оболочке мячика для настольного тенниса. 7. Нагревают ладонями перевёрнутую и опушенную тонким концом в воду стеклянную колбу. 8. Перемещают поршень в шприце с резиновой плёнкой на конце и наблюдают за выгибанием и втягиванием этой плёнки. Наблюдают, анализируют, делают выводы |
Закрепление материала
Повторение изученного, систематизация, решение задач | Предлагает самостоятельно повторить изученный материал по опорному конспекту. Предлагает задачи из сборника задач по физике В.И.Лукашика для 7–8 класса | Повторяют по опорному конспекту, рассказывают в парах друг другу. Решают и обсуждают качественные задачи. | Познавательные – структурирование знаний, обобщение |
Проверка знаний
Тестирование | Предлагает задание на проверку усвоения нового материала | Индивидуальная работа с тестом | Регулятивные: коррекция, оценка и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Рефлексия
Заполнение анкеты рефлексии | Предлагает анкету для осмысления и анализа своей деятельности на уроке | Осмысление своей работы на уроке и индивидуальное заполнение анкеты | Личностные: формирования ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения |
Разнообразные виды деятельности позволяют поддерживать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Весь урок происходит постоянная смена видов деятельности – опыты, эксперименты, демонстрации, работа с учебником, просмотр презентации и видеофрагментов, решение задач. Компьютерная поддержка в виде презентации и видеофрагментов помогают красочно иллюстрировать урок. Обеспечение занятости каждого ученика позволяет избежать пассивных созерцателей. Применяя в конце урока выходной контроль в виде теста, можно выяснить, освоен ли обязательный минимум каждым учеником. Обязательная рефлексия поможет учащимся осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать трудности и успехи. А для учителя послужит информацией к улучшению его дальнейшей работы.
Экспериментальное задание № 1, 2, 3.
Тема: “Расчёт давления бруска на опору”.
Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору
Оборудование:
брусок,
линейка,
динамометр.
Расчетные формулы:
Ход работы
1. Измерьте длину и ширину основания бруска.
2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:
a = … см = …м
b = … см = …м
3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):
S = a х b = … м … м = … м
4. Рассмотрев шкалу динамометра, измерьте силу давления.
5. Запишите результат
6. Рассчитайте силу давления бруска на опору:
7. Выразите силу давления в килоПаскалях:
8. Сделайте вывод, сравнив его с результатом выполнения задания другой группы.
Тема: “Расчёт давления бруска на опору”.
Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору
Оборудование:
брусок,
линейка,
динамометр.
Расчетные формулы:
Ход работы
1. Измерьте длину и ширину основания бруска.
2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:
a = … см = …м
b = … см = …м
3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):
S = a х b = … м … м = … м
4. Рассмотрев шкалу динамометра, измерьте силу давления.
5. Запишите результат
6. Рассчитайте силу давления бруска на опору:
7. Выразите силу давления в килоПаскалях:
8. Сделайте вывод, сравнив его с результатом выполнения задания другой группы.