СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытй урок в 7 классе по теме:"Давление газа "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является деятельностным: ученики не пассивно наблюдают за моей работой, а высказывают гипотезы, экспериментально их подтверждают, самостоятельно делают выводы. Опора на жизненный опыт позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности. А моя задача – показать им, что школьные уроки физики – это необходимая подготовка к жизни, поэтому всегда привожу примеры из своего опыта. Например, в начале урока о давлении газа в 7 классе рассказала о баллоне газа, который когда-то стоял у нас на кухне у отопительной батареи. Пришли работники из Гор газа и отругали нас. Почему, о чём они нас предупредили? Я не даю готовых знаний, а через беседу создаю условия для детской инициативы и самостоятельного поиска ответов.

Просмотр содержимого документа
«Открытй урок в 7 классе по теме:"Давление газа "»

Системно-деятельностный подход при изучении темы «Давление в жидкости и газе» на уроке физики в 7 классе.

Урок является деятельностным: ученики не пассивно наблюдают за моей работой, а высказывают гипотезы, экспериментально их подтверждают, самостоятельно делают выводы. Опора на жизненный опыт позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности. А моя задача – показать им, что школьные уроки физики – это необходимая подготовка к жизни, поэтому всегда привожу примеры из своего опыта. Например, в начале урока о давлении газа в 7 классе рассказала о баллоне газа, который когда-то стоял у нас на кухне у отопительной батареи. Пришли работники из Гор газа и отругали нас. Почему, о чём они нас предупредили? Я не даю готовых знаний, а через беседу создаю условия для детской инициативы и самостоятельного поиска ответов.

Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.
Сократ

“Три пути ведут к знанию:

  • путь размышления – это путь самый благородный,

  • путь подражания – это путь самый лёгкий,

  • и путь опыта – это путь самый верный”.

Цели:

  • проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы;

Цели урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся:

    • интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал

    • самостоятельности в мышлении и учебной деятельности

    • работы во времени.



  1. Формирование специальных умений:

  • представления о давлении, как о физической величине

  • умение применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля

  • решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;

Развивающие:

  • показать значение давления в природе, быту, технике

  • обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления

  • развивать интерес к изучению физики

  • способствовать расширению кругозора учащихся.



Воспитательные:

  • обеспечение мотивации изучения физики

  • умения добывать интересные сведения

  • развитие умений работать в коллективе, сотрудничества



Оздоровительные:

  • создание комфортных условий деятельности на уроке

  • сохранность здоровья учащихся

Оборудование:

  • проектор, презентация к уроку

  • физические приборы: динамометр, бруски (3 шт), 3 сосуда с водой (высота столба жидкости одинакова) различной формы и объёма

  • измерительные приборы: линейка ученическая

  • шары

  • шприцы

  • пипетка

  • теннисный шар с вмятиной

  • горячая вода

  • воздушный пистолет

  • пластмассовая трубка со скрученной бумажной трубкой на конце

Организационный этап урока

Задачи урока

для учителя (целеполагание)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемые результаты деятельности ученика - развиваемые у  учащихся виды УУД

Подготовить психологически учащихся к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой. Предлагает разделиться на группы и распределить роли.

Настраиваются на работу. Делятся в группы по три человека. Распределяют роли специалистов по газам, твёрдым телам и жидкостям.

Личностные: интерес к учёбе.

Коммуникативные:

контроль и оценка своей готовности к уроку, умение договориться

Определение целей деятельности на уроке

Подтолкнуть учащихся к определению темы урока.

Просмотр видеофрагмента из м/ф “Винни Пух”.

Предлагает надуть шары, заполнить пакеты водой.

Задаёт наводящие вопросы. Предлагает сжать их.

Подводит итог обсуждению, объявляя тему урока, говорит о важности изучения данной темы.

Смотрят м/ф.

Надувают шары, сжимают их, отвечают на вопросы, высказывают предположения о теме урока, записывают в тетрадь.

Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении.

Актуализация знаний

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала, необходимого для изучения новой темы.

Учитель озвучивает эпиграф к коллективной исследовательской работе: “Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую – что ж?
Изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два”.



Предлагает нестандартные задания и ситуации для применения старого знания и введения нового материала. Предлагает специалистам по газам, жидкостям и твёрдым телам собраться в группы и изобразить движение молекул.

Учащиеся разбиваются на группы, изображают движение молекул, рассказывают о нём, о свойствах газов, жидкостях и твёрдых тел. Просмотр видеофрагмента о свойствах газа.

Коммуникативные:

вступают в учебный диалог, овладевают монологической и диалогической формами речи. Умение договориться в группе о совместной деятельности.

Общеучебные: умение предъявлять информацию в словесной и символической форме.

Открытие новых знаний

Подтолкнуть учащихся к выдвижению гипотезы о причине давления газа, проверка этой гипотезы

В чем состоит причина давления, производимого твёрдыми телами, жидкостями и газами? Как узнать?

Предлагает провести эксперимент

Затрудняются с ответом, высказывают гипотезы. Проводят эксперимент с надуванием шара, наполнением пакетов водой и предметами.

Коммуникативные:

вступают в учебный диалог, высказывают предположения, слушаю друг друга.

Универсальные: выдвижение предположения, наблюдение, анализ результатов эксперимента и построение вывода.

Регулятивные: выдвижение гипотез, прогнозирование результата, наблюдение

Личностные: мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно – ориентированного подхода



















Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления) учащиеся выполняют физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минута.




Создание проблемной ситуации

Давление в твёрдых телах и в жидкостях обусловлено действием на них силы тяжести. Именно она их тянет к низу. Но ведь в газе тоже есть молекулы – и они тоже притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твёрдого тела на опору? Проблемная ситуация!

Затрудняются с выводом.

Еще раз изображают движение молекул газов.

Делают вывод о причине давления, производимого жидкостями, газами и твёрдыми телами.

Просмотр видеофрагмента

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и прочитать в учебнике вывод, используя несколько видов памяти учащихся.

Смотрят видеофрагмент, читают вывод в учебнике на стр. 85 (второй абзац). Записывают вывод в тетрадь: в газах давление создаётся ударами беспорядочно движущихся молекул.

Выяснение значения давления в газах по всем направлениям

Учитель задаёт вопрос: “А одинаково ли это давление по всем направлениям?”, выслушивает предположения, предлагает проверить различные точки зрения с помощью воздушного насоса и шприцов.

Что происходит с размерами шарика?

Выдвигают гипотезу, проверяют с помощью воздушного насоса. Затрудняются с объяснением результата эксперимента (увеличение объёма шара по всем направлениям при откачивании воздуха). Такой же эксперимент вы делают на местах: специалисты по газам берут шприцы с маленькими резиновыми шариками внутри. Закрывают отверстие пальцем и перемещают поршень вниз. Смотрят видеофрагмент с тем же опытом, где шарик лопается. Теперь делают вывод самостоятельно: газ давит по всем направлениям одинаково.

Установление на практике, от чего зависит давление газа

От чего зависит давление газа?

Предлагает выдвигать предположения и способы их проверки. Предлагает разным группам учащихся выбрать оборудование на столе для проверки своих предположений.

Делятся на группы, обсуждают и выбирают оборудование и на практике устанавливают, от чего зависит давление газа:

1. Ударяют по подвижной стенке маленькими и большими шариками.

2. Надувают шарик обычным способом

3. Надувают шарик с помощью воздушного насоса

4. Стреляют из воздушного пистолета

5. Дуют в пластмассовую трубку со скрученной бумажной трубкой на конце

6. Пробуют удалить вмятину на оболочке мячика для настольного тенниса.

7. Нагревают ладонями перевёрнутую и опушенную тонким концом в воду стеклянную колбу.

8. Перемещают поршень в шприце с резиновой плёнкой на конце и наблюдают за выгибанием и втягиванием этой плёнки.

Наблюдают, анализируют, делают выводы

Закрепление материала

Повторение изученного, систематизация, решение задач

Предлагает самостоятельно повторить изученный материал по опорному конспекту.

Предлагает задачи из сборника задач по физике В.И.Лукашика для 7–8 класса

Повторяют по опорному конспекту, рассказывают в парах друг другу.

Решают и обсуждают качественные задачи.

Познавательные – структурирование знаний, обобщение

Проверка знаний

Тестирование

Предлагает задание на проверку усвоения нового материала

Индивидуальная работа с тестом

Регулятивные:

коррекция, оценка и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Рефлексия

Заполнение анкеты рефлексии

Предлагает анкету для осмысления и анализа своей деятельности на уроке

Осмысление своей работы на уроке и индивидуальное заполнение анкеты

Личностные:

формирования ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения

Разнообразные виды деятельности позволяют поддерживать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Весь урок происходит постоянная смена видов деятельности – опыты, эксперименты, демонстрации, работа с учебником, просмотр презентации и видеофрагментов, решение задач. Компьютерная поддержка в виде презентации и видеофрагментов помогают красочно иллюстрировать урок. Обеспечение занятости каждого ученика позволяет избежать пассивных созерцателей. Применяя в конце урока выходной контроль в виде теста, можно выяснить, освоен ли обязательный минимум каждым учеником. Обязательная рефлексия поможет учащимся осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать трудности и успехи. А для учителя послужит информацией к улучшению его дальнейшей работы.



Экспериментальное задание № 1, 2, 3.

Тема: “Расчёт давления бруска на опору”.

Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору

Оборудование:

  • брусок,

  • линейка,

  • динамометр.

Расчетные формулы:

  • P = F/s

Ход работы



1. Измерьте длину и ширину основания бруска.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:

a = … см = …м
b = … см = …м

3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):

S = a х b = … м … м = … м

4. Рассмотрев шкалу динамометра, измерьте силу давления.

5. Запишите результат

6. Рассчитайте силу давления бруска на опору:

  • P = F/s

7. Выразите силу давления в килоПаскалях:

8. Сделайте вывод, сравнив его с результатом выполнения задания другой группы.





Тема: “Расчёт давления бруска на опору”.

Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору

Оборудование:

  • брусок,

  • линейка,

  • динамометр.

Расчетные формулы:

  • P = F/s

Ход работы



1. Измерьте длину и ширину основания бруска.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:

a = … см = …м
b = … см = …м

3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):

S = a х b = … м … м = … м

4. Рассмотрев шкалу динамометра, измерьте силу давления.

5. Запишите результат

6. Рассчитайте силу давления бруска на опору:

  • P = F/s

7. Выразите силу давления в килоПаскалях:

8. Сделайте вывод, сравнив его с результатом выполнения задания другой группы.