Открытие "Агрокласса" в МКОУ Сергиевской СШ

Категория: Технология

Создание "Агрокласса"  в МКОУ Сергиевской СШ - это инновационная форма работы с учащимися, объединяющая усилия педагогов и производственников Даниловского района, Волгоградской области: КФХ "Челюканов", Волгорадский государственный аграрный университет, Арчединский лесной колледж, ПУ-40 р.п. Даниловка.

Просмотр содержимого документа
«Программа Введение в агробизнес»


МБОУ СОШ № 11 МО Усть-Лабинский район


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 11

______________А.В.Гутманова

«___»________________20__г.











Образовательная программа

профильных аграрных классов

«Введение в агробизнес»




СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка

3

1.1.

1.2.

1.3.

Характеристика программы

Этапы реализации

Цель и задачи

3


1.4.

Ожидаемые результаты

7

1.5.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

7

1.6.

Диагностика результативности работы по программе

9

2.

Учебный план

10

3.

Содержание программы

11

4.

Учебно-тематический план

16

5.

Примерный перечень предприятий АПК и производственной базы предпринимателей, на территории которых планируется проведение экскурсий для учащихся профильных аграрных классов

19


Литература

20

1. Пояснительная записка


1.1. Характеристика программы


Актуальность программы

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» и проекта «Наша новая школа» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения.

Современное российское село значительно отличается от села, которое было десять лет назад. Оно находится на пороге серьезных преобразований, поэтому остро нуждается в притоке молодых, квалифицированных специалистов. Многие выпускники МБОУ СОШ № 11, закончив школу и получив профессиональное образование, возвращаются в родную станицу и занимаются предпринимательством в сельскохозяйственной сфере, организуют фермерские хозяйства. Поэтому одной из важных задач нашей школы, находящейся в сельской местности, является вооружение учащихся максимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли, как минимум успешно организовать и вести личное подсобное хозяйство, тем самым укреплять агробезопасность нашей Родины.

В этих условиях введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 11 муниципального образования Усть-Лабинский район становится особенно актуальным и является компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля обучения. Кроме того, условия развития современной экономики, связанные с введением санкций против России на фоне украинского кризиса, требуют развития малого и среднего бизнеса. А так как в Краснодарском крае на первом месте находится развитие сельского хозяйства, то введение агрокласса в школе поможет нашим учащимся выбрать нужную профессию и не остаться без работы в условиях ослабления экономики страны.

Создание аграрных классов в МБОУ СОШ № 11 – это инновационная форма работы с учащимися школы, объединяющая усилия педагогов и производственников Усть-Лабинского района, Краснодарского края: ООО Агрохолдинг «Кубань», АО «Нива», ГУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж», ГУУНО ПУ № 48 ст. Некрасовской, ГУ СО Центр занятости населения Усть-Лабинского района.





Направленность программы

Программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к специальностям сельскохозяйственного профиля.

Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Краснодарского края.

Программа «Введение в агробизнес» (Россия, вперед: от экономических санкций к агробезопасности страны!») позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентноспособных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.

Программа предусматривает возможность дальнейшей индивидуализации обучения с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся по следующим блокам: биология и экология, агрономия, юриспруденция и экономика, механизация, ветеринария. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.

Школа сопровождается учебно-методическим и материально-техническим обеспечением ресурсами, имеющимися в МБОУ СОШ № 11, а также за счет финансирования Фонда поддержки инициатив «Вольное дело».

Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля.

Программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» предусматривает проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.

Экскурсии для учащихся профильных аграрных классов в рамках образовательных стандартов организуются в передовые предприятия агропромышленного комплекса Усть-Лабинского района, имеющие современное оборудование, прогрессивные технологии для организации проведения практических занятий учащихся профильных аграрных классов. Важной частью программы является исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы.

Важную часть исследовательской работы составляют основные положения методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, которые учитывают современные запросы сельского хозяйства, основные направления научно-исследовательской работы.

Введение в программу блока исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого старшеклассника и является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.


1.2. Этапы реализации программы


2015-2016 учебный год – мотивационно-подготовительный: 7 класс.

2016-2017 учебный год – практико-ориентированный: 8 класс.

2017-2018 учебный год – проектно-ориентированный: 9 класс.

2018-2019, 2019-2010 учебные годы – научно-исследовательский: 10-11 классы.



1.3. Цель и задачи программы


Цель программы: создание условий для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.


Задачи программы:

1.Обучающие

  • Формировать систему знаний учащихся, включающих знания основ растениеводства и животноводства, современных технологий сельскохозяйственного производства, видов оборудования и сельхозмашин и др.;

  • формировать основные понятия экономики, основ бизнес-планирования, современных форм ведения агробизнеса;

  • изучить правовые и экономические основы предпринимательства в сельском хозяйстве;

  • формировать профессиональную компетентность учащихся через знакомство с профессиями аграрного направления;

  • подготовить старшеклассников к свободному ориентированию относительно сельскохозяйственных, агропромышленных, социально-экономических процессов, происходящих в Краснодарском крае;

  • подготовить учащихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства;

  • формировать учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);

  • обучить правилам техники безопасности и специальным умениям и навыкам при проведении практических работ;

  • научить разрабатывать бизнес-план, защищать его и организовывать собственное дело.

2.Развивающие

  • развивать эмоциональную, мотивационную сферы учащихся в области профессиональных знаний;

  • развивать основы современного пространственно-аналитического мышления, исследовательской деятельности;

  • развивать интеллектуальную сферу детей - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу различных ситуаций; стремления к личному участию в практических делах;

  • развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами, систематизировать материал, делать выводы;

  • развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;

  • развивать потребность в профессиональном самоопределении, предпринимательской деятельности.

3.Воспитывающие

  • воспитывать трудолюбие через вовлечение учащихся в значимый для них производственный труд и систему современных рыночных отношений;

  • воспитывать предприимчивого, конкурентоспособного хозяина, фермера;

  • прививать чувство любви к родной земле;

  • вырабатывать у школьников активную жизненную позицию.


1.4. Ожидаемые результаты

При успешной реализации программы формируется «сельскохозяйственная грамотность», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Выпускники сельской школы станут биологически, экологически и экономически грамотными землепользователями как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества вновь созданных ИП и ФХ в сфере агробизнеса в муниципальном образовании Усть-Лабинский район.

  2. Увеличение доли абитуриентов, поступающих в Кубанский аграрный университет.

  3. Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в Агрохолдинг «Кубань» Усть-Лабинского района.

  4. Снижение социальной напряженности в муниципальном образовании Усть-Лабинский район.

  5. Увеличение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнесподходом к сельскохозяйственному производству.


1.5. Основные требования к знаниям и умениям учащихся


В результате обучения по программе профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» учащиеся должны знать:

  • рынок труда по сельскохозяйственному направлению;

  • правила приема в аграрные вузы Краснодарского края и России;

  • особенности аграрного производства;

  • особенности организации предпринимательской деятельности;

  • природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства;

  • основы растениеводства;

  • виды кормов;

  • основы животноводства;

  • производство сельскохозяйственной продукции;

  • современные технологии сельскохозяйственного производства;

  • экологические аспекты интенсификации земледелия;

  • основные источники загрязнения в агросфере;

  • проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и пути их решения;

  • проблемы охраны земельных ресурсов в Краснодарском крае;

  • виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации;

  • правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе;

  • правовые нормы природопользования в системе агропромышленного комплекса;

  • структуру и современные формы ведения агробизнеса;

  • основы бизнес-планирования;

  • понятия: франшиза; аутсординг, себестоимость, рентабельность, валовая и товарная продукция в сельском хозяйстве;

  • технологию закладки опытов в полевых условиях, на опытном участке;

  • алгоритм разработки исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.

Уметь:

  • работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

  • самостоятельно работать с Интернет-ресурсами по заданной теме;

  • ориентироваться в понятийном аппарате растениеводства, животноводства, экономики, экологии, права;

  • определять тип почв по образцам разными методами;

  • определять вредных насекомых, болезни растений, сорняки;

  • давать органолептическую оценку качеству кормов;

  • определять различные виды минеральных удобрений;

  • выявлять и описывать виды антропогенного воздействия на природу;

  • уметь анализировать влияние различных видов хозяйственной деятельности людей на состояние природной среды;

  • уметь раскрывать взаимосвязь экономики и экологии;

  • решать задания по экономике;

  • проводить элементарные маркетинговые исследования рынка;

  • разрабатывать основные формы бизнес-плана;

  • владеть методиками исследовательской работы;

  • проводить защиту исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.


1.6. Диагностика результативности работы по программе

Для проверки знаний, полученных учащимися профильных аграрных классов в ходе обучения, учителями школы разрабатываются тесты для входного, промежуточного и итогового контроля.

Итогом обучения по программе является разработка и защита бизнес-планов, проектов и исследовательских работ по сельскохозяйственному направлению «Мое собственное дело». Защита будет проходить в мае на школьном конкурсе исследовательских работ учащихся профильных аграрных классов. Учащиеся с лучшими работами могут принимать участие в муниципальных и региональных конкурсах и конференциях «Юных исследователей окружающей среды», краевого эколого-биологической центра и др.

Перспективы дальнейшего развития:

Развитие малого и семейного бизнеса по переработке с/х продукций; освоение элитных и новых агрокультур, установление связи с начальными профессиональными учебными заведениями с целью расширения профилизации.

2. План реализации программы «Введение в агробизнес»


№ п/п

Название курса

Количество часов в год

Форма занятий

2015-2016 учебный год - 7 класс

1.

Основы создания и развития фермерского хозяйства

34

Внеурочная деятельность

2.

Физика в сельском хозяйстве

34

Внеурочная деятельность

2016-2017 учебный год – 8 класс

1.

Мир лекарственных растений

34

Внеурочная деятельность

2.

Домашний мастер

34

Внеурочная деятельность

2017-2018 учебный год – 9 класс

1.

Растениеводство с основами агротехники, кайдзентехнология

17

Курс по выбору

2.

Химия в сельском хозяйстве

17

Курс по выбору

2018-2019, 2019-2020 учебные года – 10, 11 классы

1.

Агротехника растениеводства с основами агробизнеса, кайдзентехнология

34

Элективный курс

2.

Сельскохозяйственная техника, кайдзентехнология

34

Элективный курс


ИТОГО:

238



3. Кадровое обеспечение программы


п/п

Ф.И.О.

Должность

Образование, какое учреждение закончил, специальность по диплому

Категория, год аттестации

1.

Гутманова Алевтина Валерьевна

Директор школы

Высшее, Армавирский государственный пединститут, математика

Высшая, 2010

2.

Федоренко Валентина Михайловна

Заместитель директора по УМР

Высшее, Армавирский государственный пединститут, филология

Высшая, 2010

3.

Бараненко Светлана Анатольевна

Учитель биологии

Высшее, Адыгейский государственный пединститут, биология

Высшая, 2013

4.

Шувалова Елена Борисовна

Учитель химии

Высшее, Адыгейский государственный пединститут, биология и химия

Высшая, 2014

5.

Лебедева Светлана Александровна

Учитель технологии

Высшее, АГПИ, технология

Первая, 2010

6.

Новосельцев Олег Сергеевич

Учитель технологии





4.Материально-техническое обеспечение программы


№ п/п

Наименование кабинета

Оборудование

1.

Кабинет химии

Проектор BenQ MP612C DLP800*600
(11010480661)

Автомат.раб.место (11010480662)

Экран настен.рулон.155*155см Braun
(11010631701)

Прог.обесп.по химии(16шт) (11010631703)

Система для голосования Minio Vote 24 Производитель Virtbal ink Corporation

Лаб.диск Гломир моб. Лаболатория

Документ камера

Интерактивные учебные пособия в количестве 10 штук

Химическое лабораторное оборудование

2.

Кабинет биологии

Биологическая микролаборатория – 3 шт.

Лабораторный комплект по природоведению

Набор гербариев, в том числе Гербарий «Культурные растения», Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»

Микроскоп школьный – 5 шт.

Модель почки в разрезе

Интерактивные учебные пособия: «Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений», «Растение - живой организм», «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Введение в экологию»

Микроскоп демонстрационный

Комплекты и наборы микропрепаратов

Интерактивные учебные пособия по биологии

3.

Кабинет правил дорожного движения

Альбом"Детям о Прав.Дор.Движ."(11010632132)

Табл."Безопастн.на улиц. и дорог."(12т)(11010632133)

Плак."Знаки дорож.движ."(8плак)(11010632134)

Плак."Сигналы светофоров"(2шт)(11010632135)

Стенд"Типич.ошиб.пешеходов" (11010632136)

Стенды"Обязан.велосипидиста"(2шт)(11010632137)

Стенды"Обязан.пешехода"(2шт)(11010632138)

Доска маг.-маркер."Азб.дорож.движ."(11010632139)

Мод.автомоб.с магнит.элемент.8шт(11010632140)

Дорож.знаки для магнит.доски (11010632141)

Светофоры,пешеход,велосипед,регул.(11010632142)

Доска ауд.ДА-32(з) 3-элементная(11010632143)

4.

Кабинет технологии

Конструктор ПервоРобот LEGO WEDO (4101360239) – 5 шт.

Набор ресурсный для WeDo (4101360244)

Станки: сверлильный, токарный, фрезерный, точильный; Электролобзик;

Верстак по дереву – 5 шт.

5.

Библиотека

Читальное место, выход в интернет

6.

Учебный участок

1,9 га; расположен на территории школьного двора




5.Использование средств для развития материально-технической базы, необходимой при реализации проекта



№ п/п

Необходимое оборудование

Примерная стоимость (руб.)

1.

Учебно-наглядные пособия: таблицы, схемы, карты учебные по сельскохозяйственной технике; комплекты для организационно-деятельностных и деловых игр, стенды, карточки-задания, тестовые задания; диски

50 000

2.

Специальное оборудование: модели тракторов и деталей к ним, комбайна и деталей к ним

50 000

3.

Специальное оборудование: модели плуга, сеялки, бороны, косилки, культиватора и т.д.

50 000

4.

Специализированное оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей и тракторов

15 000

5.

Мотоблок

60 000

6.

Сельскохозяйственный инвентарь: тяпки, лопаты, грабли

3 000

7.

Измерительные инструменты

1 000

8.

Оборудование для проведения опытов при выращивании рассады для учебного участка: лотки, контейнеры, лейки

1 000

9.

Опрыскиватель

1 000

10.

Семена и средства химической защиты растений

2 000

11.

Ремонт кабинета: подключение к системе водоснабжения, канализации, установка раковины

62 000


Итого:

  1. 0


  1. Литература


  1. Авдеев С.В., Замедлина Е.А. Основы бизнеса. М.:ЮРАЙТ, 2005

  2. Агирбов Ю.И., Мухаметзянов Р.Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. М.: МСХА, 2005г.

  3. Агирбов Ю.И., Мухаметзянов Р.Р., Леснов А.П. Рынки с.-х. продукции М.: МСХА, 2005г.

  4. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.

  5. Битянова М.П. Организация психологической работы в школе. М. Академия, 1998г.

  6. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 г.

  7. Веретенников А.В. Физиология растений. Учебник М.: Академический Проект, 2006г.

  8. Водянников В.Т., Игнатов В.Д. и др. Фермерские хозяйства Подмосковья: проблемы становления и пути развития. М.: МЭСХ, 2000г.

  9. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия.- М.Колос,1996г.

  10. Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства. И: Академия, 2004г.

  11. Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. И: Академия, 2004г.

  12. Кондратьев П.П. Организационные условия трудовой подготовки школьников. Як., ИПКРО, 1994г.

  13. Кондратьев П.П. Сидоров Е.С. Реальные возможности агрошколы. Як., ИПКРО, 2000г

  14. Кондратьев П.П. Технологическое пространство трудовой подготовки школьников. Як., ИПКРО, 2003г.

  15. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие. Минск: Книжный дом, 2004

  16. Морфология сельскохозяйственных животных. / Вракин В.Ф., Сидорова М.В., Панов В.П., Семак А.Э. М.: Изд-во ООО «Гринлайт», 2008г.

  17. Овчарова Р.В. Технология практического психологического образования. М., 2000г.

  18. Панова З.Н., Панов В.И. Опыты по полеводству. М. И: Росагропромиздат,1988

  19. Плодоводство /Черепахин В.И., Бабук В.И., Карпенчук Г.К. и др. Под ред.Черепахина В.И. М.:Агропромиздат,1991г.

  20. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству: Учебное пособие для вузов. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. М. Колос, Мир, 2004г.

  21. Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М.: Изд-во «Дрова», 1991г.


13




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас