СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие декады русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытие декады русского языка в начальной школе»

Открытие декады русского языка в начальной школе.


Подготовила: Хангереева Марьям Хангереевна



В зал входят 4 чтеца, за ними – ведущая. В руках она держит волшебный ларец.

Ведущая:

– Добрый день и добрый час!
Я – ведущая сейчас.
Я из сказок к вам пришла,
Я дорогу сама нашла!
А о том, что будет дальше,
Я скажу немного позже.
Знаю только каждый час
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!

Ученик: А что у вас в руках?

Ведущая: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.

Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?

Ведущая: Да, посмотрите.

Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово "Дождь". Далее ученики говорят по очереди.

– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?
– Он может "капать" еле-еле.
– Он может "расходиться".
– "Сыпать, как из сита",
– "Лить стеной".
– "Лить как из ведра".
– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.



Ведущая

- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».


Ученики говорят хором: Русский язык – богат и могуч.



1 ученик:

--На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.
2 ученик:

-Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.
3 ученик:

- Посмотрим инсценировки и послушаем произведения писателей и поэтов Севера.
4 ученик:

– Всех приглашаем на неделю русского языка .

Ведущая: А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом.

Послушайте это стихотворение и найдите их.


Ученица читает стихи.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.

Слово друг-любитель игр, а слово враг-любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг - играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.

День и ночьвойна и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

Ссориться не надо нам, не придется и словам.



Ведущая: Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой?

Ведущая: Верно, это слова наоборот, антонимы..


Ведущая:

Давайте отгадаем загадки про антонимы. Отвечайте хором.


Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

Я бываю по неволе от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)



Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)



Ведущая:

А теперь вспомним синонимы

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

На время что то прекратив, мы называем … (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)

Бывает, мы не правильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи.


Давайте послушаем диалог:

«В кабинете врача» Первая сценка. (2 класс)



Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.


Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.


Ведущая: Старайтесь не допускать таких ошибок в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.


Ведущая: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами.


На экране: ЗАМОК-ЗАМОК

  1. В дом войти никто не мог –

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

На экране: ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ

  1. Из стенки гвоздики торчат,

Повешу - ка на них плакат.

А на день рожденье Вики

В подарок я несу гвоздики.

На экране: БЕЛКИ-БЕЛКИ

  1. Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам.

Ты печенье испеки,

Взбей яичные белки

На экране: МУКА-МУКА

  1. Со мною просто мука,

Такая я копуха.

Хоть на полу уже мука,

Не испекла я пирога.


На экране: ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ


  1. Малыш мой начал засыпать,

И перестал к нам приставать.

Засыпать вермишель в кастрюлю

И вкусный суп уже сварю я.


На экране: НЕСУРАЗНЫЕ - НЕСУ РАЗНЫЕ

ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ

ТА МАРКА – ТАМ АРКА – ТАМАРКА


А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ». (3 класс) 

яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов.

- Здравствуй!

-Привет!

-Что ты несёшь?

-Несу разные вещи.

-Несуразные? Почему они несуразны-то?

-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…

-Что не сумел?

-Отстань!

-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.

-Вот оно что…

- А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

-И ничего, симпатичная?

-Красивая, зелёная такая.

-То есть как?

-Зелёного цвета.

- Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?

- У кого волосы?

-Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!

-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

-А ну тебя…

-Да! Стой, стой!

-Ну что ещё?

-Передавай привет.

-Кому?

-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Читает стихотворение ученица 3 класса


Родной язык! Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.


В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”. 2класс


Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею


– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.



Открытые прошло очень весело и познавательно!!! Учащиеся обещали принять активно участие во всех конкурсах в рамках декады!! Всем удачи!!!