СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие Периодического закона.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытие Периодического закона.»

Тема: Открытие периодического закона.

Цель: Ознакомить с историей открытия и развития

периодического закона и периодической системы

химических элементов Д. И. Менделеева используя

обучающую игру; принципом классификации химических

элементов и периодическим законом как одним из общих

законов природы; изменением свойств химических

элементов в группах и периодах периодической системы;

продолжить работу по развитию умения прогнозировать

свойства химических элементов на основе знаний о

периодической системе. Воспитывать активность и самостоятельность при изучении нового материала; формировать убеждения в познаваемости мира. Развивать умение самоорганизации, коррекции своих знаний, коммуникативных умений, приемов мышления (анализ, сравнение), умение спользовать методы познания (наблюдение, моделирование ).

Оборудование: карточки с символами химических

элементов и другими данными.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы: проблемный диалог.

Ход урока.

Ι Организационный момент.

II Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Открытие периодического закона». И прежде чем мы изучим открытие закона, послушайте стихотворение С. Щипачева «Менделееву посвящается».

Итак, периодический закон был открыт русским химиком Д. И. Менделеевым 1 марта 1869 г. К тому времени было известно 63 химических элемента. Многие ученые пытались классифицировать их, но все попытки оказались безуспешны. Ближе всех подошел Мейер. И лишь Д. И. Менделеев смог увидеть те закономерности, которые были загадкой для остальных ученых.

Я предлагаю вам сегодня стать первооткрывателями и открыть для себя периодический закон, повторив открытие Д. И. Менделеева. Перед вами на столах конверты с карточками. Взяли все конверт А. В нем находятся из известных в то время элементов. На каждой карточке кроме знака элемента обозначена его атомная масса, формула летучего соединения с водородом, высшего оксида и гидроксида. Такие же карточки были и у Д. И. Менделеева. Он расположил их первоначально столбцами, а затем рядами.

- Как вы думаете, какое из указанных значений взял он за основу своей классификации?

- И как он расположил элементы?

Давайте и мы расположим их в порядке возрастания атомных масс.

Li B C Be N O F

Na Mg Al Si P S Cl

- Какие закономерности здесь можно видеть?

Сходные по химическим свойствам элементы располагаются в столбцы, но есть несоответствия. Это заметил Менделеев.

- Как должны бы располагаться элементы?

Be – Mg

B – Al

C – Si

Чтобы привести все в соответствие он изменил атомную массу Be на 9 и получил:

Li Be B C N O F

Na Mg Al Si P S Cl

У вас в конверте Б есть карточка Be с массой 9. Замените ее и исправьте ряд.

А теперь давайте посмотрим:

- Как будут меняться металлические и неметаллические свойства слева направо (усиливаются неметаллические) – сверху вниз? (усиливаются металлические)

- Как меняется валентность элементов в высших оксидах слева направо? (возрастает)

- Чем обусловлена валентность? (увеличение числа валентных электронов)

- Как меняется основные и кислотные свойства оксидов в рядах? (усиливаются кислотные) – в столбцах? (усиливаются основные)

- Как меняется валентность элементов в водородных соединениях в рядах? (уменьшается)

- Как меняются кислотные и основные свойства гидроксидов в рядах? (усиливаются кислотные) – в столбцах? (усиливаются основные)

- Какой вывод можно сделать? Как меняются свойства элементов? (периодически)

- Как же тогда сформулировать закон?

2. У нас осталось еще 3 элемента: K, Ca, Ti.

- Как следует их разместить?

Li Be B

Na Mg Al

K Ca Ti

Что вы видите? (Ti не на своем месте)

Менделеев оставил под Al свободное место для неоткрытого элемента. Он называет его экабор и предсказывает основные его свойства ( )

Ti помещен под Si.

3. Менделеев оставил почти 30 пустых мест для химических элементов. И для многих предсказал свойства.

Давайте откроем учебник (с. 199) и посмотрим на таблицу в том виде, как это предсказал Менделеев. И на с. 200 посмотрим таблицу (свойства предсказанные Менделеевым установленные на опыте после открытия элемента германия).

Как видите, предположение Менделеева полностью подтвердилось. По этому поводу есть вот такие строки в произведении Ефимовского.

И действительно, обратите внимание на таблицу. Эти элементы предсказал Менделеев. Они были открыты.

4. Но это еще не все. Были исправлены атомные массы не только бериллия, но и других элементов. Обратите внимание на таблицу.

5. Обратите внимание, что полученная нами таблица отличается от той, которой мы пользуемся. Чем? (отсутствие инертных газов) 1868 г. был открыт гелий на Солнце. В 1882 г. – на Земле. А затем и остальные. Куда мы их должны поставить?

После получения соединений с другими элементами и поместили в 8 группу. Но атомные массы аргона и калия указывают, что мы должны их поменять местами.

- Что же получится, если поменяем? (возвращаем их на место)

Еще кобальт – никель

теллур – иод

- Как же объяснить этот факт?

- В чем заключается разгадка? (строение атома)

В то время не было даже гипотез о строении атома. Поэтому объяснить это Менделеев не мог. А мы попытаемся. Принадлежность атома к какому-то элементу определяется зарядом его ядра (числом протонов). Но с ростом числа протонов растет и число нейтронов, но не равномерно. Поэтому атомная масса хоть и растет с увеличением числа протонов, но бывают и исключения.

Открытие строения атома способствовало утверждению и развитию периодического закона. Поэтому сейчас мы считаем, что основой классификации элементов и периодичность их свойств является заряд атомного ядра.

Давайте попробуем дать современную формулировку периодического закона: свойства элементов, а так же образуемых ими соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер. С зарядом ядра растет число электронов, они заполняют энергетические уровни. Строение внешнего уровня периодически повторяется. Отсюда и периодическая зависимость свойств. Периодически повторяется число электронов на внешнем уровне.

6. Водород в таблице занимает 2 места:

- Как вы думаете почему? (сходство свойств с I и VΙΙ групп)

7. 7 период не завершен

- Посчитайте сколько элементов еще должно быть открыто для его завершения? (8)

- Вы можете сказать, какими свойствами будет обладать элемент №118? (инертный газ)

- Благодаря чему мы можем сделать такое предположение? (периодический закон)

III Итог урока

Каково же значение периодического закона:

1 Классифицированы все химические элементы;

2 Можно предсказать открытие новых элементов;

3 Можно предсказать их свойства.

В конце жизни Менделеев записал: «периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». На похоронах Менделеева пред его гробом несли периодическую таблицу. В Петербурге ему поставлен памятник, а на стене дома напротив выложена мозаичная периодическая таблица.

Чивилихин написал по этому поводу стихотворение. Послушайте его.

IV Домашнее задание § 11.1, 11.3.

упражнение 4 (с. 200), упражнение 1,2 (с. 204)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!