СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие радиоактивности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытие радиоактивности»

11 класс

Тема урока: «Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения»

Цели урока:

Образовательные – расширение представлений учащихся о физической картине мира на примере явления радиоактивности; изучить закономерности

Развивающие – продолжить формирование умений: теоретическому методу исследования физических процессов; сравнивать, обобщать; устанавливать связи между изучаемыми фактами; выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Воспитывающие –  на примере жизни и деятельности Марии и Пьера Кюри показать роль ученых в развитии науки; показать неслучайность случайных открытий; (мысль: ответственность ученого, первооткрывателя за плоды своих открытий),продолжить формирование познавательных интересов, навыков коллективной, в сочетании с самостоятельной работой.

Дидактический тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование и материалы: знак радиоактивной опасности, учебник, периодическая таблица Менделеева.


Ход и содержание урока

Этапы урока.

  1. Этап организационный.

  2. Этап подготовки к изучению новой темы, мотивация и актуализация опорных знаний.

  3. Этап усвоения новых знаний.

  4. Этап закрепления новых знаний.

  5. Этап подведения итогов, информация о домашнем задании.

  6. Рефлексия.


1. Этап организационный


2.Этап подготовки к изучению новой темы

Актуализация наличных знаний обучающихся в форме проверки домашнего задания и беглого фронтального опроса обучающихся.

  1. На чём основано действие счётчика Гейгера? (На ударной ионизации)

  2. В чём принцип действия камеры Вильсона? (Принцип действия камеры Вильсона основан на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капелек воды. Ионы создаёт движущаяся заряженная частица вдоль своей траектории.)

  3. Что образуют капельки воды? (Они образуют след, называемый треком)

  4. Что можно сказать о частицах по образовавшимся трекам? (Трек длиннее – энергия больше, трек толще – заряд больше, больше капелек воды на единицу длины – скорость меньше, трек большей кривизны при помещении камеры Вильсона в магнитное поле – заряд больше, а масса меньше.)

  5. В чём преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона? (Преимущество обусловлено большой плотностью рабочего вещества. Пробеги частиц короткие, частицы застревают в камере)

  6. Что ещё применяют для регистрации частиц? (Также применяется метод толстослойных эмульсий)


Показываю знак радиоактивной опасности и задаю вопрос:
«Что означает этот знак? В чем опасность радиоактивного излучения?»

Слова: радиоактивность, радиоактивное излучение, радиоактивные элементы знают сегодня все. Радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений. 


3.Этап усвоения новых знаний

Радиоактивность появились на земле со времени ее образования, и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.

В чем же состоит явление радиоактивности? Что же такое радиация? Как она возникает? Какие виды радиации существуют? И как от нее защититься?

Слово «радиация» происходит от латинского radius и обозначает луч. Мы в обычной жизни привыкли словом радиация называть вредное излучение, возникающее вследствие радиоактивности некоторых видов вещества.

Открытие радиоактивности Анри Беккерелем.

Возможно, об Антуане Беккереле осталась бы лишь память как о весьма квалифицированном и добросовестном экспериментаторе, но не более, если бы не то, что произошло 1 марта в его лаборатории.

Открытие радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности. Беккерель долгое время исследовал свечение веществ, предварительно облученных солнечным светом. Он завернул фотопластинку в плотную черную бумагу, положил сверху крупинки урановой соли и выставил на яркий солнечный свет. После проявления фотопластинка почернела на тех участках, где лежала соль. Беккерель думал, что излучение урана возникает под влиянием солнечных лучей. Но однажды, в феврале 1896г., провести ему очередной опыт не удалось из-за облачной погоды. Беккерель убрал пластинку в ящик стола, положив на нее сверху медный крест, покрытый солью урана. Проявив на всякий случай пластинку два дня спустя, он обнаружил на ней почернение в форме отчетливой тени креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких либо внешних влияний создают какое-то излучение. Начались интенсивные исследования. Вскоре Беккерель установил важный факт: интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате, и не зависит от того в какие соединения он входит. Следовательно, излучение присуще не соединениям, а химическому элементу урану. Затем подобное качество было обнаружено и у тория.

Открытие радия и полония.

В 1898 году другие французские ученые Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри выделили из уранового минерала два новых вещества, радиоактивных в гораздо большей степени, чем уран и торий. Так были открыты два неизвестных ранее радиоактивных элемента - полоний и радий. Полоний (Po-84) был назван в честь родины Марии – Польши. Радий (Ra-88)– лучистый, термин радиоактивность предложен был Марией Склодовской. Радиоактивными являются все элементы с порядковыми номерами более 83, т.е. расположенными в таблице Менделеева после висмута. За 10 лет совместной работы они сделали очень многое для изучения явления радиоактивности. Это был беззаветный труд во имя науки – в плохо оборудованной лаборатории и при отсутствии необходимых средств. Препарат радия исследователи получили в 1902 году в количестве 0,1 гр. Для этого им потребовалось 45 месяцев напряженного туда и более 10000 химических операций освобождения и кристаллизации.

В 1903 году за открытие в области радиоактивности супругам Кюри и А.Беккерелю была присуждена Нобелевская премия по физике.

РАДИОАКТИВНОСТЬ – это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.


Сложный состав Радиоактивного излучения

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения. В результате опыта, проведенного под руководством английского физика, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.

К лассический опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

Препарат радия помещали в свинцовый контейнер с отверстием. Напротив отверстия помещали фотопластинку. На излучение действовало сильное магнитное поле.

Почти 90 % известных ядер нестабильны. Радиоактивные ядра могут испускать частицы трех видов: положительно заряженные (α-частицы – ядра гелия), отрицательно заряженные (β-частицы – электроны) и нейтральные (γ-частицы – кванты коротковолнового электромагнитного излучения). Магнитное поле позволяет разделить эти частицы.




Как условно обозначаются ядра химических элементов?

Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)

А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z  , где N – число нейтронов в ядре

По ходу изучения нового материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Излучение

Заряд

Свойства излучений

Природа

α




β




γ




Проникающая способность α,β,γ излучения

α –лучи обладают наименьшей проникающей способностью. Слой бумаги толщиной 0,1мм для них уже непрозрачен.

β-лучи полностью задерживает алюминиевая пластинка толщиной несколько мм.

γ -лучи при прохождении через слой свинца в 1см уменьшают интенсивность в 2 раза.

Физическая природа α,β,γ излучения

γ-излучение электромагнитные волны 10-10-10-13м

Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения.

β-лучи-поток электронов, движущихся со скоростями близкими к скорости света.

α –лучи- ядра атома гелия

4.Этап закрепления новых знаний.
Первичное закрепление.

Тест

№1. Радиоактивность – это …

  1. Способность ядер самопроизвольно испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов.

  2. Способность ядер испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов .

  3. Способность ядер самопроизвольно испускать частицы

  4. Способность ядер испускать частицы.


№2 Как был назван новый химический элемент, открытый супругами Кюри?

  1. Радон

  2. Уран

  3. Радий

  4. Франций


№3 Что представляет собой α – излучение?

  1. Поток электронов

  2. Поток ядер атома гелия

  3. Электромагнитные волны

  4. Поток нейтрино


№4. Что представляет собой β – излучение?

  1. Поток ядер атома гелия

  2. Электромагнитные волны

  3. Поток электронов

  4. Поток нейтрино


№5. Что представляет собой ϒ – излучение?

  1. Поток ядер атома гелия

  2. Поток электронов

  3. Поток нейтрино

  4. Электромагнитные волны


№6.Кто открыл явление радиоактивности?

  1. Пьер Кюри

  2. Анри Беккерель

  3. Нильс Бор

  4. Эрнест Резерфорд


Давайте попробуем решить задачи на написание ядерных реакций:

Учитель у доски разбирает решение задач на правило смещения:
Задача 1: Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется?
Решение: 23090Th α22698Ra + 42He
Задача 2: Изотоп тория 23090Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?


Решение: 23090Th  β → 23091Рa + 0-1e

Решение задач учащимися :
Задача3: Протактиний 23191Рa α –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада.
Решение: 23191Рa α22789Ас + 42Не
Задача4: В какой элемент превращения уран 23992U после двух β – распадов и одного α – распада?
Решение: 23992U  β → 23993Np β → 23994Pu α23592U

5.Этап информации о домашнем задании


6.Этап подведения итогов


7.Рефлексия








Тест

1. Радиоактивность – это …

  1. Способность ядер самопроизвольно испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов.

  2. Способность ядер испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов .

  3. Способность ядер самопроизвольно испускать частицы

  4. Способность ядер испускать частицы.

2 Как был назван новый химический элемент, открытый супругами Кюри?

  1. Радон

  2. Уран

  3. Радий

  4. Франций

3 Что представляет собой α – излучение?

  1. Поток электронов

  2. Поток ядер атома гелия

  3. Электромагнитные волны

  4. Поток нейтрино

4. Что представляет собой β – излучение?

  1. Поток ядер атома гелия

  2. Электромагнитные волны

  3. Поток электронов

  4. Поток нейтрино

5. Что представляет собой ϒ – излучение?

  1. Поток ядер атома гелия

  2. Поток электронов

  3. Поток нейтрино

  4. Электромагнитные волны

6.Кто открыл явление радиоактивности?

  1. Пьер Кюри

  2. Анри Беккерель

  3. Нильс Бор

  4. Эрнест Резерфорд


1. Протактиний 23191Рa α –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада.

2. В какой элемент превращения уран 23992U после двух β – распадов и одного α – распада.

6