11 класс
Тема урока: «Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения»
Цели урока:
Образовательные – расширение представлений учащихся о физической картине мира на примере явления радиоактивности; изучить закономерности
Развивающие – продолжить формирование умений: теоретическому методу исследования физических процессов; сравнивать, обобщать; устанавливать связи между изучаемыми фактами; выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Воспитывающие – на примере жизни и деятельности Марии и Пьера Кюри показать роль ученых в развитии науки; показать неслучайность случайных открытий; (мысль: ответственность ученого, первооткрывателя за плоды своих открытий),продолжить формирование познавательных интересов, навыков коллективной, в сочетании с самостоятельной работой.
Дидактический тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование и материалы: знак радиоактивной опасности, учебник, периодическая таблица Менделеева.
Ход и содержание урока
Этапы урока.
Этап организационный.
Этап подготовки к изучению новой темы, мотивация и актуализация опорных знаний.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний.
Этап подведения итогов, информация о домашнем задании.
Рефлексия.
1. Этап организационный
2.Этап подготовки к изучению новой темы
Актуализация наличных знаний обучающихся в форме проверки домашнего задания и беглого фронтального опроса обучающихся.
На чём основано действие счётчика Гейгера? (На ударной ионизации)
В чём принцип действия камеры Вильсона? (Принцип действия камеры Вильсона основан на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капелек воды. Ионы создаёт движущаяся заряженная частица вдоль своей траектории.)
Что образуют капельки воды? (Они образуют след, называемый треком)
Что можно сказать о частицах по образовавшимся трекам? (Трек длиннее – энергия больше, трек толще – заряд больше, больше капелек воды на единицу длины – скорость меньше, трек большей кривизны при помещении камеры Вильсона в магнитное поле – заряд больше, а масса меньше.)
В чём преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона? (Преимущество обусловлено большой плотностью рабочего вещества. Пробеги частиц короткие, частицы застревают в камере)
Что ещё применяют для регистрации частиц? (Также применяется метод толстослойных эмульсий)
Показываю знак радиоактивной опасности и задаю вопрос:
«Что означает этот знак? В чем опасность радиоактивного излучения?»
Слова: радиоактивность, радиоактивное излучение, радиоактивные элементы знают сегодня все. Радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений.
3.Этап усвоения новых знаний
Радиоактивность появились на земле со времени ее образования, и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.
В чем же состоит явление радиоактивности? Что же такое радиация? Как она возникает? Какие виды радиации существуют? И как от нее защититься?
Слово «радиация» происходит от латинского radius и обозначает луч. Мы в обычной жизни привыкли словом радиация называть вредное излучение, возникающее вследствие радиоактивности некоторых видов вещества.
Открытие радиоактивности Анри Беккерелем.
Возможно, об Антуане Беккереле осталась бы лишь память как о весьма квалифицированном и добросовестном экспериментаторе, но не более, если бы не то, что произошло 1 марта в его лаборатории.
Открытие радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности. Беккерель долгое время исследовал свечение веществ, предварительно облученных солнечным светом. Он завернул фотопластинку в плотную черную бумагу, положил сверху крупинки урановой соли и выставил на яркий солнечный свет. После проявления фотопластинка почернела на тех участках, где лежала соль. Беккерель думал, что излучение урана возникает под влиянием солнечных лучей. Но однажды, в феврале 1896г., провести ему очередной опыт не удалось из-за облачной погоды. Беккерель убрал пластинку в ящик стола, положив на нее сверху медный крест, покрытый солью урана. Проявив на всякий случай пластинку два дня спустя, он обнаружил на ней почернение в форме отчетливой тени креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких либо внешних влияний создают какое-то излучение. Начались интенсивные исследования. Вскоре Беккерель установил важный факт: интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате, и не зависит от того в какие соединения он входит. Следовательно, излучение присуще не соединениям, а химическому элементу урану. Затем подобное качество было обнаружено и у тория.
Открытие радия и полония.
В 1898 году другие французские ученые Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри выделили из уранового минерала два новых вещества, радиоактивных в гораздо большей степени, чем уран и торий. Так были открыты два неизвестных ранее радиоактивных элемента - полоний и радий. Полоний (Po-84) был назван в честь родины Марии – Польши. Радий (Ra-88)– лучистый, термин радиоактивность предложен был Марией Склодовской. Радиоактивными являются все элементы с порядковыми номерами более 83, т.е. расположенными в таблице Менделеева после висмута. За 10 лет совместной работы они сделали очень многое для изучения явления радиоактивности. Это был беззаветный труд во имя науки – в плохо оборудованной лаборатории и при отсутствии необходимых средств. Препарат радия исследователи получили в 1902 году в количестве 0,1 гр. Для этого им потребовалось 45 месяцев напряженного туда и более 10000 химических операций освобождения и кристаллизации.
В 1903 году за открытие в области радиоактивности супругам Кюри и А.Беккерелю была присуждена Нобелевская премия по физике.
РАДИОАКТИВНОСТЬ – это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.
Сложный состав Радиоактивного излучения
В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения. В результате опыта, проведенного под руководством английского физика, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.
К
лассический опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.
Препарат радия помещали в свинцовый контейнер с отверстием. Напротив отверстия помещали фотопластинку. На излучение действовало сильное магнитное поле.
Почти 90 % известных ядер нестабильны. Радиоактивные ядра могут испускать частицы трех видов: положительно заряженные (α-частицы – ядра гелия), отрицательно заряженные (β-частицы – электроны) и нейтральные (γ-частицы – кванты коротковолнового электромагнитного излучения). Магнитное поле позволяет разделить эти частицы.
Как условно обозначаются ядра химических элементов?
Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)
А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z , где N – число нейтронов в ядре
По ходу изучения нового материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:
Излучение | Заряд | Свойства излучений | Природа |
α | | | |
β | | | |
γ | | | |
Проникающая способность α,β,γ излучения
α –лучи обладают наименьшей проникающей способностью. Слой бумаги толщиной 0,1мм для них уже непрозрачен.
β-лучи полностью задерживает алюминиевая пластинка толщиной несколько мм.
γ
-лучи при прохождении через слой свинца в 1см уменьшают интенсивность в 2 раза.
Физическая природа α,β,γ излучения
γ-излучение электромагнитные волны 10-10-10-13м
Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения.
β-лучи-поток электронов, движущихся со скоростями близкими к скорости света.
α –лучи- ядра атома гелия
4.Этап закрепления новых знаний.
Первичное закрепление.
Тест
№1. Радиоактивность – это …
Способность ядер самопроизвольно испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов.
Способность ядер испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов .
Способность ядер самопроизвольно испускать частицы
Способность ядер испускать частицы.
№2 Как был назван новый химический элемент, открытый супругами Кюри?
Радон
Уран
Радий
Франций
№3 Что представляет собой α – излучение?
Поток электронов
Поток ядер атома гелия
Электромагнитные волны
Поток нейтрино
№4. Что представляет собой β – излучение?
Поток ядер атома гелия
Электромагнитные волны
Поток электронов
Поток нейтрино
№5. Что представляет собой ϒ – излучение?
Поток ядер атома гелия
Поток электронов
Поток нейтрино
Электромагнитные волны
№6.Кто открыл явление радиоактивности?
Пьер Кюри
Анри Беккерель
Нильс Бор
Эрнест Резерфорд
Давайте попробуем решить задачи на написание ядерных реакций:
Учитель у доски разбирает решение задач на правило смещения:
Задача 1: Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется?
Решение: 23090Th α → 22698Ra + 42He
Задача 2: Изотоп тория 23090Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Решение: 23090Th β → 23091Рa + 0-1e
Решение задач учащимися :
Задача3: Протактиний 23191Рa α –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада.
Решение: 23191Рa α → 22789Ас + 42Не
Задача4: В какой элемент превращения уран 23992U после двух β – распадов и одного α – распада?
Решение: 23992U β → 23993Np β → 23994Pu α → 23592U
5.Этап информации о домашнем задании
6.Этап подведения итогов
7.Рефлексия
Тест
№1. Радиоактивность – это …
Способность ядер самопроизвольно испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов.
Способность ядер испускать частицы, превращаясь при этом в ядра других химических элементов .
Способность ядер самопроизвольно испускать частицы
Способность ядер испускать частицы.
№2 Как был назван новый химический элемент, открытый супругами Кюри?
Радон
Уран
Радий
Франций
№3 Что представляет собой α – излучение?
Поток электронов
Поток ядер атома гелия
Электромагнитные волны
Поток нейтрино
№4. Что представляет собой β – излучение?
Поток ядер атома гелия
Электромагнитные волны
Поток электронов
Поток нейтрино
№5. Что представляет собой ϒ – излучение?
Поток ядер атома гелия
Поток электронов
Поток нейтрино
Электромагнитные волны
№6.Кто открыл явление радиоактивности?
Пьер Кюри
Анри Беккерель
Нильс Бор
Эрнест Резерфорд
1. Протактиний 23191Рa α –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада.
2. В какой элемент превращения уран 23992U после двух β – распадов и одного α – распада.
6