СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие на кончике пера

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита проекта "  Открытие на кончике пера."

Невозможно постичь тайны природы и оценить ее красоту, не понимая языка, на котором она говорит. А говорит она на языке математики, о чем писали еще Леонардо да Винчи и Галилео Галилей. Это язык формул и фигур. Он универсален и лаконичен.

Еще древние греки изучали связи математики с природой. Труды многих античных ученых только укрепляли веру людей в то, что в основе построения Вселенной лежат математические принципы и что именно законы математики — ключ к пониманию природы.

Математика всегда помогала развитию других наук и сама развивалась под их воздействием. В астрономии математика помогла сделать многие открытия. Новые алгоритмы, разработанные математиками, переходили на службу астрономам.

Поэтому, цель  моего исследования: доказать, что математика является основой познания мира.

В связи с выбранной темой передо мной встал ряд задач:

1. Изучить  освоение космоса с точки зрения математики.

2. Определить какие  математические объекты, понятия, средства, законы лежат в основе построения и исследования Вселенной.

3.Изучить  вклад учёных в познании мира.

При проведении исследования, я изучала  теоретический  материал, проводила его  анализ  и классификацию.

     В результате проделанной работы я  узнала,  что Ньютон вычислял форму Земли  и показал, что  она имеет форму шара, расширенного у экватора и сплюснутого у полюсов. Ньютон установил "сплющенность"  Земли, не выходя за дверь. Это открытие было сделано "на кончике пера" средствами математики.

Что значит выражение: «Открыть на кончике пера». Это значит предсказать что-то на основании расчетов или теоретических представлений. Многие открытия в природе были сделаны без сложных приборов и длительных экспериментов, только с помощью ручки и бумаги.

Эдмунд Галлей - английский астроном, один из руководителей обсерватории в Гринвиче, математик. Он был другом Ньютона, который, считал, что кометы движутся вокруг Солнца по параболическим орбитам в соответствии с законом всемирного тяготения ,Ньютон опубликовал методику расчета этих орбит, и, используя эту методику, Галлей рассчитал орбиты для большого числа комет, появление которых было зафиксировано к тому времени. В результате этих расчетов выяснилось, что орбиты трех комет, очень схожи между собой.

Из этого можно было сделать два вывода: либо допустить, что в пространстве по параболическим орбитам, очень близким друг к другу, движутся три кометы (поразительная случайность), либо предположить, что это появление одной и той же кометы.

И Галлей делает чрезвычайно смелое, необычное для того времени предположение,  что это одна и та  же планета

СЛАЙД "Довольно многое заставляет меня думать, - пишет он, - что комета 1531 г., которую наблюдал Аппиан, была тождественна с кометой 1607 г., описанной Кеплером, а также с той, которую я сам наблюдал в 1682 г.: все элементы сходятся в точности, а разность периодов не столь велика, чтобы ее нельзя было приписать каким-нибудь физическим причинам".

Определив среднюю величину периода для этой кометы, Галлей нашел, что она должна вернуться либо в конце 1758, либо в начале 1759 года. Удостовериться лично в этом ему не удалось, он умер в 1742 г.

Вся последующая история кометы Галлея и ее появление связана с именем выдающегося  математика  Франции Алексиса Клеро ,который  разработал первый математический метод численного исследования движения кометы в поле тяготения Солнца с учетом возмущений от двух больших планет - Юпитера и Сатурна.

В рождественскую (25 декабря) 1758 г ночь немецкому астроному-любителю посчастливилось поймать эту комету в объектив своего небольшого телескопа Таким образом, был установлен факт существования короткопериодических комет, которые являются членами Солнечной системы. Это открытие "на кончике пера" было названа  кометой Галлея.

В 1783г. русский ученый Лексель, изучая движение планеты Уран, обратил внимание на расхождение между расчетным и наблюдаемым движением Урана. СЛАЙД "Отчего не хочется Урану бежать по той дорожке, которая для него рассчитана. Может быть, на движение Урана влияет другая, неизвестная пока планета.

И вот английский астроном Адамс и французский астроном и математик Леверье решили проверить предположение русского ученого. Они рассчитали, каждый в отдельности, предполагаемое местонахождение этой все еще неизвестной планеты. Вычисления были очень сложны, заняли больше года, ведь выполнялись они вручную. О вычислениях на ЭВМ в те времена никто не слышал! Но труд ученых закончился блестящим успехом. Мир, рассчитанный на бумаге, был обнаружен и человеческим глазом.  23 сентября 1846 года немецкий астроном Берлинской обсерватории Иоганн Галле получил письмо от Леверье «...Направьте телескоп в созвездие Водолея , в точку эклиптики с долготой 326 °, и в пределах одного градуса от этого места Вы найдете новую планету. Она девятой звездной величины и имеет заметно различимый диск...» . В ту же ночь, Галле нашел на небе объект, отсутствующий на звездной карте. То была восьмая планета Солнечной системы, которую впоследствии за ее зелено-голубую окраску назвали в честь римского бога морей Нептуном. Леверье стал героем дня. Как сказал Араго, он открыл планету «на кончике пера». Открытие Нептуна было в развитии астрономии грандиозным шагом вперед. Это был триумф всех точных наук XIX в.

В наши дни с помощью математики предсказываются многие астрономические явления. Например, с помощью математики рассчитали, что в 1982 году состоится 4 солнечных затмения... Сегодня они все уже в каталоге затмений.

Поэтому я считаю, чтоматематика — инструмент познания мира. Она помогает понять мир вокруг нас, узнать больше о его законах. 

Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления.   Эйнштейн, в ответ на вопрос, где находится его лаборатория, улыбнулся и указал на карандаш и бумажный лист. Его формулы теории относительности стали важным этапом на пути познания Вселенной, в которой мы живем. И это произошло до того, как человек начал осваивать космос и только тогда экспериментально подтвердил правильность некоторых уравнений великого ученого!   

Просмотр содержимого документа
«Открытие на кончике пера»

Открытие на кончике пера Работу выполнила  ученица 8 класса МБОУ СОШ№2  с. Арзгир  Штельмах Таисия Руководитель: Макаревская Наталья Ивановна

Открытие на кончике пера

Работу выполнила

ученица 8 класса

МБОУ СОШ№2

с. Арзгир

Штельмах Таисия

Руководитель: Макаревская Наталья Ивановна

Всё, что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным  М.В. Ломоносов

Всё, что без этого было

темно, сомнительно и

неверно, математика

сделала ясным,

верным и очевидным

М.В. Ломоносов

Задачи Изучить освоение космоса с точки зрения математики.  Определить какие математические объекты, понятия, средства, законы лежат в основе построения и исследования Вселенной.  Вклад учёных в познание мира.

Задачи

  • Изучить освоение космоса с точки зрения математики.
  • Определить какие математические объекты, понятия, средства, законы лежат в основе построения и исследования Вселенной.
  • Вклад учёных в познание мира.

Вычисления Ньютона F=⅟⅟

Вычисления Ньютона

F=⅟⅟

Комета Галлея

Комета Галлея

  • " Довольно многое заставляет меня думать, - пишет он, - что комета 1531 г., которую наблюдал Аппиан, была тождественна с кометой 1607 г., описанной Кеплером, а также с той, которую я сам наблюдал в 1682 г.: все элементы сходятся в точности, а разность периодов не столь велика, чтобы ее нельзя было приписать каким-нибудь физическим причинам".
 «Отчего не хочется Урану бежать по той дорожке, которая для него рассчитана. Может быть, на движение Урана влияет другая, неизвестная пока планета.»   Андрей Иванович Лексель

«Отчего не хочется Урану бежать по той дорожке, которая для него рассчитана. Может быть, на движение Урана влияет другая, неизвестная пока планета.»

Андрей Иванович Лексель

Открытие планеты Нептун Джон Кауч Адамс Урбен Леверье

Открытие планеты Нептун

Джон Кауч Адамс

Урбен Леверье

« Математика - наука, брошенная человеком на исследование мира в его возможных вариантах». «Математика - наука, брошенная человеком на исследование мира в его возможных вариантах». Иммануил Кант

« Математика - наука, брошенная человеком на исследование мира в его возможных вариантах».

«Математика - наука, брошенная человеком на исследование мира в его возможных вариантах».

Иммануил Кант


Скачать

© 2017 1442 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!