Слайд 1
ОТКРЫТОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕЦЕНДЕНТЫ
“В замкнутом доме легко разводятся сырость и плесень”
К.Д. Ушинский.
Слайд 2
Во-первых, это помещение школьника в открытую образовательную ситуацию, в которой он может сам определять свою позицию и стратегию действия, двигаться к собственной, а не предложенной педагогом, цели.
Во-вторых, это создание открытого образовательного пространства, внутрь которого, в зависимости от поставленных учениками целей и выстроенных ими индивидуальных траекторий, может втягиваться разный материал
Понятие открытого образования имеет два разных, взаимно дополняющих, смысла.
Во-первых, это помещение школьника в открытую образовательную ситуацию, в которой он может сам определять свою позицию и стратегию действия, двигаться к собственной, а не предложенной педагогом, цели.
Во-вторых, это создание открытого образовательного пространства, внутрь которого, в зависимости от поставленных учениками целей и выстроенных ими индивидуальных траекторий, может втягиваться разный материал, не только учебный.
Такое открытое пространство может быть смоделировано в масштабе образовательного погружения или отдельного учреждения, но оптимально, чтобы всё окружение ученика могло быть в это пространство вовлечено.
Слайд 3
Открытое образование в «сжатой» форме это — стремление к приключению.
Для подростка это — выход за границы заданных извне отношений, позиционирование себя в собственной уникальности, особенности по отношению, как к кругу сверстников, так и к «миру взрослых».
Для юноши это — самоопределение, разворачивающееся в трёх горизонтах:
Личностный горизонт определяется вопросами: кто я, каково моё место в мире, к чему я должен стремиться?
Профессиональный горизонт — вопросами: какова приоритетная для меня сфера деятельности, на какие достижения в ней я хочу и могу претендовать, чему я для этого должен научиться?
Социальный горизонт — вопросами: кого я могу считать «своими», какие формы и языки общения для меня приемлемы.
С чем связана неизбежность появления такого образования?
Многие практики, вначале сложились как бы естественным образом и существовали вне образования, внутри других общественных институтов.
Такие практики отвечают на присущее подростковому и юношескому возрасту стремление к действию «от себя». В «сжатой» форме это — стремление к приключению.
Это стремление связано с решаемыми подростком и юношей возрастными задачами. Без их решения, невозможно полноценное взросление.
Для подростка это — выход за границы заданных извне отношений, позиционирование себя в собственной уникальности, особенности по отношению, как к кругу сверстников, так и к «миру взрослых».
Для юноши это — самоопределение, разворачивающееся в трёх горизонтах:
Личностный горизонт определяется вопросами: кто я, каково моё место в мире, к чему я должен стремиться?
Профессиональный горизонт — вопросами: какова приоритетная для меня сфера деятельности, на какие достижения в ней я хочу и могу претендовать, чему я для этого должен научиться?
Социальный горизонт — вопросами: кого я могу считать «своими», какие формы и языки общения для меня приемлемы.
Опорой для самоопределения является картина мира. Отметим, что если прежде было достаточно единой объективной картины мира, «упакованной» в систему школьных предметов, то сейчас принципиально важно, что такая картина должна выстраиваться самостоятельно, вместе с собственным, субъектным отношением к действительности.
Слайд 4
Перечислим некоторые из самых очевидных таких практик:
— клубы ролевых игр и исторической реконструкции;
— компьютерные игровые сообщества;
— субкультуры;
— образовательный туризм, в том числе виртуальный;
— волонтёрские объединения;
— практики профессионального ученичества.
Перечислим некоторые из самых очевидных таких практик:
— клубы ролевых игр и исторической реконструкции;
— компьютерные игровые сообщества;
— субкультуры;
— образовательный туризм, в том числе виртуальный;
— волонтёрские объединения;
— практики профессионального ученичества.
Но самих по себе этих практик для самоопределения — и, в целом, взросления — недостаточно. Необходимы образовательные формы, позволяющие взрослеющему человеку удержать целостность собственного действия.
Программы открытого дополнительного образования, обеспечивают школьнику возможность собственного действия. Такие программы строятся вокруг открытой образовательной задачи.
Открытая образовательная задача строится вокруг модели практики, более универсальной, чем модель школьного или даже научного предмета, чем модель профессии. Можно сказать, что если школа призвана ввести ученика в мир наук, а сложившиеся формы дополнительного образования (кружки, студии, клубы по интересам) — в одну из профессий, то программы открытого дополнительного образования вводят взрослеющего человека в мир практик.
Обозначим принципиальность этого определения.
Мир наук, на основе которого строится предметная организация школьных знаний, предполагает, что действительность описывается разными типами законов. Такие законы действительно существуют и изучаются отдельными науками. Школьная программа не успевает за этим, мир наук теряет целостность, а в результате теряет целостность картина мира, передаваемая школой.
В то же время наука как деятельность подразумевает, что о мире далеко не всё известно. И вводить школьника (уже пробующего себя как будущего учёного) в мир наук есть смысл, если он сможет прожить хотя бы один раз опыт открытия, перехода от неизвестного к известному.
Мир профессий основан не на знаниях, а на технологиях.
Комплекс задач, научных знаний, и технологий, которые могут быть применены для их решения, и есть практика.
Слайд 5
Можно выделить следующие типы практик.
— Социальные: создание новых форм организации социальной жизни.
— Культурные: создание новых культурных форм, отдельных произведений и культурных сред.
— Регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами.
— Антропологические: эмоциональное, физическое, волевое, духовное, интеллектуальное развитие и саморазвитие.
— Познающие: формы научной работы — наблюдение, описание, конструирование моделей основных явлений окружающего мира;
— Инженерные: проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
— Визуальные: конструирование наглядных представлений смыслов, образов, сценариев социального поведения и взаимодействия (например, кино, телевидение, сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн, разработка компьютерных игр и виртуальных сред).
Можно выделить следующие типы практик.
— Социальные: создание новых форм организации социальной жизни.
— Культурные: создание новых культурных форм, отдельных произведений и культурных сред.
— Регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами.
— Антропологические: эмоциональное, физическое, волевое, духовное, интеллектуальное развитие и саморазвитие.
— Познающие: формы научной работы — наблюдение, описание, конструирование моделей основных явлений окружающего мира;
— Инженерные: проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
— Визуальные: конструирование наглядных представлений смыслов, образов, сценариев социального поведения и взаимодействия (например, кино, телевидение, сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн, разработка компьютерных игр и виртуальных сред).
Образовательная задача вводит школьника в одну из таких практик, с опорой на современные технологические решения и научные знания.
Слайд 6
Наиболее отработанные в открытом дополнительном образовании программы существуют в форме интенсивных школ.
Интенсивная школа в форме погружения позволяет школьникам дистанцироваться от своей повседневности, заниматься в течение нескольких дней, прежде всего, тем, что интересно, и вместе с теми, кому это тоже интересно. Интенсивная школа строится вокруг открытой образовательной задачи.
Наиболее отработанные в открытом дополнительном образовании программы существуют в форме интенсивных школ.
Интенсивная школа в форме погружения позволяет школьникам заниматься в течение нескольких дней, прежде всего, тем, что интересно, и вместе с теми, кому это тоже интересно. Интенсивная школа строится вокруг открытой образовательной задачи.
Но, в отличие от, например, языкового погружения (где в течение нескольких дней все стараются говорить только на английском, или французском, и ведутся учебные занятия по истории и культуре стран осваиваемого языка). Или спортивных сборов, где все бегают, или прыгают, или занимаются борьбой, в интенсивных школах открытого образования не предполагается, что все делают одно и то же.
Как сказано выше, интенсивная школа строится вокруг открытой образовательной задачи. Остановимся на этом подробнее.
Слайд 7
Образовательной задачей (в отличие от учебной или практической) мы называем такую задачу, которая:
— формирует проблемную ситуацию, задавая смысловое и понятийное противоречие;
— организует одновременно пробное практическое действие и его рефлексию (в зависимости от акцента поставленной задачи — рефлексию способов понимания или рефлексию мотивов действия);
— позволяет найти решение только за счёт того, что понятийное знание, смысл, формы коммуникации превращаются в инструмент самоорганизации.
Образовательной задачей (в отличие от учебной или практической) мы называем такую задачу, которая:
— формирует проблемную ситуацию, задавая смысловое и понятийное противоречие;
— организует одновременно пробное практическое действие и его рефлексию (в зависимости от акцента поставленной задачи — рефлексию способов понимания или рефлексию мотивов действия);
— позволяет найти решение только за счёт того, что понятийное знание, смысл, формы коммуникации превращаются в инструмент самоорганизации.
Такая задача может быть решена в групповой самоорганизации, позволяющей достичь результата за счёт кооперации, гибкого разделения ответственности, соотнесения разных знаний и умений.
Слайд 8
Каждый шаг решения такой задачи должен включать в себя три такта:
— групповая работа: совместное действие, позволяющее проработать версию и «материализовать» её, например, в теоретической модели, эскизе инженерного устройства, сценарии или пробной версии художественного произведения;
— представление результата: обсуждение версии представителями разных групп (отстаивающих свои версии) и экспертами; обсуждение может обнаружить как внутренние дефициты предложенной версии, так и её нераскрытые возможности;
— рефлексия: понимание того, как можно строить дальнейшую работу с версией, как преодолевать внутренние дефициты, на какие из нераскрытых возможностей обратить внимание, а какие можно отбросить; для организации такой рефлексии необходима педагогическая позиция, отличная от позиции эксперта — позиция тьютора.
Каждый шаг решения такой задачи должен включать в себя три такта:
— групповая работа: совместное действие, позволяющее проработать версию и «материализовать» её, например, в теоретической модели, эскизе инженерного устройства, сценарии или пробной версии художественного произведения;
— представление результата: обсуждение версии представителями разных групп (отстаивающих свои версии) и экспертами; обсуждение может обнаружить как внутренние дефициты предложенной версии, так и её нераскрытые возможности;
— рефлексия: понимание того, как можно строить дальнейшую работу с версией, как преодолевать внутренние дефициты, на какие из нераскрытых возможностей обратить внимание, а какие можно отбросить; для организации такой рефлексии необходима педагогическая позиция, отличная от позиции эксперта — позиция тьютора.
Слайд 9
Каждый такт работы требует некоторого минимального времени:
Для проработки версий это, как минимум, полтора-два часа (астрономических, не академических).
Для серьёзного представления и обсуждения результатов групповой работы требуется от десяти минут до — бесконечности.
На рефлексию нужно не менее часа.
Каждый такт работы требует некоторого минимального времени.
Для проработки версий это, как минимум, полтора-два часа (астрономических, не академических). За это время группа настраивается, входит в общий режим коммуникации, отбрасывает «шумовые» варианты, успевает простроить версию и оформить в связную презентацию.
Для серьёзного представления и обсуждения результатов групповой работы требуется от десяти минут до — бесконечности: бывает, что один доклад обсуждается несколько часов, безусловно, с перерывами.
На рефлексию нужно не менее часа. Время зависит как от количества участников, каждый из которых должен высказаться о своих и групповых достижениях.
Отметим, что тьютор должен уметь использовать эмоциональные впечатления, в том числе негативные, как ресурс следующего шага.
Итак, полноценный такт работы может занять целый рабочий день.
Можно привести пример одной такой программы открытого дополнительного образования, наиболее ярко демонстрирующей описанный подход.
Слайд 10
Программа открытого дополнительного образования
«Ожившая история».
Ожившая история.
Основной дефицит «школьной» истории, независимо от содержательного наполнения курсов и мастерства конкретного учителя — школьник воспринимает историю как то, что было давно и не с нами. Герои прошлого не выглядят живыми людьми, их действия и мотивы их решений не видятся ни как то, что требовалось делать в конкретной ситуации, ни как то, что сформировало нашу современность.
Слайд 11
Ожившая история.
Например:
Зачем Хмельницкий присоединял украинские земли к России?
Зачем царь Пётр «рубил окно в Европу»?
Почему крепостное право в России было отменено именно в 1861 году, ни раньше, ни позже?
Чего на самом деле добивались большевики?
Например:
Зачем Хмельницкий присоединял украинские земли к России?
Зачем царь Пётр «рубил окно в Европу»?
Почему крепостное право в России было отменено именно в 1861 году, ни раньше, ни позже?
Чего на самом деле добивались большевики?
Слайд 12
Ожившая история.
Для ответа на вопросы «кто я», «кто мы», «кто мои предки», «почему мы здесь» историю можно «оживить».
В первый день под руководством игротехника группа «вживается в образ»,
Второй и третий дни — взаимодействие групп
Четвёртый, последний день программы — это сравнение того баланса отношений
А эти и подобные вопросы важны не только для «расширения кругозора», но и для формирования идентичности (и проведения границ идентичности), для ответа на вопросы «кто я», «кто мы», «кто мои предки», «почему мы здесь».
Для этого историю можно «оживить».
Программа может включать в себя произвольное количество модулей, связанных с ключевыми моментами мировой и отечественной истории.
Модуль начинается с лекции об особенностях эпохи, взаимодействии разных сил, основных конфликтах и противоречиях, и распределения участников по группам, соответствующим разным общественным силам. Например, для эпохи реформ Александра II это могут быть крестьянство, уездное дворянство, чиновничество, разночинская интеллигенция, представители национальных меньшинств.
В первый день под руководством игротехника группа «вживается в образ», одновременно знакомясь и с конкретными фактами (включая географию, экономическую и демографическую статистику), и с особенностями уклада, взаимоотношений, вплоть до манеры общения, характерной для сословия или нации. Особенно интересно получается, если кто-то из школьников берётся отыгрывать не «типичного» представителя выбранной группы, а конкретного персонажа, исторического или литературного.
Второй и третий дни — взаимодействие групп: каждая группа должна обозначить свои интересы для других и найти сторонников; как правило, этот процесс включает в себя несколько тактов обсуждения в группах и межгруппового взаимодействия с обозначением в конце рабочего дня достижений и точек конфликта.
Четвёртый, последний день программы — это сравнение того баланса отношений, который сложился в результате взаимодействия групп в условном, игровом мире, с тем, чем разрешилась ситуация в реальной истории, анализ того, почему так получилось в реальности и в игре.
Слайд 13
Открытое образование – образование, которое может получить индивид в течение своей сознательной жизни в удобном для себя месте, темпе, в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Открытое образование – образование, которое может получить индивид в течение своей сознательной жизни в удобном для себя месте, темпе, в соответствии со своими потребностями и возможностями.