Открытое факультативное занятие по русскому языку с использованием технологии смыслового чтения «Обычный необычный текст» по рассказу М.П.Лоскутова «Сейчас я понимаю, что это был пес-чудак» (на городском уровне).
Методическое обоснование
Условия современной жизни требуют от человека, какую бы специализированную деятельность он ни выбрал, хорошо развитую языковую компетенцию, прежде всего умения понимать прочитанное, усваивать содержание, находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф и – главное - поняли смысл прочитанного.
При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения – восприятия, т.е. включения человека в чтение.
Это значит, читать – и представлять картины, героев, ставить себя на их место, переживать. Участвовать в действии, задумываться над содержанием, прогнозировать финал, реагировать на происходящее и испытывать различные эмоции.
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание. Этому мы и должны научить школьников.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Урок по технологии продуктивного чтения строится так:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем он, по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?
Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Т.е. читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Таким образом, возникает читательская интерпретация.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,скорректировать читательскую интерпретацию, довести читательские впечатления до уровня законченной мысли.
1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.
В результате использования данной технологии мы формируем:
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)умение слушать и понимать других;
2)умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1)умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности читателя.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Данная технология позволяет педагогу научить детей медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям); читать не для взрослых, а для самого себя; уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя; формировать умение выражать свою позицию и аргументированно её защищать; понимать текст и видеть позицию автора.
Сценарий факультативного занятия
Тема:
Цели и задачи:
- познакомиться с творчеством М.П.Лоскутова,
- прочитать и осмыслить рассказ,
- проанализировать проблематику произведения,
- формировать чувство сопереживания, доброго отношения к животному миру,
- расширить читательский кругозор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент | Приветствие, проверка готовности к занятию | |
1 этап. Работа с текстом до чтения. Определение целей и задач. | 1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (слайд) 2)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? (слайд) 3)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Писатель назвал текст по первому предложению. (1-е предложение текста: «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак» (слайд). Какова тема этого текста? 4) Какова цель нашего урока? | Высказывают предположения.
Формулируют цели урока. |
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. | Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками. Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка Кто герой произведения? От какого лица ведётся повествование? Чей голос мы слышим? Вступите в диалог с автором? Почему пёс казался чудаком? Что было необычным в его поведении? Почему только сейчас рассказчик это понимает? Приём «Словесное рисование» (работа в группах) Почему пёс казался чудаком? Что было необычным в его поведении? Почему только сейчас рассказчик это понимает? 2-я остановка (5-23 предложения). Приём «Диалог с автором» Почему рассказчику пёс казался необычным? Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли. Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю». Что он передаёт? Какие фразы передают иронию героя? Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста. Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его? Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу? Задайте вопросы автору? Объясните смысл 23 предложения. Что такое могло случиться потом? Порассуждайте. Изменится ли отношение героя к Борожаю?
Об этом мы узнаем в следующем отрывке. 3-я остановка (24 – 31 предложения). Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (Вопрос автору: почему? Что случилось?) (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (Вопрос автору: почему не подберёшься?) (26)Жар, дым, он, бедняга, (автор очень сильно взволнован судьбой телёнка, переживает, жалеет его) уже не мычит, а стонет, (телёнок страдает, как человек, тяжело всем это слышать и осознавать своё бессилие) всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (Вопрос автору: неужели никто не нашёлся, чтобы как-то помочь телёнку?) (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, ( чрезмерно, необычайно сильно, с надрывом), (Вопрос автору – Почему? Что случилось с ним? Что он хочет этим сказать?) людей зовёт, потом раз – и сиганул (очень быстро, мгновенно прыгнул или убежал) в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (Пожар был очень сильный, автору страшно за собаку). (28)Тут уж мужики не выдержали, (Вопрос автору: что не выдержали и почему?) встрепенулись, (внезапно вздрогнули, оживились, пришли в себя, задвигались) (Вопрос автору: что заставило мужиков встрепенуться?) схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, (Вопрос автору: почему?)угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой (родной, кем дорожишь) в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
Изменилось ли отношение рассказчика к собаке, мы узнаем чуть дальше. Прогнозирование: как вы думаете, что мы должны узнать из последнего отрывка рассказа? 4-я остановка (32 – 40 предложения). Приёмы: прогнозирование, диалог с автором, комментированное чтение.
(32)Странный (необычный, не соответствующей норме или ожиданиям, вызывающий недоумение) был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (Прогнозирование: как , на самом деле, звали собаку?) (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (Производить сильное впечатление; удивлять, изумлять) (Вопрос автору: почему так назвали щенка, за какие качества?). (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (Бессмысленная, не соответствующая здравому смыслу). (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (Обычные, ничем не отличающиеся, соответствующие норме), (Вопрос автору: что это значит?). (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. (По М. Лоскутову)* |
Выразительно читают текст, отвечают на вопросы учителя
Работают в группах, составляя словесные портреты, отвечают на вопросы
Читают текст, отвечая на вопросы и самостоятельно их формулируя в условном диалоге с автором, работают и с языковыми выразительными средствами.
Рассуждают, прогнозируют развитие сюжета.
Комментированное чтение, ответы на вопросы
Рассуждают, прогнозируют развитие сюжета.
Комментированное чтение, составление вопросов по тексту.
|
3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. | Беседа по тексту Ваши впечатления от рассказа? Как бы вы его озаглавили? Почему так? Какова позиция автора по отношению к рассказчику? А к Борожаю? Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте. Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста. Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения? О чём этот рассказ? Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу? | Обсуждают прочитанный текст, высказывают мнения, делают выводы. |
4 этап. Подведение итогов. Рефлексия. | 1. Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация) Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано. 2. Творческая работа (составление синквейна) |
Слушают учителя.
Составляют синквейн. Желающие зачитывают свои работы. |
Использованные ресурсы
1. Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. – 160 с.
2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс,
3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581
6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
7. http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8
ГИА. ОБЗ. Вариант №9. По М. Лоскутову. Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак.
(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
1- я остановка
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.
(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?
(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах.
2-я остановка
(24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
3-я остановка
(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
(По М. Лоскутову)*
* Лоскутов Михаил Петрович (1906–1941) – писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность