СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое логопедическое занятие

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое логопедическое занятие»

Открытое логопедическое занятие «Весёлое путешествие»

 

Цели:

  • Активизация и накопление словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»;

  • Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

  • Закрепление представления о количестве, умения считать, называя итоговое число (в пределах 4);

  • Закрепление навыка правильного согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже;

  • Развитие выразительности, темпа, плавности речи детей.

  • закрепление навыка правильного произношения звуков в свободной речи детей;

  • Развитие связной речи;

  • Развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;

  • Совершенствование слухо-моторной координации;

  • Воспитание способности слушать других детей, радоваться их успехам.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, счетные палочки и карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов, цифры от 1 до 4, счётный раздаточный материал, пальчиковый театр, кукла бибабо- собака, корзина, ваза.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде. В пути у нас будет много остановок. Занимайте свои места. Отправляемся в путь. (Звучит музыка.)

 

Основная часть.

Станция №1. «Дачная»

Игра «Собираем урожай!»

Вспомните и назовите, где растут овощи (Фрукты)?

Помогите хозяйке собрать урожай! Сложите овощи в корзину, фрукты – в вазу.

Станция №2. «Посчитай-ка!»

Хороший урожай вырастила хозяйка на огороде. Давайте поможем ей сосчитать, сколько разных овощей лежит в корзине.

Подойдите к столу, выберите на поднос овощи одного вида и пересчитайте их. Найдите на наборном полотне такую цифру, сколько овощей вы посчитали.

Станция №3. «Сюрпризная»

Ой, кто это к нам стучится? Да это же наш пёс Филя.

Здравствуйте, ребята! Я принёс вам чудесную коробочку. Посмотрите, что в ней лежит. (Палочки и рисунки.)

Садитесь за столы. Выложите из палочек такие же узоры.

Станция №4. «Задорная»

Проводится физминутка с речевым сопровождением.

Заиграла погремушка.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка.

Топ! Топ! Топ! (топают).

И заквакала лягушка.

Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку).

Ей ответила болтушка.

Да! Да! Да! (кивают головой).

Застучала колотушка.

Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки).

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупором)

Запалила громко пушка.

Бах! Бах! Бах! (кулаками ударяют по груди).

И заахала старушка.

Ах! Ах! Ах! Ах! (хватаются за голову).

Замычала и телушка.

Му! Му! Му! Му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пятачок)

Зазвенела побрякушка.

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям).

Заскакала попрыгушка.

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают).

Вот такая вот петрушка.

Всё! Всё! Всё! Всё! (хлопают над головой).

Ведущий называет строчки, а дети самостоятельно кричалки и жесты.

  1. Станция №5. «Лесная»

Ребята, мы приехали в лес. Кто живёт в лесу? (Животные.)

Вот послушайте, что однажды произошло в лесу.

Рассказ «Ёж и волк» с демонстрацией на фланелеграфе.

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (появляется ёж).

А навстречу ему волк (появляется волк),

На ежа зубами – щёлк.

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал (волк убирается).

Куда спешил ёж?

Кого он повстречал в лесу?

Кто оскалил зубы?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

Как мы назовём ежа?

Подскажите подчеркнутые слова.

Расскажите историю своими словами.

Станция №6. «Театральная»

Наши ребята замечательные артисты. Послушаем и посмотрим, как хорошо они рассказывают потешки.

(Используется пальчиковый театр.)

Конкурс потешек.

Пошёл кот под мосток,                    

Поймал рыбку за хвосток.              

То ли съесть по пути                        

То ли Оле отнести.

Для дочки.

Бежала лесочком лиса с кузовочком

– А что в кузовочке?

– Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки для сына...            

Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Ване спать не даёшь?

Белка к лисе в решете приплыла,

В решете приплыла, коромыслом гребла,

А парус у белки- мочала…

Не начать ли опять с начала?

Итог.

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось путешествовать на поезде? Вы были сообразительны, быстры, умелы. Щедрая хозяйка прислала вам угощение.













































Групповое логопедическое занятие по коррекции  нарушений письма, 

обусловленных системным недоразвитием речи средней степени (3 класс)

"Дифференциация звуков с-ш в словах"



Самоанализ  логопедического занятия по коррекции                                      

нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (3 класс)

  Занятие проводилось с группой учащихся 3 класса, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные системным недоразвитием речи (I этап коррекционной работы  - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи).

   В устной речи детей данной группы наблюдаются: семантические замены и неточное употребление слов, трудность актуализации словаря, нарушения согласования слов, искажения падежных окончаний существительных, структурная неоформленность предложений.  Нарушения речи учащихся носят системный характер, в связи с этим предусмотрена направленность логопедического воздействия на речевую систему в целом.

Цель занятия. Научить сравнивать и выделять и в словах звуки с и ш.

Задачи:

1) фонематическая: автоматизация умения дифференцировать  звуки с и ш в словах, развитие навыков звукового анализа слов и повышение уровня их интериоризации;

2) лексическая:  расширение  и  активизация  словаря  по  теме  «Животные»;   

3) грамматическая:   закрепление    правильного  употребления   в    речи  

беспредложных форм  дательного падежа существительных в единственном числе (с ударными и безударными окончаниями);

4) коррекционно  -  развивающие:   развитие   артикуляторной   и   мелкой моторики, правильного речевого дыхания и голоса;

5) воспитательная: воспитание активности, любознательности.  

  Развитие дифференциации звуков с-ш осуществлялось на материале упражнений, способствующих восполнению пробелов в развитии лексико - грамматического строя речи учащихся, что обусловило выбор речевого и иллюстративного материала для данного занятия.

  На занятии проводилась  работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок, на формирование первоначальных фонетических обобщений.  Работа по дифференциации смешиваемых звуков с-ш осуществлялась с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывалась в упражнениях по определению положения органов артикуляции (губ, языка) во время произношения звуков.

   В работе по автоматизации умения различать звуки с и ш  использовались следующие приемы работы:  распределение картинок (с их предварительным называнием) под буквами с и ш; определение наличия (отсутствия) и места  звуков с ш в словах; вставка пропущенных букв в словах; звуковой анализ слов со звуками с и з; отгадывание загадок и выделение звуков с и ш в словах - отгадках.  

  Задания в  перфокартах  имели различные уровни сложности:

- записать слова по картинкам;

- вставить пропущенные буквы с и ш в словах;

-  вставить пропущенные буквы с и ш в словах сложной структуры с опорой на картинки;

- вставить пропущенные буквы с и ш в словах простой структуры с предварительным называнием картинок.

  Закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных осуществлялось на материале игр и упражнений «Кто кому звонит?», «Кормушка», при проговаривании стихотворения во время самомассажа рук. Учащиеся

Последовательность отработки структурных моделей форм дательного падежа существительных осуществлялась с учётом закономерности их формирования в онтогенезе (сначала словоформы с окончанием  -у, затем – с окончанием -е, а в заключении – слова с окончанием -ю, вызывающие затруднения в правильном употреблении ударений).

  Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях и предложениях осуществлялось на материале заданий и игр: «Доктор Айболит», «Покорми животных», гимнастики для рук «В зоопарке».

  При слуховой и произносительной дифференциации звуков с и з использовались различные приемы развития мыслительных операций: сравнение, анализ, выделение общих и отличительных признаков.

  Задания учащимся предлагались с постепенным увеличением степени сложности речевого материала, заданий.

Подбор материала с учетом  степени сформированности навыков способствовал успешному выполнению самостоятельной работы.

Задания в карточках для чтения также имели разноуровневый характер (по степени сложности структуры слов в текстах, объему материала).

  Таким образом, работа по формированию умения правильно употреблять форму дательного падежа существительных  имела  системный, комплексный, поэтапный характер и осуществлялась в тесной взаимосвязи с лексикой и фонетико-фонематическими компонентами речи, с развитием мыслительных операций.

  Занятие направлено на развитие  здоровьесберегающих навыков, предусматривало применение: упражнений по развитию правильного физиологического и речевого дыхания и голоса, физминутки, гимнастики для рук с использованием массажеров «Су-Джок», упражнений для профилактики нарушений зрения.

  Игровая форма проведения занятия (сказка о звуках, буквах и словах, сказочные герои и ситуации) способствовало положительному эмоциональному настрою детей, повышению мотивации, познавательной и речевой активности учащихся. Игровые действия сделали сложную мыслительную деятельность более интересной, что способствовало преодолению детьми неуверенности в себе, страха дать неправильный ответ.

  Дети принимали активное участие в течение всего занятия (при формулировании цели занятия, выполнении заданий, при подведении итога работы).

  Все поставленные задачи в процессе  занятия реализованы.



























                                         План-конспект группового логопедического занятия по коррекции                                       нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (3 класс)

Тема:  Дифференциация звуков с-ш в словах.  

Цель.  Научить сравнивать и выделять и в словах звуки с и ш.

Задачи:

1) фонематическая: автоматизация умения дифференцировать  звуки с и ш в словах, развитие навыков звукового анализа слов;

2) лексическая:  расширение  и  активизация  словаря  по  теме  «Животные»;   

3) грамматическая:   закрепление    правильного  употребления   в    речи  беспредложных форм  дательного падежа существительных в единственном числе (с ударными и безударными окончаниями);

4) коррекционно  -  развивающие:   развитие   артикуляторной   и   мелкой  моторики, правильного речевого дыхания и голоса;

5) воспитательная: воспитание активности, любознательности.  

Оборудование: зеркала, массажеры су-джок, схемы для сравнительной характеристики звуков с и ш, ребус «Смешарики», фигурки Смешариков, картинки с изображением кормушки и птиц,  игра  «Телефон»,  игра «Путешествие», перфокарты, карточки с загадками, компьютеры, электронная игра «Помоги Барашу подписать рисунки»», диск «Песенки» Е. и С. Железновых.

                                                                                             Содержание занятия:

1.      Организационный момент.

- Ребята, сегодня необычный день. У нашего ГОРОДА БУКВ день рождения, ему исполнилось 5 лет! Что же нужно, чтобы весело отметить этот праздник? Гости и торт . Торт готов. И гости у нас уже есть – это учителя нашей школы. А еще к нам с подарками спешат наши старые и новые друзья - сказочные герои. Давайте подготовимся встретить их красивой речью. А поможет нам в этом зарядка для губ и языка.


  1. Артикуляторная гимнастика.

- Подготовиться к  правильной речи нам  поможет зарядка для губ и языка.  

1)       «Улыбка». Улыбнуться без напряжения, удерживать под счет 1 - 5.

2)      «Трубочка».  Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой, удерживать в таком положении под счёт от 1-5.

3)      «Улыбка – трубочка» (по инструкции логопеда).

4)      «Лопатка».  Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать его в таком положении  1-5. (Если язык не расслабляется: пя – пя- пя – пя- пя.)

5)      «Качели».  Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, поднять широкий язык за верхние зубы по инструкции «вверх-вниз».

6)      «Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении.

- Давайте поможем нашему голосу стать сильнее и звонче.

Упражнения для развития речевого голоса.

                  ммм -  постукиваем кончиками пальцев по ноздрям.

             н-н-н - постукиваем кончиками пальцев около ноздрей.

         а-о-у - точечный самомассаж под нижней губой.

Упражнения для дыхания.

- Вспомним  правила дыхания:

Плечи … (не поднимаем). Щеки … (не надуваем). Вдыхаем через … (нос). Выдыхаем через …(рот.)

«Кошка»  - Шипит на окошке сердитая кошка.

                     (Руки на плечи, медленно поднимаем вверх: Ш-Ш-Ш).              

«Ветер» -  Свистит сильный ветер и спать не дает!

                    (Стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня  

                    груди - делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох:  С-С-С.

- Проверим, как звучит наша речь.

Чистоговорка  Шипит на окошке сердитая кошка. Проговаривание (коллективное, индивидуальное, темп – быстро, медленно).


  1. Объявление темы занятия. Сравнение произношения звуков с и ш.

-  Какой звук мы произносили, когда свистел ветер? (С.)

- Какой звук мы произносили, когда шипела кошка? (Ш.)

- Сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки с и ш в словах.

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука с. (Не дрожит.)

-  С голосом или без голоса произносится звук с? (Без голоса.)

-  Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой. Схема.

- А теперь произнесите звук ш и послушайте, дрожит ли горлышко. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса).

- Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой. Схема.

- Произнесите звуки с и ш. А теперь я произнесу, а  вы посмотрите, одинаково ли положение губ? С- губы в улыбке. Ш- губы  круглые. Схемы.

- С-с-с. Язык - верх или вниз? (Вниз.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) Схема положения языка. Ш-ш-ш. Язык – вниз или вверх? (Вверх, приподнимается.)

- C-c-c, как будто ветер свистит, слышен свист, как называется звук с?

-Ш-ш-ш, как будто кошка шипит, слышно шипение, как называется звук ш?

В первом домике живут звук и буква с, во втором домике – звук и буква ш.


  1. Отгадывание ребуса.

- Ребята, посмотрите на наш торт. Чего не хватает? (Свечей). Давайте за каждое правильно выполненное задание зажигать одну свечу. Нашему городу букв 5 лет, значит, к концу урока мы должны зажечь 5 свечей.

- К нам спешат герои мультфильма. Кто же это? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.

сме(х)+шарики (картинка)

 

  1. Игра «Кормушка».

-          Кто пришел к нам в гости? (Бараш).

-          Какой звук (с или ш) слышится в слове Бараш?

-          Бараш нарисовал для вас птиц, но не знает, как они называются.  Назовите их.

-          (Снегирь, воробей, голубь, синица, сорока, сова, кукушка, коршун).

-          В названии каких птиц есть звук с? звук ш?

 (Учащиеся называют картинки, располагают их под буквой с или ш).

-          Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали Смешарики.

-          Посмотрите на птиц и скажите, кому вы дадите корм?

 Дети передвигают картинку с птицей на кормушку.

Образец ответа: Я дам корм снегирю.

-          А коршуну мы приготовили корм? А сове? А кукушке? Почему?

  1.  Игра «Телефон».

-          На доске – картинки с изображением животных с телефонными трубками. Картинки соединены  линиями (проводами).

-          Какой звук (с или ш) слышится в слове Нюша?

-          Нюша принесла вам свои игрушки. Назовите их (мышка, лягушка, лошадь, собака, ослик, слон).

-          В каких словах есть звук с? А в каких словах - звук ш?

-          Ослик сломался, помогите Нюше его починить - назовите по порядку все звуки в слове. Сколько всего звуков?

-          Нюша хотела  поиграть со своими игрушками в игру «Телефон».

-          Посмотрите, что случилось, перепутались все провода. Непонятно, кто кому звонит! Помогите разобраться.

             Образец. Собака звонит снегирю.

 

  1. Звуковой анализ и синтез слов. Ребусы

- Ребята, кто к нам пришел в гости? (Сова).

- Какой звук в этом слова, с или ш?

Дети рассматривают картинки, самостоятельно определяют первый звук в их названиях, закрывают картинку соответствующей буквой, затем прочитывают слово:

1)      шапка, арбуз, рыба - шар;

2)      снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка - санки;

3)      шуба, карандаш, огурец, лампочка, аквариум - школа;

4)      слон, телефон, утка, ложка - стул.

 Проверка: прочитайте, какие слова  получились.


Ребята, у нас новый гость, знакомьтесь – это Смешарик – Мышка.

Какой звук в этом имени (с или ш)?

-Назовите все звуки этого слова  по порядку. Сколько всего звуков в слове мышка? Назовите гласные. Сколько всего гласных в слове?

Физминутка «Мышка»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы вправо – влево.

 

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Мышь  скатилась кувырком.              

Один хлопок над головой.

Круговые движения руками пред собой.

 

 

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы вправо – влево.

 

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»  Мышь скатилась кувырком.

Два хлопка над головой.

Круговые движения руками пред собой.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы вправо – влево.

 

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом»,

Мышь  скатилась кувырком.  

Три хлопка над головой.

Круговые движения руками пред собой.


  1. Игра «Путешествие»

На доске: остров с пальмой и сундуком, кораблик Кар-Карыча, волны со словами, в которых пропущена буква c или ш.

- Кар-Карыч приглашает поиграть в его любимую игру «Путешествие».

- Что такое путешествие?

- Поможем Кар-Карычу доплыть до острова и получить сундук с сокровищами. Плывем по волнам, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Если вы правильно вставите буквы с и ш в слово, кораблик поплывет дальше (показ).

   Учащиеся поочередно выходят к доске, вставляют в слово пропущенную букву, передвигают кораблик при правильном ответе. При ошибочном ответе  появляется акула, ребенок самостоятельно (или с помощью интонированного произношения слова логопедом) исправляет ошибку.

Слова: о(с)тров, (ш)торм, (с)ундук, пару(с), ти(ш)ина.

 

  1. Электронная игра «Помоги Барашу подписать картинки».

   -Ребята, Бараш принес для вас еще одну игру - компьютерную. Он нарисовал для вас новые картинки, но не смог их подписать, так как путает буквы с-ш. Помогите ему, вставьте в слова букву с или ш.

  Описание. Игра начинается по щелчку ЛКМ на кнопке «играть». На мониторе Бараш – художник, мольберт с рисунком, словом с пропущенной буквой, буквы С и Ш. Учащиеся щелчком ЛКМ выбирают соответствующую букву. Правильный ответ: буква становится на место, звук – колокольчики.Ошибка: на мольберте появляется клякса, звук – стук.

Работа в парах: один учащийся работает на компьютере, второй – контролирует ход игры, подсчитывает количество клякс (ошибок), затем они  меняются местами.

1 вариант – ко(ш)ка, но(с)орог, марты(ш)ка, пету(ш)ок, поро(с)енок.

2 вариант – (с)обака, мы(ш)ка, ли(с)а, ми(ш)ка, ло(ш)адка.

Гимнастика для глаз «Волшебная полянка».

  • «Зажмурились» (представили себе полянку с цветами, теплое солнышко). Выполняем под счет 1-5.

  • Представим, что наши века – это бабочки на полянке. Бабочки полетели – поморгали быстро - быстро.

  • «Далеко – близко». Приблизить к глазам цветок, рассматривать его вблизи, а затем посмотреть вдаль (на солнышко), повторять 3 раза по инструкции логопеда.

  • «Солнышко» (пальминг) - растираем ладони, прикладывает руки к глазам (держим под счет 1-5). Чувствуем тепло, как от солнышка.

  1. Чтение и отгадывание загадок Лосяша

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка.)

Рыжая и хитрая,

Быстрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый. (Лиса.)

Чтение слогов (индивидуальная карточка).

са- су-со   ша-шо-шу  са-ша  со-шо  ас-аш  ос-ош   са-са-са  о-са

Гимнастика для рук (массажеры «Су – Джок»).



Мы сегодня в сад пошли,

И кормушку там нашли.

Дали крошки воробью,

Синице, галке, снегирю.

Это что за стук и звон?

Кошку мы прогнали вон!


  1. Самостоятельная работа с перфокартами.  

Задание Лосяша:

1)      вставить пропущенные буквы с, ш (с опорой на картинки).

Вариант 1. (Ш)околад, коле(с)о, гру(ш)а, колба(с)а, пе(с)ок, руба(ш)ка.

Вариант 2. (С)умка, (ш)ары, ма(ш)ина, бу(с)ы.

2)      Подпиши картинки. Сумка, шары, шарф, крыша, бусы, груша.

Проверка.


  1. Подведение итога занятия.

На доске – все сказочные герои.

- Какие звуки мы учились различать и находить в словах?

- Кто пришел к нам в гости, назовите (Бараш, Нюша, Сова, Мышка, Лосяш, Кар-Карыч).

- В каких именах есть звук с? (Сова). В каких именах есть звук ш? (Бараш, Нюша, Мышка.)

- В чьем имени есть и звук с и звук ш? (Лосяш).

- А в слове Смешарики слышится звук с или ш?

- Молодцы, ребята, сегодня на занятии вы помогали нашим гостям – Смешарикам, хорошо справились со всеми заданиями, преодолели все трудности. Сюрприз: закладки «Различай звуки С-Ш» и раскраски со Смешариками.







































Конспект логопедического занятия по теме: Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах

Алехина О.Г.
учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-автоматизация звука Л в слогах, словах;

коррекционно-развивающие:

-развитие: фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.

коррекционно-воспитательные:

-воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи.

Ход занятия

1 Организационный момент

Поздоровайтесь с гостями!     А теперь соседа справа

Улыбнитесь всем вокруг!      По имени ты называй.

Руку дайте другу слева        Утра доброго желай!

              И скорей вставайте в круг!

-Садитесь на свои места.

-На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.

Малыш родился на Луне,       Здесь много он друзей нашел,

А оказался на Земле.           К нам на занятие пришел.

- Почему Лунтик так тепло оделся?

- Назовите признаки зимы.

2 Сообщение темы

-Какой первый звук в слове Лунтик?

-Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.

3 Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами

- Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.

Раз – скорее улыбнись.        Шесть – по зубкам постучать.

Два – язык опустим вниз.      Семь - лошадка скачет звонко.

Три – язык наверх потянем.    Восемь – гриб на ножке тонкой.

На четыре позеваем.          Девять – можно поболтать.

Пять – варенье облизать.       Десять – нужно отдыхать.

4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса

-Объясните артикуляцию звука.

-Дайте характеристику звуку Л. 

-Какой буквой на письме обозначается звук Л?

-На что похожа буква Л?

-Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки

Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами

-Какие буквы вы видите?

Упражнение «Чудесные превращения».

Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М - П - Г)

5 Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет.

Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.

6 Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма

а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога

ЛА-ЛА-ЛА      ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛО-ЛО-ЛО      ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

б) Чтение слоговых дорожек.

-Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ    АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

7 Развитие пространственного восприятия

- Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.

На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:

ЛОСЬ         ВОЛК

БЕЛКА       ЁЛКА

МЕДВЕДЬ    ЗАЯЦ

-Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.

-Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л?

Логопед убирает лишние картинки.

8 Упражнение «Четвертый лишний»

- Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево)

9 Физминутка

-Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

10 Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов

-Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами.

-Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя.

11 Развитие ориентировки в пространстве

- Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту.

-Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.)

12 Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА

-Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку.

- Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком?

-Чем покрыты ветки елочки?

-Посмотрите какие бывают иголки.

(Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса)

13 Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко»

-У меня в руках …иголка.          - На кактусе колючие…иголки.

-Я держу …иголку.                - Тело ежа покрыто …иголками.

-Я шью…иголкой.                 - На ветке ели много…иголок.

14 Массаж ладоней

Прокатывание массажного мячика.

15 Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА

-Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой.

-Скажите в какой фигуре какая буква?

-На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово.

-Составьте слово школа над нашей елочкой.

-Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным.

16 Итог

-Над каким звуком мы сегодня работали?

-Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья!



Желаем успехов!



















Итоговое логопедическое занятие

по обучению грамоте "Волшебство грамматики"

Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;

  • умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

  • развивать зрительный гнозис;

  • продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.

Образовательные (обучение грамоте):

  • упражнять в слоговом анализе и синтезе;

  • совершенствовать навык слогового чтения;

  • учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;

  • закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;

  • закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;

  • упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;

  • закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;

  • развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);

  • развивать навык чтения слогов, слов, предложений.

Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к обучению;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;

  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

Ход занятия

1. Организационный момент (рече-моторная разминка)

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай

Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.

2. Игра ”Чудесный мешочек”

(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)

Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.

Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).

3. Игра “Слоговые капли”

(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)

Логопед: Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.

Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).

4. Игра “Найди все слова в цепочке”

(Умение зрительно находить все слова в цепочке, чтение слов, удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения; определить количество слов в предложении, записать его схему. Правильное употребление предлогов при составлении предложений.)

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на цепочку состоящую из букв. Если сложить все эти буквы, можно прочесть слова.

Дети: Находят все слова и читают их (БАБОЧКА, БОЧКА, ШАРЫ, РЫБА, КОШКА, КАКТУС).

Логопед: А теперь из всех этих слов составьте интересные предложения.

Дети: Составляют и называют свои предложения.

Логопед: Предлагает детям выложить схему наиболее понравившегося предложения, назвать предлог и определить количество слов в предложении с помощью цифр. Напоминает правописание большой буквы.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

5. Зарядка

(На пространственную ориентировку в собственном теле.)

Логопед: 

А сейчас все по порядку (встали руки на пояс
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.

Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.

6. Игра “Волшебные комочки”

(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)

Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.

Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.

7. “Раздели слова на слоги и подними нужную цифру”

(Чтение слов, синтез слов различного звуко-слогового состава из 2, 3, 4 слогов с использованием цифр.)

Логопед: Дети, перед вами несколько слов, прочтите их.

Дети: Читают слова (МОРЕ, МАЛИНА, ЗАНОЗА,ЧЕРЕПАХА).

Логопед: Поднимите цифру соответствующую количеству слогов в слове “МОРЕ” (и так дети определяют количество слогов во всех предложенных словах).

Дети: Выполняют задания индивидуально каждый.

8. Игра “Волшебники”

(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).

Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?

Дети: Да….

Логопед: Тогда берите цветную губку и водичку. Обыкновенная вода на волшебных карточках превратится в яркие краски, и получатся удивительные картинки из азбуки.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Желает детям чудесных превращений.

Дети: Оживили картинки из азбуки.

Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?

Ребенок 1 Получился АРБУЗ

Логопед: Какой первый звук в слове АРБУЗ? Какой последний звук слышится в этом слове”.

Логопед: А какой АРБУЗ?

Ребенок 2: Придумывает как можно больше прилагательных (красный, спелый, сочный, полосатый, вкусный и т.д.).

Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.

9. Итог занятия

Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!