СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое мероприятие для родителей "Ваш ребёнок - первоклассник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие для родителей "Ваш ребёнок - первоклассник"»

Цели:

- познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников;

- проанализировать своё отношение к этой проблеме;

- объединить усилия школы и семьи по «снятию» адапта­ционных проблем ребенка-первоклассника.

- создать совместно с родителями модель совместной полезной деятельности;

- научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Задачи:

  1. Изучить механизмы адаптации первоклассника в новых для них условиях.

  2. Проанализировать результаты диагностики учащихся и выявить про­тиворечия и проблемы.

  3. Овладеть приемами поддержки ребенка, принимающего но­вую социальную роль.

Форма проведения: педагогическая лаборатория.

Подготовка:

  1. Изучение мотивации учения и адаптации ребенка к школе:

  • Тест-рисунок для первоклассника: «Что мне нравится в школе?».

  1. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формиро­вания актуального содержания встречи.

  2. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей.

  • Советы родителям первоклассника (приложение 1).

  • Памятка родителям от ребенка (приложение 2).

  1. Подготовка информационного пакета для родителей.

Оборудование: приглашение родителям, памятки, плакат «Дерево проблем», листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные, листы бумаги А3, А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, плакаты с цитатами.

Приглашенные: педагог-психолог школы, социальный педагог.



Ход мероприятия

- Здравствуйте, уважаемые родители, гости. Сегодня я предлагаю вам стать участниками педагогической лаборатории «Адаптация первоклассника к школе».

Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс. Как изменилась его жизнь, что появилось нового, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути? Вот об этом сегодня пойдет речь в нашей педагогической лаборатории, в ходе которой мы сможем определить ваше место в жизни ребенка в этот сложный и ответственный период, найти пути решения ряда возникающих проблем в период адаптации первоклассников к школе.

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 17-и детям даются одинаковые задания, результат которых потом оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адап­тировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но сначала - о самом понятии «школьная адаптация». Слово педагогу-психологу.

Педагог-психолог:

- Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обу­чением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую соци­альную общность - школу - входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. Обобщенную картину школьной дезадаптации (по Р. Овчаровой) я представил в таблице, которую предлагаю вашему вниманию. (Приложение 3)

- Мы еще вернемся к этой таблице в конце нашей встречи и поработаем с ней, а сейчас я прошу вас, уважаемые родите­ли, провести несколько экспериментов в нашей лаборатории.

Эксперимент 1. «Хлопок».

- Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем “делать хлопок” в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Их успехи – это мои успехи. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.

Эксперимент 2: «Все мы разные – и в этом наше богатство».

- На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами нарисуем солнышко с 7 лучами. (Родители рисуют солнышко на бумаге А4). Скажите, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых солнышка? (Нет.) А почему? (Высказывают мнения.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.

Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое. Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках. Слово социальному педагогу.

Социальный педагог:

- Позвольте проанализи­ровать результаты опроса ваших детей по оценке уровня школьной мотивации, являющейся важнейшей предпосылкой школьной адап­тации (социальный педагог комментирует в целом результаты анкетирования учащихся класса и каждому родителю дает краткое резюме по их ребенку). Ниже приводится текст методик по изучению мотивации учения первоклассника.

Выполнение рисунков на тему «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завы­шенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свой­ственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной те­ме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотива­ции, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибута­ми свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным от­ношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Эксперимент 3: «Дерево проблем».

- Для дальнейшей работы разделимся на три группы. Я попрошу выйти к доске трех человек, которые считают, что хорошо знают все школьные проблемы своего ребенка. Сейчас каждый из вас выберет себе по одному человеку, с которым ему хотелось бы работать, теперь еще по одному, потом еще и т.д. В этом составе вы будете работать на протяжении всего собрания. Прошу сесть за столы по своим группам.

Итак, перед нами дерево, но не просто дерево – это “Дерево проблем”, которые мешают ребенку как можно быстрее привыкнуть к школьной жизни и принять ее правила. И, конечно же, это волнует и вас, как родителей, и меня, как учителя. У вас на столах листы бумаги и ручки. Составьте список проблем, которые могут возникнуть у ребенка в начале школьного обучения. Сообщите о результатах своей работы (выступления групп).

Теперь попробуем эти проблемы систематизировать. Распределите их по группам и запишите на кленовых листочках соответствующего цвета. Прикрепите листочки к “Дереву проблем” (каждая группа приклеивает листочки с проблемами на дерево).

А теперь посмотрим на наше дерево. Итак, как мы видим: если у ребенка достаточно развита познавательная сфера, то есть устойчивое внимание, хорошая память, мышление; если дома у него четко выстроен режим дня, время выполнения домашнего задания – то проблем с учебой у него будет меньше. Эти показатели и являются фундаментом успешной учебной деятельности.

Эксперимент 4: «Школа без проблем».

- Как укрепить этот фундамент, мы с вами попробуем выяснить. Участники каждой группы становятся жителями волшебной страны под названием «Школа без проблем», где построены рядом три города, с одной стороны, очень близких друг другу, а с другой – отличающихся друг от друга. Поскольку страна называется «Школа без проблем», значит, вам повезло: у вас нет всех этих проблем, о которых мы говорили.

  • 1-й город: жители не испытывают недостатка в познавательной сфере;

  • 2-й город: жители научились жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться;

  • 3-й город: жители умеют так организовать выполнение домашнего задания, что делают это быстро и правильно.

- Вам необходимо придумать название вашего города, записать его, а также нарисовать на листе, как он выглядит. Можно использовать различные символы.

(Презентации групп)

Практическая работа № 1.

- Что нам нужно сделать, чтобы быть похожими на представителей вашего города? Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам на столах есть папки с методической литературой. Представьте полученный результат (выступления родителей).

Давайте обменяемся мнениями по вопросу воспитания наших детей. Как вам удается поддержать первоклассников в их желании добиться успеха?

Практическая работа № 2. «Копилка школьных успехов».

Педагог-психолог:

- Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это – «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, ракушек.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите своего ребенка приятным сюрпризом и... верните ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Но при этом!

1. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха. Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.

3. Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребенок не понимает чужую речь. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.

4. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте учителя.

5. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребенка, которая определяет режим дня. В соответствии с особенностями ребенка нужно планировать домашний учебный труд.

6. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой.

7. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Успехи ребенка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради.

Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

- А теперь, уважаемые родители, снова обратимся к таблице «Проявления школьной дезадаптации», которая лежит пе­ред каждым из вас. Представьте, пожалуйста, в графе 3 свое видение роли родителей в «снятии» ее причин. (Родители выборочно озвучи­вают варианты). (Приложение 3)

Итог.

- Итак. Как вам жилось в сказочной стране без школьных проблем? Теоретически у вас все получилось. Теперь наша задача – попробовать создать у себя такую страну, чтобы вашим детям жилось в ней без проблем. Думается, что наша педагогическая лаборатория вам поможет. Нужно только постараться.

Спасибо вам за огромную методическую работу, которую вы сейчас провели.

Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами классиков педагогики (прочитать цитаты на доске).

Плакаты с цитатами

«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко).

«Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог». (В.А. Сухомлинский.)

«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». (А.С. Грибоедов “Горе от ума”.)

«Дети – зеркало нравственной жизни родителей». (В.А. Сухомлинский.)

Я надеюсь, что мы с вами сегодня продуктивно поработали. Еще с нашей первой встречи я каждый день чувствую вашу поддержку, спасибо вам за это. Надеюсь на дальнейшее наше сотрудничество. Успехов всем нам в обучении и воспитании детей!

Пусть наши дети будут всегда здоровы, счастливы и успешны!






















Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? – М., 1986.

  2. А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., исправ. и допол. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с., с.106.

  3. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008. – 112 с. – (Занковское пространство; Вып.3).

  4. Дошкольник становится школьником. В.Д. Еремеева, с.18–27. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).

  5. О.В.Хмельницкая, И.Л. Меняйло. Родительское собрание. Особенности и трудности периода адаптации к школе у первоклассников, с.82–91. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).

  6. С.Г. Ананьева, С.А. Шахматова. Материалы к родительскому собранию “Семья и школа: коллеги и партнеры”, с. 60–63.