ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»
ПОДПРОЕКТ «ЭКОПОЛЯНА КУСТУКЧААНЫ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
«В ГОСТИ К ОСЕННЕМУ ЛЕСУ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №12 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Воспитатель: Надежда Гаврильевна Васильева,
педагог 1 квалификационной категории
Цель проекта: углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период времени в лесу, дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям.
- Поддерживать интерес к познанию природы родного края.
- Развивать познавательную активность детей, мышление, коммуникативные навыки.
- Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.
- Закрепить правила поведения в лесу.
- Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья).
- Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.
- Обогатить словарный запас детей названиями ягод, грибов, птиц и животных.
Материал и оборудование:
1. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу»;
2. Картинки с изображением ягод, грибов, птиц, зверей;
3. Аудиозапись …из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса»;
4. Дидактическая игра «Что лишнее?»
5. Тематические слайдовые презентации, подготовленные родителями с детьми
Методы: игровой, словесно - логический, наглядный, частично-поисковый, самостоятельный.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.); работа с календарём природы; рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему; рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов; беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»; чтение произведений и разучивание стихотворений об осени; беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме; беседы о перелётных и зимующих птицах; беседы о лесе, правилах поведения в нём; работа с родителями (оформление слайдовых презентаций, беседы).
ХОД:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся…
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает?
Предполагаемые ответы детей: осенью…
-Сейчас время года – осень…
(Слайды с изображением осеннего леса…)
Чтение стихотворения: «Золотая осень»
Костя, Маша:
Мы по улицам идем-
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно во дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут красные качаются.
Эля, София:
Кружит последний желтый лист
И землю укрывает.
А город скоро станет чист-
Все ветер подметает.
Ведь в гости осень к нам идет,
за ней- зима седая.
Дожди и холод нам несет,
Но так всегда бывает!
Пусть дождь идет и ветра свист-
Закутался прохожий!
Кружит последний желтый лист,
На золото похожий…
Воспитатель: - Ребята, а какие признаки осени вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, начался листопад, не слышно пение птиц.
Воспитатель: -Ребята, давайте послушаем звуки осеннего леса…
(Звучит аудиозапись «Голоса леса»)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад
Ну конечно…
(Листопад)
(Показ слайдов про листопад)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите. Как красиво! Что Вы видите?
Предполагаемые ответы детей: - Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные…
Воспитатель: - А что это такое листопад?
Предполагаемые ответы детей: Осенью становится холодно, поэтому листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!
(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите – письмо! А кому же его отправили?
Детский сад №26 «Кустук», ребятам подготовительной к школе группы «Золотой ключик». Адрес отправителя: Лес, от зверей и птиц.
- Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей и птиц)
- Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?
Предполагаемые ответы детей: Заготавливают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.
Воспитатель: - Давайте послушаем Серёжу и Элю, которые со своими родителями подготовили нам рассказ о жизни обитателей леса.
(Мини - проекты детей и родителей о жизни обитателей леса
в форме слайдовых презентаций:
Сережи Борисова про жизнь медведя осенью и Эли Якоби про белку)
Воспитатель: - А чем питаются жители лесного дома: птицы и звери?
Предполагаемые ответы детей: - Грибы, деревья, ягоды, цветы.
Воспитатель: - А что же хочет рассказать нам Настя Борисова?
(Презентация Насти Борисовой про ягоды и грибы)
Воспитатель: - А вы знаете, без чего не было бы леса?
Предполагаемые ответы детей: - Без деревьев.
Воспитатель: - Почему Вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей: - Деревья – это основа леса. Они делают воздух чище, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель: - Люди - гости леса, они не должны мешать лесным обитателям разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес - приятное место для отдыха, прогулок.
Воспитатель: - А кто - нибудь из Вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками
«Что нельзя делать в лесу»)
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр, (потушить, если разожгли).
Воспитатель: - Если взрослые разжигают костер, надо проследить, чтобы, отъезжая не забыли потушить его. Ведь огонь особенно опасен летом, когда сухая и жаркая погода и одна искра может привести к страшному лесному пожару.
- Выезжая в лес, на природу на отдых, берите с собой пакет (мешок) для мусора и складывайте туда весь ваш мусор, заберите с собой и выбросите в специальный контейнер в городе. Никогда не оставляйте после себя мусор в лесу мусор, проследите, чтобы и другие также не мусорили.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу
(Физкультминутка)
Стая птиц летят на юг,
Небо синее вокруг
(дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилететь, надо нам быстрей лететь.
(дети машут крыльями интенсивнее)
Птички начали спускаться,
на поляну все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть
(дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много
(дети встают и машут «крыльями»
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора!
(дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Каких птиц Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: - Дятел, кукушка, снегирь, трясогузка, ласточка…
Воспитатель: - Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
Предполагаемые ответы детей: - Нет, некоторые улетают на юг.
Воспитатель: - Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
Предполагаемые ответы детей: - Перелётные птицы.
Воспитатель: - А почему они улетают?
Предполагаемые ответы детей: - Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает. А в морозную зиму без корма они могут погибнуть.
Воспитатель: - Каких перелётных птиц Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: - Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки…
А о птицах нам расскажет Оксана Наумова.
(Презентация Оксаны Наумовой о перелетных и зимующих птицах)
Воспитатель: - Ребята, значит, как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Предполагаемые ответы детей: - Зимующие птицы.
Воспитатель: - Каких зимующих птиц Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: - Воробьи, синицы, снегири…
Воспитатель: - Чем питаются зимующие птицы?
Предполагаемые ответы детей: - Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которыми их подкармливают люди.
Воспитатель: - Как нужно заботиться о зимующих птицах?
Предполагаемые ответы детей: - Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.
(Дидактическая игра «Что лишнее?»)
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Что лишнее?»
Дети делятся на три подгруппы:
«Животные» (на карточке хищники и травоядное животное)
«Птицы» ( на карточке перелетные и зимующая птицы)
«Растения» (на карточке грибы, ягоды). Общий анализ игры.
Воспитатель: - А с какой целью человек ходит в лес?
Предполагаемые ответы детей: - Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.
Воспитатель: - Почему говорят, «Лес – наше богатство»?
Предполагаемые ответы детей: Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты, здоровье людей.
Лес – родной дом для растений и животных.
Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
(Песня «Осень в лесу»)
Литература:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. — 159 с.
2. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. — М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 176 с. - (В помощь воспитателю).
3. Бобылёва Л. «Береги природу!» Беседы со старшими дошкольниками. Журнал Дошкольное воспитание № 7-2002.
4. Кощеева Е. Л., Хамидуллина Л. А., Прохорова В.В. Путешествия в мир природы: Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. — М.: АРКТИ, 2009. - 96 с. (Готовимся к школе).
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152 с.: цв. вкл.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв.вкл.