СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое мероприятие "Работа со словом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводилось на неделе русского языка

Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие "Работа со словом"»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку

«Работа со словом».4 класс

Ход мероприятия:

(Столы в классе расположены для групповой работы. Класс разбит на 4 группы.)

Учитель.Вот уже третий год мы с вами работаем в проекте «Словари 21века».Многое вы узнали о словарях за эти 3 года, многое узнали о словах, о русском языке.

-Скажите, а почему мы так много внимания уделяем этой теме?

- Действительно, русский язык один из богатейших языков мира. Недаром К.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!» Сегодня мы постараемся доказать слова классика на деле.(презентация)

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев . Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку».

- Назовите эти «кирпичики», эти значимые части слова.

(Дети называют части слова – корень, приставку, суффикс, окончание)

1) Составьте слова из предложенных частей (части слов напечатаны на карточках и лежат в 4 конвертах для каждой команды). Это могут быть прилагательные, глаголы и существительные. Предупреждаем, что должно меняться слово, а не его форма.

Приставки: пере-, за-, про-.

Корень: -бег-

Суффиксы: -ок-, -ун-, -л-, -а-

Окончание: -ый, -а, -у, нулевое

Возможные варианты слов:

Перебегал(а), забегал(а), пробегал(а), бегу или бегал(а)-

бегун, бегунок, забег, пробег, беглый.

2)Шарады. Пока жюри подводит итоги , мы разгадаем шарады.( В жюри могут быть приглашены родители)

Что это такое, вы сейчас сами объясните . А поможет вам ваш универсальный словарик. Отправляйтесь в оглавление. Ждём первого, кто найдёт объяснение. (читают)

«Универсальный словарь школьника 21 века». Стр.118

Шарады на слайдах. Читает ведущий, команда отгадывает. Если члены другой команды догадались, то поднять руку. В случае, если не ответит та команда, которой адресован вопрос, можно заработать балл. (Выбор шарад на усмотрение учителя)

3).Чудесные слова. Слово таит в себе много загадочного – это и смысл, и особые признаки.

А вот вам пример, когда слово не имеет смысла, а признаки его как части речи остались. И по этим признакам вы легко определите, какими частями речи являются выделенные слова в стихотворении.

Варкалось. Хливкие шорьки

пырялись по наве.

И хрюкатали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(презентация) Команды пишут на листочках.

4). Иностранные слова

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.

Правит ими государь…
По прозванию Словарь.

Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря.

Как и русский народ, русский язык очень гостеприимный, поэтому в нём много слов пришедших к нам из иностранных языков.

-Найдите в универсальных словариках 2 слова иностранного происхождения. Вспомните, как узнать о происхождении слова из словарной статьи . Вам помогут условные знаки. (В словарной статье стоит синий значок И) .

Слова ищут все члены команды, но записывает и зачитывает толкование капитан. По одному слову следующей команде .Жюри учтёт грамотность написания. Даём 2 минуты.

А наши, исконно русские слова? Неужели можно про них забыть?

Простые, знакомые. А иной раз вдруг мы видим их как бы с другой стороны.

Делают с ними это чудо – фразеологизмы, устойчивые словосочетания.

Вспомним некоторые из них .Дополни фразеологизм и объясни значение.(коллективно командам по 2 фразы не оценивая)

Совать нос… Не успел глазом…. Как сквозь….. Набрать в рот…. Яблоку негде…. Выйти сухим….Пальчики….Бросать деньги….

5.Договорите фразу. (Каждой команде по 1 стихотворению)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой... (не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу)



Мы исходили городок

Буквально вдоль и... (поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле... (волочили ноги)



Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ... (кто по дрова)

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши...(вянут)

Пока жюри оценивает работу, проведём физкультминутку.

-Физминутка

Покажите часть тела

1) Его задирают, зазнаваясь.
2) Не цветы, а вянут.
3) Ими машут, как мельница.
4) Он длинный и без костей.
5) Ими щелкают от голода.
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.
8) С них сбиваются, когда что-то ищут.



6. Послушайте небольшой рассказ Незнайки и попробуйте выписать из него как можно больше фразеологизмов и устойчивых словосочетаний.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Выписывают на листки все члены команды, потом отбирают нужное.

6)Составь верно фразеологизм.

Словосочетания заблудились. Верни их на место.

( В конвертах полоски с предложениями. На столах ножницы, клей, лист А4)

У каждой команды по 6 полосок.

Подсказка – разрезать карточки надо после слова КАК, затем составить верный фразеологизм. Наклейте их на лист. Сдайте жюри. Время – 3мин.



Дождь лил как снег на голову.

Дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал все переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он всегда врёт как по маслу.

Во дворе Димка был как свои пять пальцев.

ПОКА ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ –

7) Капитаны впереди.

На листке транскрипции слов. Но ведь вы знаете о чудесах нашего языка. Слова могут звучать одинаково, но пишутся часто по-разному. Обозначают разные понятия и даже являются разными частями речи. Итак, капитаны должны догадаться, сколько слов здесь написано.

[плач’] [грип] [п’эч’] [ прут] ------8 слов

Плач – сущ., плачь – глаг., грипп – болезнь, гриб – в лесу, печь – сущ., печь – глаг., прут –из дерева, пруд –водоём.

Подведение итогов жюри.





Вернёмся к словам Паустовского.

Убедились ли вы в правоте его слов?

А теперь оценим свою работу.

И помогут нам в этом снова фразеологизмы.

Слайд в презентации.

Дорогой друг! Ты сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Ты заслужил первое место, поэтому я решила наградить тебя ценными подарками. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.



Объявление победителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!