«Толерантность – дорога к миру»
Разработка Краснянсковой И.И.,
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска
Цель:
- укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идеи альтруизма и уважения к другим, признание множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах;
- воспитание в духе открытости, понимания, принятия других народов и их культур;
- профилактика конфликтов, агрессивности и экстремизма среди учащихся.
Время: 1 час.
Материалы и оборудование: географическая карта, флажки-магниты, тест (прил. 1), набор карточек (прил. 2.), клубок ниток, презентация, муз.сопровождение
Ход мероприятия:
Вступительная беседа
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но!!! В наши дни очень много людей — мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов, жертвами насилия.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь. В последние годы в подростковой молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются преследованиям.
В последнее время все чаще говорят о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но только говорить о проблеме недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Внимание на экран (презентация)
Одноклассники обидели Оксану. Оксана - девочка из бедной семьи.
Оксана стала смеяться над Димой. Дима - не очень сильный мальчик.
Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки.
Олег пошел работать в милицию. Однажды он без причины арестовал Сашу.
Саша не взял на работу Гию. Гия - грузин.
Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа - блондинка.
Парень Наташи издевается над Толиком. Толик - гомосексуалист.
Толик не хочет помогать Славе. Слава - инвалид.
Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает свою злость на Али из общежития. Али - палестинец.
Али воюет против Моше. Моше - Израильтянин. Анекдоты Моше обижают Алену. Алена - русская.
Петя - друг Алены, он служит в Российской армии и часто бьет Володю. Володя - из деревни.
Володя убивает мать Расула. Расул - чеченец.
Расул берет одноклассников Оксаны в заложники............
ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТАК.
Быть толерантным - значит быть внимательным к другим людям и не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех бедах обвинять окружающих.
Психологи обнаружили, сто у толерантной личности больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека у которого «Я-идеальное » и «Я-реальное» практически совпадают.)
Толерантные люди лучше знают себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для развития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для своих друзей.
А сейчас я предлагаю тест на проверку толерантности у каждого из вас.
Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь. (Приложение 1.)
Игра «Домино».
Цели:
- создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе;
- позволить участникам открыто говорить о себе;
- показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи.
Необходимое время: 7-10 минут.
Первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - например: «С одной стороны, я упрям, с другой стороны – я люблю мороженое». Другой участник, который либо тоже упрям, либо тоже любит мороженое, подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны, у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.
Обсуждение:
- что вы чувствовали, пока ждали, когда к вам кто-нибудь "прицепится"?
- старались ли называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему?
-Трудно ли было выполнить задание?
Упражнение «Карта нетерпимости»
Цели:
— показать, насколько широко распространена интолерантность в мире и как она опасна;
— стимулировать у старшеклассников заинтересованность в поисках путей выхода из глобальных конфликтов.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: карта мира и флажки.
Процедура проведения. Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты (Чечня, Югославия, Афганистан, Южная Осетия и тд.) и обозначают их на карте с помощью флажков.
Обсуждение:
- Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам?
- Каковы основные причины конфликтов?
- Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»?
Упражнение «Войди в роль беженца»
Цель:
— развитие у старшеклассников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: набор карточек (Приложение 2.).
Проведение:
- Вынужденные мигранты — переселенцы и беженцы — в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.
Ведущий предлагает участникам карточки, с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5 минут).
Обсуждение:
— Насколько трудно было войти в роль беженца?
— Какие чувства Вы испытали, оказавшись в роли беженца?
— Какими способами местное население может поддержать беженцев?
Упражнение «Паутина предрассудков»
Цели:
- показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;
- дать старшеклассникам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Время: 15 минут.
Материалы: клубок ниток.
Проведение:
- Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишённым права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках.
- Назовите какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек, анекдотов (чукчи, цыгане, евреи, армяне и др.)
(предлагаю кому-то из учащихся сыграть роль выбранного народа)
-А ваша задача (обращаясь к другим учащимся) вспомнить и назвать отрицательные стереотипы и предрассудки, анекдоты или бытующие негативные представления о выбранной нами национальности.
(после каждого высказывания обматываю участника представляющего «народ», ниткой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.)
Обращаюсь к «народу»: Что ты сейчас чувствуешь? Расскажи о своём состоянии.
Вопросы участникам: А вы бы хотели оказаться в роли такого «народа»? Какие у вас возникли чувства? Возникло ли у вас желание распутать «паутину»? Для этого нам необходимо вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему.
(участники высказываются, «паутина» постепенно распутывается)
Рефлексия всего занятия:
- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
- Какие группы людей, по вашему мнению особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?
- Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?
- Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих отношение со стороны окружающих?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
- Что показалось вам наиболее интересным, полезным, неожиданным?
Заключительное слово:
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если, мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Приложение 1.
Тест определения личностной толерантности
1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:
б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а) да;
б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:
а) да;
б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?
а) вам всегда это трудно сделать;
б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
а) да;
б) нет;
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;
б) вы рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.
Результаты:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. Часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Приложение 2.
Ситуации из жизни беженцев
Ситуация 1. Ты— мальчик 12 лет из Чечни. Несколько месяцев назад ты со своими родителями бежал из Чечни в Центральную Россию. Ты очень хочешь учиться, но тебя не принимают в местную школу, потому что у твоих родителей нет прописки. Можешь ли ты что-нибудь изменить?
Ситуация 2. Ты — девочка, тебе 15 лет, твои родители беженцы из Грузии. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что твое поведение и твоя внешность отличают тебя от других? Какие чувства ты испытываешь по отношению к местным сверстникам?
Ситуация 3. Ты— сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живете всей семьей в Москве. Твои родители — образованные люди, но у них нет законного права работать в России и они плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после ее окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своем будущем?
Ситуация 4. Ты — маленькая девочка. Из-за военных действий ты со своей семьей вынуждена срочно бежать из своего дома. Родители могут взять с собой только самое необходимое. Все твои любимые вещи, игрушки придется оставить. Что бы тебе хотелось забрать и что ты сможешь взять с собой?
Ситуация 5. Твои родители — русские вынужденные переселенцы из Казахстана. Твоя семья уже несколько лет живет в России. Ты учишься в школе, у тебя есть друзья среди местных сверстников, но твои родители никак не могут привыкнуть к жизни на новом месте. Почему твоя мама все время грустит? О чем она вспоминает? Что не нравится здесь твоим родителям?