Открытое родительское собрание с детьми. Разговор о важном на тему
«Время выбрало нас!
Особенности организации учебного процесса
с обучающимися 9 класса
и роль родителей в этом процессе»
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке обучающихся к экзаменационному периоду и проведению основного государственного экзамена (ОГЭ); развитие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам в форме педагогического кафе.
Ход собрания.
Выбирая тему для собрания, я ненадолго задумалась над тем, как объединить все насущное для нас: девятиклассников, родителей, предметников, администрации. Мысль пришла быстро – «Время выбрало нас!». Накануне с коллегой мы обсуждали метапредметную конференцию, и одним из предложенных заданий для педагогов было разработать внеурочное занятие на эту тему. А мне подумалось, почему бы не расширить формат до детей и родителей.
«Время выбрало нас!» Сколько стоит за этими словами!
Как можно охарактеризовать то время, в котором живем МЫ? На этот вопрос хочется ответить стихотворением Вероники Фабиан 1
Мы живём в непростое время. Исчезает привычный мир. Для души это тяжкое время. Что с собой мы сейчас творим? Укрепимся мы духом или Зло погубит сегодня нас? Растворив нас в космической пыли, И наступит всем судный час? На кону стоит жизнь потомков, Будет дальше цвести земля? Будет слышен на ней смех громкий, Или смертью задышат поля? | Мы живём в непростое время. Выбор делает каждый из нас. Мир несёт непосильное бремя. Но надежда, что Свет не угас, Всё ж жива в человеческих душах. Разум наш одолеет тьму. Человек, своё сердце слушай! Доверяйся ему одному! |
Вот такое время выбрало вас, ребята, чтобы определить свой путь, и нас, взрослых, чтобы помочь вам сделать правильный выбор, чтобы зажечь в ваших душах огонек добра, любви, веры и надежды.
Сегодня в собрании принимают участие: девятиклассники, их родители, директор школы, заместитель директора по УВР, отец Владимир (протоиерей Свято-Сергиевского женского монастыря), матушка Сергия (игумения монастыря), учителя-предметники, с которыми мы встретимся чуть позже в педагогическом кафе.
На повестку дня выносятся вопросы:
О проведении государственной итоговой аттестации, в том числе в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2022-2023 учебном году.
(выступление Николаевой С.В., Кашириной Н.А.)
Родители и дети: навстречу и вместе. (беседа с отцом Владимиром и матушкой Сергией, советы психолога)
Рекомендации и индивидуальные консультации педагогов-предметников по подготовке к выпускным экзаменам (педагогическое кафе)
- Слово предоставляется директору школы
( директор приветствует участников собрания, рассказывает об эпидобстановке, сдаче экзаменов в 2022-2023 уч.г.)
- Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода, разобрав основные этапы подготовки и организационные моменты. О них вам расскажет заместитель директора по УВР Каширина Н.А.
(КаширинаН.А. освещает организационные вопросы ОГЭ)
- Прежде чем перейти к следующему вопросу, проведем небольшой интерактив, который называется «Совпадения»
(детям и родителям задаются одинаковые вопросы, ответы пишут на разных досках; после этого делается вывод о том, знает ли родитель своего ребенка, чувствует ли его эмоциональное состояние, понимает ли его проблемы)
- Хорошо, когда родители и дети понимают, уважают, чувствуют друг друга. Не зря говорят в народе: «Когда в семье мир да лад, то не надобен и клад», «Дерево держится корнями, а человек семьей». Время выбрало вас, дорогие родители, чтобы вы передали своим детям все самое лучшее и ценное. Но не все ценное измеряется материальными благами, есть и духовное наследство. И я с удовольствием предоставляю слово отцу Владимиру (беседа о родительской любви и сыновнем долге)
- В пору подготовки к экзаменам без поддержки семьи очень сложно обойтись. Как все усвоить и подойти к экзаменам без страха? Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов. Главным из них являются не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов. Назовем основные:
усидчивость;
развитие у школьника собственно интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т. д.);
контроль со стороны взрослых (родителей и учителей) на уроке и дома.
Предлагаю попробовать разобраться в причинах трудного освоения школьной программы.
(Проводится интерактив «Дерево трудностей». Дети и родители выбирают из предложенных причин затруднения, которые с их точки зрения мешают успешно усвоить нужные знания)
Таким образом, успешная сдача экзаменов возможна только тогда, когда эффективно работает система «семья – ученик – школа».
А теперь настало время отправиться в педагогическое кафе, чтобы получить индивидуальные консультации, рекомендации учителей-предметников и психолога. Получите именные пригласительные билеты с вашим личным педагогическим меню.
- И в завершение нашей сегодняшней встречи в такой необычной обстановке нужно подвести итоги и принять решение собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки обучающихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания девятиклассников.
3. Верить всем в свои силы, не поддаваться волнениям и панике.
4. Ребятам собрать волю в кулак и идти к своим целям.
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.
Приложение 1
Интерактив «Совпадения»
Ответы пишутся заранее на разных досках.
Вопросы для оценки уровня взаимопонимания между родителями и детьми:
(Вопросы читаются для детей и родителей. Каждый выбирает свой ответ. Сравниваются результаты).
1. Вам нравится в школе?(Вашему ребенку нравится в школе?)
не очень нравится не нравится
2. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ваш ребенок пошел бы в школу или остался дома? )
не знаю остался бы дома пошел бы в школу
3. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (Ваш ребенок хотел бы, чтобы ему не задавали домашних заданий?)
хотел бы не хотел бы не знаю
4. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Ваш ребенок часто рассказывает вам о школе?)
Часто редко не рассказываю
5.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя? (Ваш ребенок хотел бы, чтобы у него были менее строгие учителя?)
точно не знаю хотел бы не хотел бы
6. Тебе нравятся твои одноклассники? (Вашему ребенку нравятся его одноклассники?)
Нравятся не очень не нравятся
Приложение 2
Интерактив «Дерево трудностей»
Отвлекающие факторы | Отсутствие интереса к учёбе. | Отсутствие мотивации к учебной деятельности |
Пробелы в ранее усвоенных знаниях | Неумение организо- вать свою домашнюю работу | Недостаточное умение учиться. |
Проблемы с развитием внимания и памяти. | Личные проблемы | Частые болезни |
Приложение 3
Памятки
Некоторые закономерности запоминания
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
Чередование умственного и физического труда.
Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)
Памятка для родителей
Установить контакт с ребенком.
Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
Иметь четкий распорядок дня.
Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
Сделать период включения в работу минимально коротким.
Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Памятка по продуктам питания
Продукты, которые помогут улучшить память:
Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге.
Совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно съедать половину плода в день.
Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание: Креветки - деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабеть. Достаточно 100 г в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жарения).
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Рекомендуется съедать от половины луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (экзамен). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Продукты, которые помогут достичь творческого озарения:
Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом, что способствует развитию творческого мышления.
Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.
Биостимуляторы интеллекта: К ним относятся такие природные средства как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис. Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно – с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них) – по рекомендации врача. Специально отметим: чтобы не было привыкания – никаких синтетических (искусственных) стимуляторов и только – чай и кофе!
Успокаивающие. Рекомендуются только природные растительные успокаивающие! Утром перед экзаменом принимать только биостимуляторы, а успокаивающие – нет.
Приложение 4
Меню для каждой семьи. Очередность приема учителя-предметника у всех под своим номером.
Педагогическое меню | № п/п | |
СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ | | |
Агафонова Е.С. | 1 | |
Морозкина Н.Н. | 2 | |
Горшенина Т.В. | 3 | |
Николаева С.В. | 4 | |
Горбунова О.В. | 5 | |
Кривова Т.В. | 6 | |
Жедунов Н.М. | 7 | |
Горбунова Н.Е. | 8 | |
Краснова С.А.(психолог) | 9 | |
1 (https://poembook.ru/poem/2824639-my-zhivyom-v-neprostoe-vremya )