СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое внеклассное мероприятие "Школы правильного поведения" Ежели вы вежливы..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие напрвлено на формирование у детей представлений о доброте и вежливости, как о важнейших человеческих качествах в игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное мероприятие "Школы правильного поведения" Ежели вы вежливы..."»

Открытое внеклассное мероприятие по культуре поведения

«Школа правильного поведения».

Тема: «Ежели вы вежливы».



Цели:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению детей с понятием «этикет» и закреплению понятий «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов.

Формировать представление детей о доброте и вежливости, как о важнейших человеческих качествах; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания, воображения, речевой активности, коммуникативных навыков, расширению их кругозора; развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы.


Способствовать формированию у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной.


Способствовать воспитанию культуры общения, формированию уважительного и доброжелательного отношения к людям.




Оборудование: проектор, презентация « О вежливости», плакаты и рисунки о правилах поведения, аудиозаписи песен «Улыбка», «Дорогою добра», «Если добрый ты», мультфильм «Лунтик», «сердечки», клубок ниток, «тучки и солнышки»



Высказывания о вежливости:

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.-Ж.Руссо.

«Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости» В.Ключевский.

Забота человека о своем внешнем виде входит в понятие культуры»

«Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть».



1 Ведущий
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»? 
За всё, что делают для нас. 
И мы припомнить не смогли бы, 
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» 
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти 
Услышать каждый очень рад, 
Добреют взрослые и дети 
И улыбнуться вам спешат.

2 Ведущий.

Здравствуйте, ребята и уважаемые педагоги!

Мы рады видеть вас в нашей «Школе правильного поведения».

Я уверена, вы согласитесь со мной в том, что нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определенные неудобства, общаясь с людьми невежественными, т.е. невоспитанными. И это понятно. Человек своим поведение и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

1 Ведущий.

Основные правила поведения в обществе людей называют «этикетом». Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика 14. Эти «этикетки» содержали некоторые обязательные правила поведения на приеме.







2 Ведущий.

Что такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение в общественном месте и поведение за столом, вкус к одежде являются своеобразной «этикеткой» человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.

1 Ведущий.

Воспитанность, хорошие манеры ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и многим другим девочкам и мальчикам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно.

Чтец. Что такое этикет?

Это – можно,

Это – нет…

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике –

У людей на языке.

Чтец. Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

(А.Степанов «Что такое этикет?»)

2 Ведущий.

Сегодня в нашей Школе правильного поведения будут учиться культуре поведения и этикету 2 команды.

  1. Представление команд (название, девиз)

  2. Кого мы называем вежливым? (Ответы команд).

1 Ведущий.

А вот как ответил на этот вопрос С.Я.Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы.»



Ученик 1: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!


2 Ведущий.


3.Конкурс «Задачи на правила уважения»


А). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?»

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие? (Ответы команд).

(1-не кричать, 2-спокойно подойти, 3-вежливо спросить: «Не смогли бы вы сказать, который час?» - т.е. обратиться в вежливой форме, соблюдая правила русского языка).


1 Ведущий.


Б). Все вы любите получать подарки. Вспомним сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Приходили к мухе блошки;

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.


- Внимание! Как бы вы стали принимать подарки и благодарить за них? Предлагаю вам 3 варианта ответов.


1Муха: Вот спасибо! Ай да блошки!

Что за чудные сапожки!

Буду век я их носить

И подруг благодарить!


2Муха: У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Эти я отдам сестре,

Что живет на той горе.


3Муха: Вот спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки!

О, какое будет горе,

Если мне они не впору…

(Обсуждаются все 3 варианта).



(Шумно входят незваные гости – Обжора, Плакса, Грязнуля, Неряха, Лежебока).


2 Ведущий.

- Кто это, ребята?

1 Ведущий.

- Какие странные гости… Вошли, не поздоровались, не представились…


Один из гостей: Ладно, щас познакомимся.


(Незваные гости представляются)


Обжора: Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем все и без разбора,

Потому что я …(Обжора).

Плакса: Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все…(Плакса).


Грязнуля: Не люблю я, братцы, мыться.

С мылом, щеткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

Вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли

Все зовут меня…(Грязнуля).

Неряха: Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно самому!

Сам не знаю, почему

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу…

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я …(Неряха).


Лежебока: Спортом я не занимаюсь,

Я никак не закаляюсь.

Бегать, прыгать нету сил.

Свет мне кажется не мил.

Я сутулый и хромой,

Я для вех уже больной.

Трудно ждать конца урока.

А зовусь я …(Лежебока).


1 Ведущий. Вот так гости! Рады вы таким гостям? Место им среди нас? (Ответы команд).


2 Ведущий. Однажды у древнего восточного мудреца спросили:

- У кого ты учился благовоспитанности?

- У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делали они.


По такому же пути пошел писатель Григорий Остер, создавший книгу «Вредные советы».


Чтец. Совет первый.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни за что не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.


Чтец. Совет второй.

Никогда не мойте руки,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою облысеет голова.

- Вы согласны с такими советами? (Ответы команд)

Конечно, эти «вредные» советы поэт дает вам для того, чтобы вы никогда так не поступали.




1 Ведущий.


4 Конкурс. «Будьте любезны». (Ответы команд).


А). Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, с добрым утром, я очень рад видеть вас).

Б). Какие слова мы произносим, прощаясь?

(До свидание, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, пока, до встречи, Будьте здоровы, всем удачи, не пощаюс.).

В). Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой?

(Прошу вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо, благодарю).

Г). Какие слова нужно говорить, когда мы извиняемся перед кем-нибудь?

(Извините, простите, прошу прощения, примите мои извинения).



5. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”


- А сейчас, ребята, давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.


Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.


2 Ведущий.


Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. В современном русском языке нет этого слова, существует только слово «невежа» , которое обозначает невоспитанность.


6. Конкурс «Вежливо – невежливо».


Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.

    1. Поздороваться при встрече… (вежливо).

    2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).

    3. Не встать, обращаясь к взрослому…(невежливо)

    4. Купить билет в трамвае…(вежливо).

    5. Помочь поднять упавшую вещь…(вежливо).

    6. Не уступить место в транспорте старшим…(невежливо).

    7. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…(вежливо).

    8. Выкрикивать с места во время урока...(невежливо).

    9. Доставать яблоки руками из компота…(невежливо).

    10. Прийти без приглашения в гости…(невежливо).



1 Ведущий.


- А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации. Каждая команда подготовила небольшие сценки. Первая команда показывает сценку, другая отвечает.

Ситуации:

Инсценировка №1

Автор: По улице шли двое прохожих. Дедушка - шестидесяти двух лет и восьмилетняя девочка . У дедушке в руках было 5 предметов! 1 портфель, 3 книжки и 1 сверток. Одна из книг упала.

Девочка: - У вас упала книга.

Дедушка: - Разве ?

Девочка: - Конечно, у вас было 3 книги, 1 свёрток и 1 портфель. Итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

Дедушка: - Я вижу , ты хорошо знаешь сложение и вычитание, ( с трудом наклоняясь, поднимает книгу) однако есть правила, которые ты ещё не усвоила.

- Какие это правила? Что должна была сделать девочка? (Ответы команд)



А теперь следующая ситуация?

Инсценировка №2

Автор: Одна девочка жаловалась возмущённо маме.

Девочка: - Во дворе мальчишка – такой невежа – зовёт меня Иркой!

Мама: - А ты как его зовёшь?

Девочка: - Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: « Эй, ты»!

- Права ли Ира, говоря, что мальчик невежа? (Ответ команд).

2 Ведущий.

Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.



Мультфильм «Лунтик» 42 серия «Невежи»

7.зз Конкурс «Сложный случай».

Случай 1. - Скажите, ребята, вы любите ходить в гости?

Скажите, когда вас пригласили в гости, то надо:

А). Приходить раньше назначенного времени.

Б). Приходить в точно назначенное время.

В). Приходить позже назначенного времени.

- Выберите правильный ответ.


1. Ведущий. Хотите узнать, что бывает с гостями, которые не приходят вовремя?

Я буду читать стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог», а вы хором подставляйте нужные слова.

Я хотел устроить бал,

И гостей к себе …(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый …(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …(не идут).

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек …(откусил),

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек …(не нашли).

-Конечно, это шуточное стихотворение. Так поступать некрасиво.

2 Ведущий.

Случай 2. -Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

А). Молча положить трубку.

Б). Извиниться и уточнить номер.

В). Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе? Положи сейчас же!»

Выберите правильный ответ.



Случай 3. -Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Как нужно поступить?



А). Предложить выпить чаю вместе с тобою.

Б). Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому

быстренько допить чай на кухне.

В). Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.

Выберите правильный ответ.


Случай 4. –Впереди идет ваша знакомая. Вы обгоняете ее и…

А).Говорите ей: «Че не здороваешься?»

Б). Здороваетесь с ней первой.

В). Отворачиваетесь и проходите мимо, будто ее не знаете.

Выберите правильный ответ.

1 Ведущий. Вежливость и доброта живут рядом.

Ученик 1:

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.


Ученик 2:

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.


Ученик3:

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.



- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться «добрыми волшебными словами». В добром слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.


2 Ведущий.

Ребята, мне хочется верить, что после сегодняшнего мероприятия в ваших сердечках добра станет намного больше, что вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Мы хотим подарить вам частичку своего добра. Будьте ко всем добрее. (Ведущие дарят всем детям сердечки).


Фрагмент мультфильма про кота Леопольда, песня «Если добрый ты…»



Тренинг «Паутина»

А сейчас я предлагаю всем разбиться на маленькие группы и поделиться друг с другом с теплом ваших сердец. ( Каждая группа получает клубок ниток и, передавая друг другу конец нитки ,плетут «паутину» добра и тепла).

- В заключении нашего мероприятия давайте, ребята, еще раз вспомним правила вежливости.


Слайд


- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.

- Старайся быть хорошим верным другом.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.


Подведение итогов конкурса и награждение команд.


Рефлексия. Ведущий .Ребята, я очень хочу увидеть с каким настроением вы уйдёте с нашего занятия. У вас на столе лежат по две картинки: солнышко и тучка. Если вам понравилось занятие и настроение у вас радостное и солнечное, то выберите солнышко, а если вы грустите , то тучку.


Заканчивается мероприятие исполнением песни Кота Леопольда.


Дождик босиком

По земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день —

Это хорошо,


А когда наоборот, плохо. 2 раза


Слышишь, как звенит

В небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты,

То всегда легко.


А когда наоборот, трудно. 2 раза


С каждым поделись

Песенкой своей.

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь

С ними веселей.


А когда наоборот, скучно.