СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с ринолалией

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие»




Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ринолалией

Логопедическое заключение: ОНР, открытая органическая ринолалия.

Тема: Автоматизация звука «А».

Коррекционно-образовательные задачи:

• формировать умение правильно произносить звук «а»;

• вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

• автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематические процессы;

• развивать внимание и память;

• развивать мелкую моторику рук.

• развивать силу голоса и интонационную выразительность речи;

• развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

• воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, фасоль, чудесный мешочек с картинками (аист, апельсин, бант, шарф, лиса, машина).

Ход урока


I. Актуализация знаний

Деятельность логопеда

Деятельность ребёнка

1. Организационный момент.

К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А» (изолированно и в словах).

ребёнок слушает, походит и садиться за стол перед зеркалом


2. Артикуляционная гимнастика

А теперь давай покажем Ане, как мы научились делать артикуляционную гимнастику. Мы это сделаем при помощи кубика. Возьми кубик и брось, какая картинка выпадет, то упражнение и сделаем.

подкидывает кубик и выполняет артикуляционное упражнение.

3. Дыхательная гимнастика

Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .

Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

выполняет упражнение

4. Автоматизация звука в изолированном виде.

Когда у нас болит горлышко, мы идём к врачу и врач нас просит широко открыть рот и сказать: «А-А-А!»

Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А – высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

произносит звук А перед зеркалом

5. Анализ артикуляции и характеристика звука

Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А» (а-а-а-а-а-а-а)

Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком.

наматывает ленточку на палец и произносит звук А

6. Работа над голосом

Давай научим Аню произносить звук «А» по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко.

- А! – со мною вместе пой,

- А! - пошире рот открой!

- А! – споем мы высоко,

- А! – споем мы низко.

- А… - как будто далеко,

- А… - мы слышим – близко.

- А, - шепнем,

- А! – крикнем звонко,

- А, - тихонько,

- А! – так громко!

Все теперь мы будем знать:

Вот как может «А» звучать!

ребёнок повторяет за логопедом

7. Развитие фонематического слуха

Давай поиграем в игру "Кто лучше слышит? Ты будешь шагать, а я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», остановись:

А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.


определяет звук на слух

8. Автоматизация звука «А» в слогах

Мы в лес пойдем,

Грибов наберем,

Аню громко позовем: (как мы позовем)

«Ау, ау, ау! »

Нас собачка услыхала,

Очень быстро подбежала.

С нами играет, очень громко лает: (как собачка лает)

«Ав-ав-ав! »

Дальше вместе мы пойдём, скоро Аню мы найдём.

Аня плачет: «Уа, уа, уа! », идите все сюда.

ребёнок повторяет за логопедом

8. Развитие фонематического восприятия

Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

определяет на слух наличие звука в словах

9. Физкультминутка

А теперь давай немного передохнем.

Прилетел к нам аист.

- Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу!

- Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Шагни правою ногой

Шагни левою ногой

Вот тогда придёшь домой!


соотносит движение с текстом

10. Знакомство с буквой А

На что похожа буква А, что она тебе напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести

ребёнок отвечает на вопросы

11. Развитие мелкой моторики

Выложи букву А из фасоли

выкладывает букву из фасоли

12. Автоматизация звука «А» в словах

Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

• Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз) .

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

• Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий. (Ананас)

Игра «Чудесный мешочек».

Доставай из мешочка картинки и называй, выделяя голосом звук «А»


внимательно слушает и отгадывает загадки

13. Итог занятия.

Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

Какое задание было для тебя самым сложным?

А какое легким?

А какое задание тебе понравилось больше всего?

Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях. Она решила остаться у тебя.




ребёнок отвечает на вопросы