СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие " Коми пач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представления  детей о коми печке в старину, закрепить традиции.

Задачи:

  1. Закрепить названия предметов обихода в коми избе (ухват,чугунок) .
  2. Закрепить о значении коми печки ,  традиций.

2. Развивать память, сообразительность,  способность детей действовать самостоятельно, координируя свои движения.

3. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик от воспоминаний о прошлом.

4.Воспитывать уважение к истокам коми   народа, его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков

5.учить передавать образ печки  через рисование

5. Воспитывать  желание помочь близким людям, окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие " Коми пач"»



НОД для детей подготовительной группы «Коми пач»

  

Автор – составитель:

Воспитатель

 МБДОУ  «Детский сад № 6»

д. Гам

Чупрова Н.П.

Цель: дать представления детей о коми печке в старину, закрепить традиции.

Задачи:

  1. Закрепить названия предметов обихода в коми избе (ухват,чугунок) .

  2. Закрепить о значении коми печки , традиций.

2. Развивать память, сообразительность,  способность детей действовать самостоятельно, координируя свои движения.

3. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик от воспоминаний о прошлом.

4.Воспитывать уважение к истокам коми народа, его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков

5.учить передавать образ печки через рисование

5. Воспитывать  желание помочь близким людям, окружающим.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с фотографиями .  Коми изба с атрибутами: печь, стол, сундук, иконы, рушник, лампадка, ухват, кочерга, чугунок;    колыбель, кукла; музыкальное сопровождение.

 (Заходим в музыкальный зал)

 В. Ребята, поздоровайтесь с гостями в нашем зале, а теперь давайте поприветствуем друг друга.

Посмотрите на окно, и скажите: «какое настроение создает погода?» Давайте улыбнемся друг другу. Я свою улыбку подарю Анфисе, А Вы кому? А теперь давайте подарим наши улыбку всем: гостям и друг другу.



(Заиграла музыка, дети садятся на стульчики, включен проектор, дети просматривают  презентацию и обсуждают)

А теперь послушайте загадку.

Быд керкаын багатыр,

Лун кежлӧ ӧтчыд куритчылӧ. (В каждой избе богатырь на день один раз курит)

Что нельзя вынести из дома?

Сегодня мы будем говорить о печке. Теперь все сядьте. Будем смотреть презентацию о . А как вы думайте, почему нужна печка в доме? А вот представьте, если печки не было дома, как жили? А какие виды печей вы знаете? (галанка,плита, пӧжасян пач). Теперь я вам покажу о коми печке. А вы смотрите внимательно и отвечайте на вопросы.



Звучит музыка.



    



(Заиграла музыка, дети садятся на стульчики, включен проектор, дети просматривают  фотографии и обсуждают)

В. (за занавесом) Я приглашаю вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили-то по православному, а житьё то было все привольное да раздольное.

(открывается занавес, появляется «русская изба», воспитатель сидит за прялкой)

В. (увидев детей) Здравствуйте, люди добрые, чады милые! Проходите, устраивайтесь поудобнее. (дети присаживаются) Догадались, куда вы попали?

Д. В коми избу.

В. Как вы догадались?

Д. Тут печка, семейный стол и тд.





В. Умницы. Гости на дворе – хозяевам радость. Посидим рядком, поговорим ладком. В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?

Д. О печи.

В. Да, о печи – помощнице моей. А чем же она мне помогает?

Д. Дом греет, еду готовили на печи, хлеб пекли.

В. Верно, а ещё за что ей почёт?

Д. Спали на ней старики и дети.

В. Молодцы, красавицы и удальцы! Пачтогыс- керкаыс, абу керка. Без печи – изба не изба. Танῑ пач дорас и кудйо менам. Абу зарни кудъяс, абу эзысь,абу чышьян, абу паськомЗдесь возле печи и закуток мой. Я храню здесь всё, что требуется мне по хозяйству. Вот сундучок непростой, а с секретом. Как вы думаете, что в нём?

Д. Конфеты, игрушки и тд.

В. Абу зарни кудъяс, абу эзысь,абу чышьян, абу паськом, а олоны сэнῑ нодкывяс. Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живут там  разные загадки. А вы любите загадки?

Д. Да.

В.. Ачыс вӧсни, вӧсни,

Сюрыс ещӧ на вӧсни. (Сам тонкий, тонкий, а рога еще тоньше.)

Д Ухват.

В. Ну, смекалка, ну, сноровка, ну отгадываете ловко.  А ну – ка, доставай отгадку из сундука. А теперь давайте, загадки загадывайте!



В. Доставайте отгадку.

Д.

Быд керкаын чукля кок.(В каждом доме кривая нога) (кочерга)(крук)

В. Доставайте отгадку.

В. Замечательно. Отгадайте последнюю загадку: Пуксис вӧв вылӧ и гӧнитῑс би пытшкӧ? (Сел на коня и поскакал в огонь)

Д. Чугунок.

В. Ну, что, гости дорогие, сейчас мы что-то сварим. А как вы думайте, что можно сварить в чугунке.

Д. ответы детей.

В. Хотите узнать? Сейчас достану из сундучка волшебные чугунки и узнаем что же будем варить в чугунке? Чугунок какого цвета? (черного).Возьмем черный гуашь и нарисуем. Узнали?.

Д. ну конечно же

В. Ну, помощники мои, берите картошку и выкладывайте в чугунок.

(дети выполняют) Посолите. Теперь водицей студёной зальём.  Как же картошку в печь поставить?

Д. Нужен ухват.

В. Молодцы. Добрый молодец, мне помоги, да чугунок ухватом в печь поставить помоги. Какой молодец сильный! А печка какая? (горячая).Надо осторожно, чтоб не обжечся.

А посмотрите, что это такое? (спички). Спичками можно играться? (нет). Спички детям не игрушка.

Пока картошка в печи вариться, в пору нам повеселиться! Наш коми народ погулять, повеселиться любит! Широка душа коми! Какие коми праздники вы знаете?

Д. .

В. Давайте спляшем коми плясовую.

(звучит музыка, дети встают парами с воспитателем и играют в игру - забаву «Покатаемся на санках», пока играют, слышен плач ребёнка в колыбельке).

В. Слышите кто-то плачет, это мой сынок проснулся. Девочки - хозяюшки, подскажите мне, как успокоить маленького?

Д. Покормить, покачать, спеть колыбельную.

В. А вы знаете колыбельные песни?

Д. Да.

В. Успокойте моего сыночка.

(девочки поют колыбельную)

Д. Умницы девочки, малыша успокоили. Вот и картошка сварилась. Потом остынет и покушайте. А пока мы веселились, нам печка блины сделала. Что скажем печке?

(дети встают в круг и произносят слова, один ребёнок берёт клубок и ведёт всех в группу, их встречает воспитатель)

В. Ребята. Я была в группе, там на столе, на разносе  лежат блины, откуда они не знаю, а может вы знаете?

Д. От хозяйки избы и другие ответы.

В. Что вы там делали, а что больше всего понравилось, запомнилось?  Что можете рассказать дома? Ну, что тогда пойдёмте  в группу, блинами угощаться. Вы хорошо занимались, я вам подарю солнышки. Пусть вам будет всегда тепло, пусть будет отличное настроение да улыбается вам. Спасибо вам, золотые Ну, что тогда пойдёмте  в группу, блинами угощаться



Давайте позовем гостей на блины, Споем песню « Уна блин ми пӧжалῑм …