Тема: Наш весёлый алфавит.
Согласная буква Х, х. Согласные звуки х и х*.
Цель:- познакомить с новой буквой Х и со звуками х и х*.
Задачи: - учить характеризовать звуки х и х*, определять место данных звуков в заданных словах.
- продолжать учить поводить звуко - буквенный анализ слов
-развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память
- учить определять ударный слог,
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, фонематический слух.
- воспитывать познавательный интерес к предмету через игровые моменты.
Оборудование: ноутбук, символы гласных звуков, символы согласных звуков, буква «Х», индивидуальные зеркала, учебник «Азбука», картинки в электронном варианте.
Литературный ряд: стихотворение о букве Х.
Ход занятия.
Актуализация знаний.
С какими гласными буквами и звуками мы с вами знакомились?
- Почему они гласные?
- С какими согласными звуками мы знакомились?
- Почему они согласные?
- Назовите согласные звонкие звуки.
Идет работа на экране.
Отгадайте загадку.
Рос сперва на воле, в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
- Сколько слогов в слове хлеб?
-Какой первый звук вы слышите в слове хлеб?
Характеристика звука «х» перед зеркалом.
(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).
Кончик языка слегка отходит от нижних зубов.
Спинка языка выгнута крутой горкой. Горло не дрожит. Нет голоса.
Физминутка.
Знакомство с буквой Х.
(Выставляется символ звука ).
- Какой еще звук живет в букве Х? Произнесите.
- В каком домике мы поселим эти звуки? (В сине-зеленом)
- Почему? (Это согласные звуки, потому что когда мы их произносим воздух выходит из легких и в ротике встречает препятствие). Они живут в сине-зеленом домике. Все согласные твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки – зеленым цветом.
Физминутка.
Когда мы произносим звуки х и х* горло не дрожит, нет голоса. Это глухие звуки.
Игра «Назови слова в названиях которых встречаются звуки х и хь.
Чистоговорка:
Хи – хо – ха – на костре кипит уха.
Ах – ох – ех – раздаётся громкий смех.
Их – ох – ух – закружился белый пух.
Хи – хо – ха – не дразните петуха.
Построим из пальцев рук букву « Х».
Пальцы указательные
Умны и внимательны.
Лишь их слегка скрестим,
Букву Х изобразим.
Игра «На что похожа буква Х»
Физминутка.
Чтение прямых слогов ( согласный + гласный)
ха хо ху хи хе
Чтение обратных слогов на экране.(гласный + согласный)
ах ох ух их ех
Чтение слов.
хор ха-лат хит-рый
мох хо-мяк храб-рый
пух пе-тух хвас-тун
Итог занятия.
- С какой буквой и с какими звуками мы сегодня познакомились?
- Какие это звуки? Почему?
- Кому было интересно на уроке поднимите зеленый кружок.