СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие на тему: «Подготовка к концертному выступлению»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью открытого занятия на тему: «Подготовка к концертному выступлению» является сформировать комплекс знаний и умений для выступления на сцене.

Задачи занятия: обучающие, развивающие, воспитательные.

Тип занятия: закрепление полученных навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему: «Подготовка к концертному выступлению»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания











Отдел художественного воспитания

  • Открытое занятие на тему:

  • «Подготовка к концертному выступлению»



Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного

образования по классу

осетинской гармоники

высшей категории

г. Владикавказ, 2015 г.





Объединение «Хурзарин»

28.02.2015 г., 15.00 час. ЦЭВД «Творчество»

Обучающаяся 4 года обучения

Педагог дополнительного образования Гуларова Л. М.

Цель: Сформировать комплекс знаний и умений для выступления на сцене.

Задачи:

Обучающие: приобретение и накопление опыта в концертной деятельности.

Развивающие: развить уровень мастерства игры на сцене.

Воспитательные: воспитать ответственное отношение к подготовке, умение добиваться качественного исполнения.


Тип занятия: закрепление полученных навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические.

Оборудование: 2 хроматические гармоники для обучающейся и педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.

Ход занятия:

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация опорных знаний.

3.    Применение знаний и умений.

4.    Обобщение занятия, подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

•    приветствие;

•    представляю обучающуюся;

•    оглашаю тему занятия: «Подготовка к концертному выступлению».


2. Актуализация опорных знаний:

Педагог: Концертная деятельность - это неотъемлемая часть обучения ребенка игре на осетинской гармонике. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо предоставлять обучающемуся возможность самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению знаний и умений.


Выступление – результат напряженного творческого труда и является ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост обучающегося.




3. Применение знаний и умений.

Педагог: Страх сцены, сильное волнение перед выступлением - очень распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства исполнители в любом творческом состоянии. Сильное волнение на сцене

может повлиять на качество исполнения.

Надо учитывать, что выступление - это психологический стресс для ребенка и поэтому перед выступлением я стараюсь создать особые условия для уверенной, эмоционально яркой игры на сцене.

Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это хорошая подготовка. Если обучающийся уверен в том, что он знает – свободно владеет текстом – значит, меньше волнуется.

Пьеса З. Калмановой в обработке Б. Газданова «Цецилия».

Сначала проигрываем вступление, по которому можно понять лирический характер произведения, проникнуться его содержанием, настроить себя на пьесу. Следим за плавным ведением меха, за фразировкой, за тем, чтобы мелодия игралась на одном дыхании, нигде не прерывалась, чувствуем развитие мелодии, работаем над legato в правой руке, следим за свободной рукой.






Далее играем основную часть пьесы. Особое внимание уделяем тем эпизодам, в которых обучающаяся чувствует себя неуверенно по нотам - это окончание частей, фраз. Обращаем внимание на динамику, смену меха, аппликатуру – это те элементы, которые обучающаяся при разборе текста не всегда выполняет правильно. Проиграв внимательно слабые эпизоды, мы еще раз акцентируем внимание на точном выполнении всех деталей. Второй этап разыгрывания - проигрываем всю пьесу от начала до конца по нотам с соблюдением нужного темпа, динамики, характера, включаем воображение, фантазируем.

При игре обучающейся нужно сконцентрировать внимание и сосредоточенность на всей пьесе, запомнить все ощущения исполнения в классе. Это позволяет во время выступления наиболее полно, эмоционально

ярко сыграть пьесу.
 

Пьеса в обработке И. Мистуловой «Круговой свадебный танец».

Пьеса техническая, состоит из разных вариаций на данную тему. Разыгрывание этой пьесы мы начинаем с проигрывания каждой вариации в умеренном темпе. Чтобы хорошо разыграть пальцы мы добавляем игру разными штрихами, ритмами, темпами. Это дает неоднократное проигрывание текста, обыгрывание

сложных мест.

Отдельное внимание уделяю партии левой руки – проигрываем ее по нотам, в разных темпах. Обучающаяся часто играет неточный текст, во время игры не слышит фальшивых нот и не исправляется. Проигрывая несколько раз текст левой руки, улучшаем качество исполнения, продумываем каждый ход, улучшаем штрихи, добавляется легкость, ставим под контроль слух.

Особое внимание уделяем приему игры мехом - тремоло. В произведении этот прием используется дважды: в третьей части и в последней части. Работаем над четкостью звучания, резкими движениями меха, акцентами, паузами в триолях, стараемся добиться ровного звучания малых триолей, стараемся соблюдать точный ритмический рисунок.

Показываю сама, как нужно правильно сыграть ритмически, затем играет

обучающаяся, исправляя свои ошибки.


На последнем этапе работаем над темпом – учитываем все изменения, отрабатываем их при переходах с одной вариации на другую. Обсуждаем выбор темпа с обучающейся при выступлении. При исполнении пьесы обучающаяся часто ускоряет темп, поэтому надо слушать и контролировать себя, держать один темп с начала до конца мелодии. Как правильно в момент волнения проконтролировать себя, взять нужный темп и сохранить его во всей пьесе? Обязательно, проигрывая пьесу в классе, нужно запоминать не только на слух, но и на мышечное ощущение: движения пальцев в темпе, нажим, прикосновения к клавишам, соблюдение ровного метра и точности исполнения штрихов. Чтобы обучающаяся запомнила темп лучше, помогаю ей - во время исполнения мелодии, сопровождаю ее игрой на трещотке (но ненадолго, чтобы сама научилась держать темп).

Любое выступление на сцене требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнения. Как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

Обучающаяся исполняет пьесы в концертном варианте. Мы поднимаемся в актовый зал, где в скором времени будет проходить академический концерт, чтобы почувствовать атмосферу зала, привыкнуть к обстановке.

Обучающаяся перед показом пьес хорошо настроила себя, сконцентрировалась, постаралась сыграть пьесы выразительно, ярко, с минимальными потерями.



4. Обобщение занятия и подведение итогов.

Приведу критерии оценки результативности работы обучающегося:

•    высокий – творческая оценка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение поставленных задач и целей, самоотдача;

•    средний – проявление интереса, желание выполнить, добиться нужного результата, однако не все получается, требуется помощь педагога;

•    низкий – безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.

По критериям оценки результативности работы, обучающаяся относится к среднему уровню – интерес проявляет активно, с желанием выполнить поставленные задачи. Однако не всегда получается достигнуть цели самостоятельно, требуется помощь педагога – показ, дополнительное объяснение.
Для обучающейся в данный период важно научиться вырабатывать в себе чувство уверенности перед выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции, волю.

Обращаю внимание обучающейся на такие ошибки:

1.  Точный разбор текста – более осознанный подход при работе с текстом к аппликатуре, смене меха, ритму, ровному метру.

2.  В работе над сложными местами самостоятельность в решении проблемных мест в тексте – уметь правильно ставить перед собой задачи и добиваться нужного результата.

3. Эмоциональный настрой перед выступлением.


Обучающейся нужно учиться контролировать, беречь эмоции для сцены, выкладываться с полной самоотдачей.



На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют и личностные характеристики: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Все это в той или иной мере проявляется на сцене.

Даю понять обучающейся, что волнение перед выступлением – это естественное состояние. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, нужно воспитывать в себе хорошее внимание и сосредоточенность – контролировать свои действия в

любом состоянии.
Есть еще чувство страха, которое сопровождается мыслью о возможном провале. Подготавливаю обучающуюся – помогаю ей представить предшествующее событие, помогаю нарисовать будущее выступление своим воображением, что очень важно перед выступлением.

Записываю задание в тетрадь и прощаемся до следующего занятия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!