Открытое занятие по дефектологии (для 4-х классов с ЗПР):
«Космическое путешествие» (повторяем математику).
Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления о истории космонавтики.
Задачи урока:
1. Формирование логических умозаключений на основе самостоятельного выполнения заданий с числами.
2. Развитие коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли при работе в парах и группах.
3. Формирование регулятивных УУД: контроль, коррекция и оценка своих действии и действий своих одноклассников.
Ожидаемые результаты
Предметные – совершенствование вычислительных навыков;
Метапредметные. Познавательные – формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез.
Коммуникативные - научатся определять способы взаимодействия, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, будут стараться полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные – научатся ставить цель урока, осуществлять контроль коррекцию и оценку своих действий.
Личностные - построение образа «Я», самооценка,
Дидактические материалы: мультимедиа-проигрыватель, презентация, «лесенка» для рефлексии, маршрутные листы, листы с заданием для команд, магнитные круги для рефлексии (красные, зелёные).
Этапы занятия:
Этап 1. Определение темы занятия.
Этап 2. Формирование команд.
Этап 3. Знакомство с маршрутными листами, поиск информации.
Этап 4. Подведение итогов.
Конспект занятия
Этапы урока
|
Ход урока
|
I. Актуализация знаний и постановка проблемы.
|
1. Организационный момент.
Далёкие звёзды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу не долго для нас –
И вот мы к полёту готовы сейчас!
|
II. Первичное формулирование нового знания.
|
- С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Со временем люди построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы выяснили, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.
- Рефлексия в начале урока (синие сигнальные круги)
- Сегдня мы совершим Космическое путешествие вместе с четырьмя экипажами:
- космонавты –историки;
- космонавты-исследователи;
- космонавты-конструкторы;
- космонавты-экологи.
- Как вы думаете, какая цель нашего путешествия? (ответы детей)
- Какие задачи на урок мы поставим? (Дети формулируют задачи)
Обсуждение плана урока:
- Получение информации из сообщения учителя.
- Прохождение по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала.
- Подготовка ответов.
- Ответы учеников.
|
III. Закрепление материала.
|
Получение информации из сообщения учителя. Демонстрация презентации «Космос: цифры и факты». Обратить внимание детей, что в 2023 году исполняется 62 года со дня первого полёта в космос человека.
|
IV. Повторение изученного материала.
|
- Внимание! А теперь наша ракета отправляется в космическое путешествие. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
- Прохождение команд по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала.
- Подготовка небольших рассказов.
На темы:
«История космонавтики»;
«Космические исследования»;
«Космические аппараты»;
«Экология космоса».
В ходе защиты своих рассказов командиры оценивают работу команды, называют ребят, наиболее проявивших себя при выполнении заданий.
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Люди – взрослые и дети –
Все мечтают об одном,
Чтобы мир был на планете
Словно Солнце за окном!
|
V. Подведение итогов занятия.
|
1. Рефлексия (красные круги)
- Отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце нашего путешествия?
– Чем мы занимались сегодня на занятии?
– Всё ли получалось?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Над чем ещё надо поработать
- Что запомнилось больше всего?
|
VI. Возможное
домашнее задание.
|
Подготовить рассказ и представить его в других 4-х классах.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ (задания для карточек)
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

Корабль «Союз – 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________________________________________________

3.
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
4.
Космический корабль «Союз – 33» стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
__________________________________________________________________________________________________

5.
Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
6. На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?


7. В одном году на Луне было зарегистрировано 3000 лунотрясений, а в другом в 5 раз меньше. Сколько лунотрясений было зарегистрировано во второй год?
___________________________________
_______________________________

8. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг?
9. Конструктор космического корабля

Л
|
180 – х = 100
|
|
К
|
х ∙ 9 = 270
|
Е
|
х ∙ 8 = 56
|
|
О
|
560 : х = 70
|
В
|
240 : х = 4
|
|
Р
|
х + 26 = 50
|
О
|
х ∙ 50 = 400
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|

10. Первая женщина-космонавт

Т
|
90 : х = 10
|
|
Р
|
х : 6 = 24
|
Е
|
х ∙ 14 = 98
|
|
Е
|
84 : х = 12
|
Ш
|
12 ∙ х = 24
|
|
К
|
х ∙ 9 = 270
|
О
|
640 : х = 80
|
|
В
|
540 : х = 9
|
А
|
80 ∙ х = 32
|
|
|
|
11. Лётчик – космонавт, побывавший первым в открытом космосе
Е
|
Х ∙ 7 = 49
|
|
Л
|
Х ∙ 2 = 160
|
Н
|
400 : х = 80
|
|
О
|
10 ∙ х = 80
|
В
|
Х ∙ 30 = 180
|
|
О
|
320 : х = 40
|

12. Космический мусор – угроза человечеству
Чтобы представить, какую опасность представляет мусор для космических кораблей и их пилотов, приведем такие данные. Бронебойная пуля движется со скоростью до 1500 километров в секунду. Аналогичные по размерам орбитальные частицы искусственного происхождения могут столкнуться со станцией на скорости до 15 километров в секунду. Во сколько раз скорость космических частиц меньше скорости пули?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
13. Космический мусор может сделать космос недоступным для человека
Исследователи космоса утверждают, что России (совместно со странами СНГ) принадлежит свыше 5000 аппаратов и различных космических обломков. США заняли второе место - 4550 объектов. Сколько космических обломков упало на Землю в результате освоения космоса этими государствами?
_______________________________
____________________________________________________________________________

14. В борьбе с космическим мусором
Согласно данным очередного отчета НАСА, за первый квартал 2015 года количество мусора на околоземной орбите серьезно увеличилось: число объектов искусственного происхождения, отслеживаемых специалистами, выросло с 12743 до 13897 единиц.
На сколько единиц возросло количество космического мусора?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15. Сосчитайте, сколько человек побывало в космосе, если американцев было 332, 116 — из России/СССР, по 10 из Китая и Германии, по 9 из Франции, Канады и Японии, 6 из Италии, по 2 из Бельгии, Нидерландов и Болгарии и по 1 из еще 24 стран.
__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по дефектологии для 4 класса (ЗПР)»
Открытое занятие по дефектологии (для 4-х классов с ЗПР):
«Космическое путешествие» (повторяем математику).
Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления о истории космонавтики.
Задачи урока:
1. Формирование логических умозаключений на основе самостоятельного выполнения заданий с числами.
2. Развитие коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли при работе в парах и группах.
3. Формирование регулятивных УУД: контроль, коррекция и оценка своих действии и действий своих одноклассников.
Ожидаемые результаты
Предметные – совершенствование вычислительных навыков;
Метапредметные. Познавательные – формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез.
Коммуникативные - научатся определять способы взаимодействия, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, будут стараться полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные – научатся ставить цель урока, осуществлять контроль коррекцию и оценку своих действий.
Личностные - построение образа «Я», самооценка,
Дидактические материалы: мультимедиа-проигрыватель, презентация, «лесенка» для рефлексии, маршрутные листы, листы с заданием для команд, магнитные круги для рефлексии (красные, зелёные).
Этапы занятия:
Этап 1. Определение темы занятия.
Этап 2. Формирование команд.
Этап 3. Знакомство с маршрутными листами, поиск информации.
Этап 4. Подведение итогов.
Конспект занятия
Этапы урока | Ход урока |
I. Актуализация знаний и постановка проблемы. | 1. Организационный момент. Далёкие звёзды в небе горят, Зовут они в гости умных ребят. Собраться в дорогу не долго для нас – И вот мы к полёту готовы сейчас! |
II. Первичное формулирование нового знания. | - С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Со временем люди построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы выяснили, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца. Рефлексия в начале урока (синие сигнальные круги) - Сегдня мы совершим Космическое путешествие вместе с четырьмя экипажами: - Как вы думаете, какая цель нашего путешествия? (ответы детей) - Какие задачи на урок мы поставим? (Дети формулируют задачи) Обсуждение плана урока: Получение информации из сообщения учителя. Прохождение по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала. Подготовка ответов. Ответы учеников. |
III. Закрепление материала. | Получение информации из сообщения учителя. Демонстрация презентации «Космос: цифры и факты». Обратить внимание детей, что в 2023 году исполняется 62 года со дня первого полёта в космос человека. |
IV. Повторение изученного материала. | - Внимание! А теперь наша ракета отправляется в космическое путешествие. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Прохождение команд по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала. Подготовка небольших рассказов. На темы: «История космонавтики»; «Космические исследования»; «Космические аппараты»; «Экология космоса». В ходе защиты своих рассказов командиры оценивают работу команды, называют ребят, наиболее проявивших себя при выполнении заданий. Если в космос мы хотим, Значит скоро полетим! Люди – взрослые и дети – Все мечтают об одном, Чтобы мир был на планете Словно Солнце за окном! |
V. Подведение итогов занятия. | 1 . Рефлексия (красные круги) - Отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце нашего путешествия? – Чем мы занимались сегодня на занятии? – Всё ли получалось? – Какие задания вызвали затруднения? – Над чем ещё надо поработать - Что запомнилось больше всего? |
VI. Возможное домашнее задание. | Подготовить рассказ и представить его в других 4-х классах. |
ПРИЛОЖЕНИЕ (задания для карточек)
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Корабль «Союз – 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________________________________________________
3.
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
4.
К
осмический корабль «Союз – 33» стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5.
Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
6. На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?
7. В одном году на Луне было зарегистрировано 3000 лунотрясений, а в другом в 5 раз меньше. Сколько лунотрясений было зарегистрировано во второй год?
___________________________________
_______________________________
8. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг?
9. Конструктор космического корабля
Л | 180 – х = 100 | | К | х ∙ 9 = 270 |
Е | х ∙ 8 = 56 | | О | 560 : х = 70 |
В | 240 : х = 4 | | Р | х + 26 = 50 |
О | х ∙ 50 = 400 | | | |
10. Первая женщина-космонавт
Т | 90 : х = 10 | | Р | х : 6 = 24 |
Е | х ∙ 14 = 98 | | Е | 84 : х = 12 |
Ш | 12 ∙ х = 24 | | К | х ∙ 9 = 270 |
О | 640 : х = 80 | | В | 540 : х = 9 |
А | 80 ∙ х = 32 | | | |
1
1. Лётчик – космонавт, побывавший первым в открытом космосе
Е | Х ∙ 7 = 49 | | Л | Х ∙ 2 = 160 |
Н | 400 : х = 80 | | О | 10 ∙ х = 80 |
В | Х ∙ 30 = 180 | | О | 320 : х = 40 |
12. Космический мусор – угроза человечеству
Чтобы представить, какую опасность представляет мусор для космических кораблей и их пилотов, приведем такие данные. Бронебойная пуля движется со скоростью до 1500 километров в секунду. Аналогичные по размерам орбитальные частицы искусственного происхождения могут столкнуться со станцией на скорости до 15 километров в секунду. Во сколько раз скорость космических частиц меньше скорости пули?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
13. Космический мусор может сделать космос недоступным для человека
Исследователи космоса утверждают, что России (совместно со странами СНГ) принадлежит свыше 5000 аппаратов и различных космических обломков. США заняли второе место - 4550 объектов. Сколько космических обломков упало на Землю в результате освоения космоса этими государствами?
_______________________________
____________________________________________________________________________
14. В борьбе с космическим мусором
Согласно данным очередного отчета НАСА, за первый квартал 2015 года количество мусора на околоземной орбите серьезно увеличилось: число объектов искусственного происхождения, отслеживаемых специалистами, выросло с 12743 до 13897 единиц.
На сколько единиц возросло количество космического мусора?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15. Сосчитайте, сколько человек побывало в космосе, если американцев было 332, 116 — из России/СССР, по 10 из Китая и Германии, по 9 из Франции, Канады и Японии, 6 из Италии, по 2 из Бельгии, Нидерландов и Болгарии и по 1 из еще 24 стран.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________