Муниципальное казенное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок».
Открытое занятие по декоративно- прикладному исскуству-«Путешествие в страну народных промыслов» в старшей группе «Фиалка».
Подготовила воспитатель: Макеева Л.В.
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе.
«Путешествие в страну народных промыслов»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное –эстетическое развитие», «Музыка», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель:
Расширятьзнания детей о народных промыслах.
Задачи
Образовательные:
Закрепить знания детей о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление – украшение элементами декоративной росписи по мотивам хохломской росписи..
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству , прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Воспитывать интерес к посещению музея.
Словарная работа:
народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народно-прикладного искусства Дымково, Гжели, Хохломы, Городца, бумажные стаканчики, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, ватные палочки.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.
Ход занятия:
Дети под русскую народную музыку заходят в зал.
Дети: Добрый день, гости знатные и желанные;
Люди добрые и молодые,
Замужние и холостые!
Милости просим к нам,
Сегодня принимаем гостей со всех волостей.
Воспитатель:
Скажите дети без утайки
Где вы ездили, бывали
Что вы видели, узнали?
1 ребенок:
В разных городах бывали,
Чудеса мы там видали.
Удивительное чудо
Говорят о нем повсюду.
2 ребенок:
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О промыслах народных
Мы ведем рассказ.
Воспитатель:
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Дети: Правда, правда, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель: Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним .
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Ребенок:
Посмотрите! Эти вещи нынче к вам мы привезли!
Чтоб поведать вам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести вас в мир России, мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!
Воспитатель: Помогите мне, ребята, рассказать нашим гостям про изделия русских мастеров. А еще помогут нам в этом загадки и путеводитель.1-я загадка.
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?
Дети: из села Дымково.
Воспитатель: Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишние игрушки». Молодцы.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли его откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины ,все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать».
Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белый.
Ребенок: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы.
Воспитатель: Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.
Воспитатель: ребята у нас проблема разбилась посуда , давайте поможем ее собрать. Д/И «Собери картинку».
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: отправляемся дальше.
Городецкий конь бежит
Вся земля под ним дрожит
Птицы яркие летают
Да купавки расцветают
Распускаются букеты.
Не бывалой красоты.
Чудо птицы там порхают
Словно в сказку нас зовя.
Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).
Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.
Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.
Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
Воспитатель: Следующая загадка.
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка,кудрина.
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.
(ответы детей).
- Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (дети выполняют движения вместе с воспитателем).
- Птица хохломская крыльями махала,
- Крыльями махала, злато рассыпала.
(махи, встряхиваем кисти рук)
- Головой качала, в стороны качала,
(наклоны головы.)
- Да с землицы русской травы собирала.
(наклоны в пол – собираем).
- Травы собирала, чаши украшала.
(наклоны, руки вверх, вниз).
- Мастерство с любовью нам передавала.
(руки к сердцу, руки вперед).
В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?
(ответы детей).
- Тогда пройдем в нашу мастерскую.
(дети переходят в рабочую зону).
В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?
Д. – Сначала нарисуем кудрину, потому что на ней рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.
В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?
Д. – Трафареты, губку, тычки.
В. – Как нужно рисовать травку и завитки?
Д. – Концом кисти.
(во время работы звучит мелодия).
В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество.»)
- А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».
- С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.
(дети заканчивают свои работы).
В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими нашу коллекцию!