СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по ДПТ "Фриволите"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано по ДПТ "Фриволите".

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по ДПТ "Фриволите"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Рябчевская средняя общеобразовательная школа

Трубчевского района











Конспект открытого занятия на тему:

«Познакомьтесь - фриволите»

в объединении «Фриволите»







Разработала:

учитель технологии

Храмогина Елена Леонидовна










с.Рябчевск, 2019 г.




Тема занятия: «Познакомьтесь - фриволите».


Возраст обучающихся: 12-14 лет.


Тип занятия: ознакомление с новым материалом.


Форма занятия: комбинированное занятие с частично исследовательской деятельностью.


Форма обучения: коллективная, фронтальная.


Степень сложности: высокая.


Цель: познакомить детей с историей возникновения и способами плетения узла фриволите.


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения искусства фриволите;

  • сформировать представление о кружевах различного вида;

  • научить плести узел фриволите.

Развивающие:

  • развить кругозор обучающихся в рамках обозначенной темы;

  • повысить у обучающихся мотивацию к достижению успеха;

  • побуждать обучающихся к сравнению, обобщению.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к древним промыслам, интерес к истории своей страны;

  • воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении работы;

  • поощрять чувство взаимовыручки при работе в коллективе.


Ожидаемые УУД:


Метапредметные:

- владение терминологией;

- освоение группы ключевых понятий: кружевоплетение, виды кружевоплетения, искусство фриволите, прямой и обратный узлы фриволите, элементы фриволите.


Регулятивные:

- управление своей деятельностью при овладении технологией челночного плетения кружева (способами плетения узла фриволите);

- освоение условных обозначений изучаемой техники;

- соблюдение правильного положения рук при плетении узла фриволите;

- проявление инициативности и самостоятельности.


Личностные:

- формирование уважения и любви к кружевоплетению, интереса к истории фриволите;

- формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности.

- воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы.


Формы отслеживания результатов: вводная – в конце занятия проводится просмотр работ детей всего класса, ребята оценивают свои работы и работы других детей, проводится обсуждение работ педагогом.



Оборудование:

для педагога: ноутбук, русский народный костюм, плетёная корзина, кружевные изделия (выполненные крючком, спицами, в технике «фриволите»), челноки, спицы, крючок.

для обучающихся: портновская игла, ножницы, 2 челнока.


Материалы: нитки «Ирис» разного цвета.


Наглядные пособия: демонстрационная доска, образцы узлов фриволите; образцы изделий, выполненных в технике фриволите; карточки с информацией о правилах т/б.


Дидактические пособия: карточки с определением понятия «прямой» и «обратный» узлы, технологические карты по приёмам плетения.


План занятия:

1. Организационный момент

2. Постановка цели занятия

3. Изучение нового материала:

3.1.Теоретическая часть

3.2. Практическая работа

  • Инструктаж по т/б при работе с инструментами;

  • Физкультминутка в процессе выполнения практической работы;

  • Организация уборки рабочих мест;

  • Демонстрация готовых изделий.

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов, озвучивание темы следующего занятия

Конспект занятия.

Этапы урока

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный момент.


Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей.

Педагог: - Здравствуйте, ребята!

Дети приветствуют педагога.

2. Постановка учебной задачи


Педагог сообщает тему урока, цель, объясняет значимость урока.

Педагог: - Тема нашего занятия «Познакомтесь - фриволите». Сегодня мы с Вами познакомимся с историей возникновения фриволите и приёмами плетения узла фриволите.

Педагог: - Сразу хочется сказать, что эта тема очень важная. Ведь при изготовлении любого изделия в технике фриволите, нам понадобятся наши знания о приёмах плетения узла фриволите.

Дети внимательно слушают.


3. Изучение нового материала
3.1. Теоретическая часть


Педагог достаёт плетёную корзиночку с кружевными изделиями.

Педагог:

Что за паутиночки

У меня в корзиночке?

Белые косыночки

У меня к корзиночке,

Нежные платочки,

Воротники и кошелёчки,

Салфетки да манжетки

И разные цветочки

Что же за мастерица оставила нам эту корзиночку?

Заходит девочка в русском народном костюме.

- Здравствуйте, девочки. Это моя корзиночка. Я принесла её, чтобы познакомить Вас с различными видами кружева.

Мастерица достаёт кружевные изделия и знакомит детей с инструментами, которые необходимы для плетения различного вида кружева:

Воротники, манжетки

И разные салфетки

Вязала я, конечно,

На спицах круговых

Педагог помогает мастерице, показывает круговые спицы и кружевные изделия, связанные спицами.

Вот белая косыночка

Вся в маленькую дырочку,

Чем связана она?

Педагог показывает данный инструмент.

А нежные платочки

Сплела я челноком.

А называется это искусство

Плетения-фриволите

Педагог показывает челноки, благодарит мастерицу за рассказ и предлагает присесть.

Педагог задаёт вопрос:

- ФРИВОЛИТЕ, незнакомое для Вас слово?

Педагог: - Сегодня с мы познакомимся с этим волшебным видом кружевоплетения.

Педагог: - Фриволите - это французское название особого вида кружева, сплетённого в ручную с помощью небольших челноков.

Педагог ещё раз показывает челноки.

Произошло это название от французского слова frivole – «пустой». Посмотрите на изделия, выполненные в этой технике (педагог показывает готовые изделия). Вы видите, сколько здесь дырочек, а по-другому можно сказать пустот.

А теперь давайте с Вами посмотрим небольшую презентацию и вы узнаете ещё больше нового о фриволите.

Педагог показывает презентацию на тему «Познакомтесь-фриволите».

Педагог задаёт вопросы, с целью закрепления увиденного материала и определения эмоционального состояния детей.

Педагог: - Изделия, выполненные в технике фриволите, очень изящны и разнообразны. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что вся эта красота состоит из множества узелков. Узел этот так и называется: узел-фриволите. Сегодня мы научимся плести этот узел, а наша мастерица нам поможет.

Педагог: - Узел фриволите состоит из 2-х половинок. Первая половина узла называется «прямой», а вторая «обратный» узел.

Педагог работает с доской.


Педагог: - Девочки, есть вопросы?

Дети внимательно слушают.






























Дети: «Крючком».


Дети внимательно наблюдают и слушают.



Ответы: Да, нет и пробуют дать определение самостоятельно.

Дети внимательно слушают.




Дети внимательно разглядывают.



Дети внимательно смотрят и слушают.

Дети отвечают на вопросы и делятся с педагогом своими впечатлениями.






Дети смотрят, а затем пытаются повторить движения рук в воздухе.

Дети задают вопросы.

3.2. Практическая работа


Педагог: - Сейчас вы попробуете сплести узел фриволите из нитей разного цвета. У вас на столах лежат: нитки «Ирис», игла и ножницы.

  • Инструктаж

Педагог: - Ребята, как вы думаете какие опасности могут нас ожидать при выполнении ручных работ?

Речь педагога с демонстрацией наглядных пособий по Т/Б

Опасности в работе:

  • повреждение пальцев иглой;

  • травма руки ножницами;

  • травма глаз.

Прежде, чем мы начнем практическую работу, повторим правила техники безопасности при работе с инструментами.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Что нужно сделать до начала работы:

  • посчитать количество иголок в игольнице;

  • положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:

  • быть внимательной к работе;

  • вкалывать иглы в нерабочем состоянии только в игольницу;

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:

  • посчитать количество игл в игольнице;

  • убрать рабочее место.


  • Самостоятельная работа

Педагог: - А теперь приступим к самостоятельной работе.

Педагог объясняет задание самостоятельной работы. Раздает технологические карты. Отвечает на дополнительные вопросы учеников. Педагог наблюдает за выполнением работы и соблюдением ТБ, оказывает необходимую помощь.

  • Физкультминутка

Педагог проводит физкультминутку:

1.Упражнение на расслабление мышц спины.

2.Упражнение на расслабление мышц шейных позвонков

3.Упражнение на расслабление рук и глаз:

«Мы и шили и плели наши руки затекли, мы немного отдохнем и опять плести начнем».

  • Продолжение самостоятельной работы

Педагог: - Девочки, я вижу, что многие уже уверенно плетут узлы и не путаются в движении рук. Кто хорошо запомнил приёмы плетения «прямого» и «обратного» узлов? 

Давайте теперь попробуем сплести узелки нитками только одного цвета, который вы выберете на своё усмотрение.

Кто еще не закончил, пожалуйста, не торопитесь, вы сможете попробовать плести одним цветом дома или после занятий, продолжайте спокойно работать.

  • Организация уборки рабочих мест

Педагог напоминает об уборке рабочих мест, назначает дежурного.

  • Демонстрация готовых изделий

Педагог: - Девочки, вы закончили свою практическую работу. Покажите, пожалуйста, ваши узелки.

Педагог: - Молодцы, девочки! У всех получился правильный и аккуратный узел. Давайте все хором скажем как он называется.





Дети отвечают.





Повторяют вслух.















Дети внимательно слушают, задают вопросы, выполняют самостоятельную работу, используя технологические карты и соблюдая ТБ, стараются оказать помощь друг другу.


Дети выполняют упражнения.







Дети поднимают руки, кто закончил.





Дети убирают инструменты, остатки материалов, протирают стол влажной ветошью.

Дети демонстрируют узлы фриволите.

Дети отвечают: - ФРИ-ВО-ЛИ-ТЕ.

4. Закрепление изученного материала

Обучающиеся выходят к доске, отвечают на вопросы.


Педагог задает вопросы по изученной теме.

- Девочки, а теперь, давайте вспомним, какую новую тему мы сегодня начали проходить?

- Что такое фриволите?

- В какой стране впервые стали заниматься этим видом рукоделья?

- Когда данный вид кружевоплетения стал популярен в России?

- Как называется первая половинка узла?

- Как называется вторая половинка узла?

- Какие трудности испытывали при плетении узелков?

- Кто вам помогал в работе?


Дети отвечают.


5. Подведение итогов, озвучивание темы следующего занятия


Педагог проводит опрос обучающихся, на сколько им понравилось занятие, и проговаривает тему следующего занятия.

Педагог: - Девочки, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Педагог: - Научится плести узел фриволите – это самая трудная ступенька, и вы все её успешно преодолели. Дальше мы с Вами изучим элементы фриволите и будем плести красивые кружевные изделия в технике ФРИВОЛИТЕ.

Педагог: - Всем спасибо, до свидания!



Ответы детей на вопрос педагога.




Дети: - До свидания!

Литература для педагога:

  • Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

  • Боровиков Л. И. Педагогика дополнительного образования: Учеб.- метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений. -Новосибирск,1999-143с.

  • Ведмич Л.В. Модульные технологии в обучении – С –Пб. 2001.

  • Курбатская Н. С. Методика преподавания кружевоплетения фриволите. – М., 1993 – 20с.

  • КлейменоваТ.А. «Фриволите, ступени мастерства», - Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 237 c.: ил.



Список литературы, рекомендуемый для детей

  • Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М.: Просвещение, 1991

  • Курбатская Н. С. Вяжем кружево фриволите. – М., 1993 – 70с.

  • Уткина Т. Фриволите.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, изд. Дом «Нева» 1998 – 236с.

  • Чикулаева Ю.А. Азбука фриволите. - Корона принт, 1999. – 64с. Ил.

  • Чибрикова О. Нескучный дом. – М.: «Эксмо», 2007.



Приложение 1.



ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ ПРЯМОГО УЗЛА ФРИВОЛИТЕ 


1) ввести челнок под рабочую нить на левой руке (рис. 2), при этом рабочая нить должна пройти между указательным пальцем правой руки и челноком (рис. 3); 

2) поднять челнок над рабочей нитью (рис. 4); 

3) пропустить рабочую нить между большим пальцем правой руки и челноком в обратном направлении. Таким образом челнок обошел рабочую нить снизу вверх; 

4) правую руку с челноком отвести немного вправо, при этом челнок сам войдет в петлю на правой руке (рис. 5, 6); 
   


5) ослабить натяжение рабочей нити на пальцах левой руки, для чего средний палец прижать к указательному, и сильно натянуть ведущую нить, максимально отведя вправо правую руку с челноком — эти движения выполнять одновременно; 

6) затем, приподняв средний палец левой руки, затянуть узел на ведущей нити и продвинуть его под большой и указательный палец левой руки. Таким образом, на ведущей нити образовалась петелька, которую называют прямым узлом фриволите (рис. 7).
 







Приложение 2.

ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ ОБРАТНОГО УЗЛА ФРИВОЛИТЕ 
Положение челнока в правой руке такое же, как и при выполнении прямого узла (рис. 1). Однако для плетения обратного узла не нужно делать петлю из ведущей нити на пальцах правой руки — следует лишь прихватить ее свободными пальцами правой руки и прижать их к ладони. 

Для выполнения обратного узла необходимо проделать следующие движения: 
1. провести челнок над рабочей нитью (рис. 8), при этом рабочая нить проходит между большим пальцем правой руки и челноком (рис. 9); 
   
2. опустить челнок под рабочую нить (рис. 10); 
 


3. пропустить рабочую нить между указательным пальцем правой руки и челноком в обратном направлении; 


4. правую руку с челноком отвести немного вправо, при этом челнок сам войдет в петлю под правую руку (рис. 11); 
 


5. ослабить натяжение рабочей нити на левой руке, для чего средний палец прижать к указательному; 


6. сильно натянуть ведущую нить, максимально отведя правую руку вправо; 


7. приподняв средний палец левой руки, затянуть обратный узел на ведущей нити. 





Приложение 3.

ЭЛЕМЕНТЫ В ТЕХНИКЕ ФРИВОЛИТЕ и их СОКРАЩЕНИЯ

 
# Итак, мы уже умеем плести: 
* пр. уз. — прямой узел; 
* об. уз. — обратный узел; 
* дв. уз. — двойной узел. 
Вместо обозначения двойных узлов на схемах указывается только цифра, обозначающая количество двойных узлов фриволите. 
# п — декоративное пико, это петелька из одинарной нити, которая располагается между 2-мя двойными узлами фриволите, но находится выше их, и служит для украшения изделий. Для получения петельки пико между 2-мя двойными узлами нужно оставить ниточку длиной 2-3 мм (перед началом лицевого узла) и придвинуть один двойной узел к другому (рис. 13). Нужно следить за тем, чтобы все ушки были одинакового размера. 
 
# п° — соединительное пико, это то же, что и декоративное пико, но служит для соединения между собой отдельных элементов и мотивов. 


# пж — пико Жозефины, это полукольцо или кольцо, состоящее только из прямых узлов (количество узлов от 5 до 9). Этот элемент употребляется как переходный в отдельных мотивах. 


# н — ножка, это небольшой участок одинарной нити при переходе от одного кольца или полукольца к другому во время плетения кружева одним челноком. Чаще всего длина ножки равна диаметру кольца. 


# пк — полукольцо, это фигурка, состоящая из узлов фриволите, которая выполняется одним челноком и представляет собой дужку, соединенную с 2-х сторон нитью, длина которой равна внутреннему диаметру полукольца. 


# к — кольцо (рис. 14), представляет собой плотно затянутую в кольцо дугу из двойных узлов фриволите (выполняется одним челноком). 
 


# д — дуга, это разомкнутый (переходной) элемент узора, соединяющий кольца. Выполняется 2-мя челноками. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!