Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики».
Подготовила и провела: Воспитатель: Голикова Юля Владимировна
Цель: Выявление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми в течении учебного года.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между.)
- Учить понимать отношения между числами в числовом ряду.
- Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине)
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный ((напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал:
Шары с цифрами, пуговицы для счета на ощупь, волшебный цветок с заданиями.
Раздаточный материал:
набор цифр на каждого ребёнка, набор пуговиц для счета на ощупь разноцветные геометрические фигуры.
1.Вводная часть. Организационный момент.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются и выстраиваются на коврике)
Ход НОД:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо. раз, два, три,
А теперь пойдём налево раз, два, три.
В центре круга соберёмся раз, два, три.
И на место все вернёмся, раз, два. три.
Улыбнёмся, подмигнём.
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку! отлично!
2. Основная часть.
Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие? А куда, Вы узнаете позже. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие на воздушных шарах.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, держась за шары, попадают в королевство.
Мы на шарах поднимается все выше и выше.
Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака.
Очутились в стране МАТЕМАТИКЕ
Мы пополи с вами в страну математики!
Воспитатель:
Мы очутились с вами на поляне. Ребята посмотрите, какой необычный цветок на ней растёт?
-А на лепестках задания, наверное мы с вами их должны выполнить.
-А почему он необычный, и что с ним произойдёт мы с вами узнаем выполнив все задания.
Воспитатель: Ну что приступаем?
И мы берём
1 лепесток (разминка) «Угадайка».
Воспитатель:
Здесь нам предлагают ответить на вопросы.
Вопросы:
- Кудрат, кто находится справа от тебя?
- Оля, кто находится слева от тебя?
- Ваня, встань впереди меня.
- Катя, встань между Вероникой и Евой.
- Ева, встань справа от Саши.
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько хвостов у пяти коров?
- Сколько лап у двух гусей?
- Как называется фигура с четырьмя углами?
- Если дорога шире тропинки. то тропинка (уже)?
- Если стол выше стула, то стул (ниже)?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите выходные дни?
- Какой следует день за понедельником?
- Молодцы! Справились с вопросами.
Посмотрите, что стало с нашим лепестком?
Каким он цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну а мы берём
2 лепесток «Перепутанные цифры». (за столом)
Воспитатель:
Ребята посмотрите у вас на столе проказник ветер разбросал все цифры и теперь они поссорились .
Нужно все цифры расставить по порядку от1-10.
Проходите на свои места.
Воспитатель:
«Случай странный.
Случай редкий,
Цифры в ссоре, Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Дети на местах работают со счётным материалом.
Воспитатель: А теперь давайте проверим все справились с заданием.
По одному каждый должен ответить с места.
- Марк, посчитай числа от меньшего к большему.
- Андрей, посчитай от большего к меньшему.
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Молчанка»
- Я вам буду говорить задание, а вы мне показываете молча цифру.
- покажите мне соседей числа 5,7,8,3.
- покажите мне число, которое больше 3 на 1
- покажите мне число. которое больше 5 на1
- покажите мне число, которое меньше 7 на1
- Я задумала число, оно меньше 9 на одну единицу.
Молодцы вы отлично справились с заданием.
Посмотрите Каким цветом стал наш лепесток?
Дети отвечают.
Воспитатель: а мы с вами двигаемся дальше и берём
3 лепесток. «Разложи геометрические фигуры»
Воспитатель:
- перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры, будьте внимательны, буду повторять 2 раза:
В верхний правый угол – треугольник;
В верхний левый угол – круг;
В нижний правый угол – прямоугольник;
В нижний левый угол – квадрат;
А теперь посчитайте, сколько фигур у вас всего?
Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)
-Чем фигуры отличаются?
Молодцы справились с заданием!
И наш лепесток стал ярким. Каким он цветом?
Воспитатель: Берём следующий лепесток. А здесь мы с вами немного отдохнём.
4 лепесток «Физминутка»
Мы устали засиделись,
Нам размяться захотелось,
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,
Вправо, влево, поворот, а потом наоборот.
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, и вверх и вниз,
Приседать не торопись, и в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Ну а следующий лепесток предлагает нам следующее задание. (круг на ковре)
5 лепесток. «Противоположное название понятию».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Легкий – тяжелый.
Молодцы ребята! И с этим заданием мы с вами справились
Воспитатель:
Ну а мы с вами берем следующий лепесток. И отправляемся дальше. Проходите на свои места.
6 лепесток «Волшебный мешочек» (за столами)
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем играть в парах.
-У вас на столах лежат волшебные мешочки. В нем находятся пуговицы, Вы должны на ощупь посчитать количество пуговиц.
Дети должны сосчитать и проверить количество пуговиц.
Молодцы справились с заданием!
Какого цвета стал наш лепесток?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Ребята у нас остался последний лепесток. Давайте посмотрим, что же он нам приготовил?
7 лепесток. Новогодняя песня. «Наша Елка».
Воспитатель: А вот и следующее задание. Скоро какой праздник? Мы с вами должны спеть песню про Новый год!
Замечательно, вы справились с этим заданием.
Дети: Молодцы ребята!
Ребята посмотрите какой красивый стал наш цветок
Что он вам напоминает?
Ответы детей: Цветик - семицветик. Радугу.
Воспитатель:
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду.
Воспитатель:
Вы молодцы, прекрасно выполнили все задания, навели порядок в стране математики. Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось больше всего?
С чем вы легко справились?
Что показалось трудным?