Открытое занятие
по формированию элементарных математических представлений на тему:
«Путешествие по островам в поисках сокровищ»
в подготовительной группе
Цель: обобщить знания, полученные в течение первого полугодия
Обучающая:
Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить название геометрических фигур.
Закрепить знания о составе числа 8 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Закрепить знания о частях суток и днях недели.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающая:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательная:
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, решение конструктивных задач, состав числа в пределах 8 из двух меньших чисел.
Словарная работа: путешествие, сокровища, цифроград
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, мяч, сундук
Демонстрационный материал: 5 листов с названиями островов и геометрическими фигурами
( Сообрази, Подумай, Фигуры, Цифроград, Остров Чудес), карта
Раздаточный материал: листы для задания по точкам, листы бумаги, листы в клетку для математического диктанта, листок с цифрой, карандаши
Структура занятия:
Игровая ситуация: путешествие на остров Чудес, чтение письма от Феи.
Рисование по точкам от 1 до 10.
Состав числа 8.
Решение задач.
Работа с фигурами.
Рисование по клеткам.
Ориентировка в пространстве –карта сокровищ.
Итог занятия.
Сегодня нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!».
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю? ( Лодка, катер, корабль )
Для начала давайте вспомним прямой счёт 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, а теперь на казахском языке бір, екі, үш, төрт, бес, алты, жеті, сегіз, тоғыз, он.
А на чем мы с вами отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 10. (дети соединяют цифры от 1 до 10). Молодцы!
Мы с вами поплывем на корабле. Корабль на казахском будет – кеме, а на английском языке будет - ship. Давайте повторим. (дети повторяют)
Прошу всех занять свои места. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море ( включается магнитофон «Звуки моря» ).
Остров «Сообрази».
(Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)
Задание – состав числа 8.
На мольберте цифра 8. Детям нужно записать варианты состава числа 8.
(дети выполняют задание на листах, записывают варианты состава числа 8 – один ребёнок работает у доски).
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.
(включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).
Остров «Подумай».
(Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)
- На столе лежит 3 яблока, одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе осталось? ( 3 )
- Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? ( 3 )
- У 3 братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? ( 6 )
А теперь вам нужно будет решить задачки и записать их цифрами и знаками.
Какие мы с вами знаем математические знаки для решения задач, ответы детей – «+», «–», «=».
1 задача: Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу 3 – 1 = 2 с помощью цифр и знаков).
2 задача: Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой?( 4 + 2 = 6 )
Молодцы, ребята, вы правильно решили все задачки! Отправляемся дальше!
(включается магнитофон «Звуки моря»)
Ой, а на море опустился туман. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы (игра с мячом):
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите первый месяц весны
- Назовите второй месяц лета
- Сколько дней в году?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какой день недели до вторника?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у трех котов?
- Какие части суток вы знаете?
- Сколько часов в сутках?
Молодцы, вы верно ответили на вопросы и туман рассеялся!
Отправляемся дальше! (Включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).
Вижу остров! Остров «Фигуры».
(Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)
А теперь возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание:
Положить в верхний левый угол - 3 квадрата;
В верхний правый угол - 2 овала;
В нижний левый угол – 4круга;
В нижний правый угол – 5 треугольников;
В середину – 1 трапецию.
(дети выполняют задание на листах – один ребёнок работает у доски)
(Воспитатель показывает свой лист с расположением фигур)
Молодцы! Плывем дальше! (включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).
А наши пальчики устали и я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, чтобы они отдохнули:
«В гости»
В гости к пальчику большому – пальцы сжаты в кулачки, подняты вверх большие пальцы
Приходили прямо к дому – две ладони сомкнуть под углом – «крыша»
Указательный и средний, безымянный и соседний – соединяем по очереди
А мизинчик – малышок – все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставлены вверх
Сам забрался на порог – постучать кулачками друг о друга
Вместе пальчики – друзья – ритмично сжимаем кулачки и разжимаем
Друг без друга нам нельзя – соединить руки в замок
Остров «Цифроград».
(Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)
Как вы думаете, кто живет на этом острове?
Как называется число 3 по отношению к числу 4? (предыдущее)
Как называется число 7 по отношению к числу 6? (последующее)
Назовите число, следующее за числом 2?
Какое число находится между числами 7 и 9?
После какого числа идет число 6?
«Количество предметов» (карточки)
Дидактическая игра «Сравни числа» (карточки)
Дети давайте вспомним, какие бывают знаки ( ; = ) и расставим их правильно.
(дети выполняют задание на листах – один ребёнок работает у доски)
Молодцы, ребята, всем удалось спрятать цифры! Отправляемся дальше!(включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова)
Остров «Чудес»
Вот мы и приплыли к острову Чудес! Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем.
Перед тем как узнать, кто же его охраняет, мы с вами выполним физминутку.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три
Ножками потопали – раз, два, три
Выше руки – шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём,
И все дальше поплывём!
Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево.
Кто же охраняет этот остров? (Собачка.)
Собака на казахском языке будет – ит, а на английском языке будет – dog.
С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, задания – все отгадали и сокровища нашли.
Открываем сундук, а там подарки для детей. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле.
(включается магнитофон «Звуки моря»)
Итог
Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными?
Мне очень понравилось как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.