Открытое занятие по формированию основ финансовой грамотности
Квест –игра «В поисках клада»
Старшая группа «Солнышко»
Конспект составила воспитатель МБДОУ д/с « Белочка»
Марсеева .И.Н.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста .
1). Закрепить с детьми понятия «Деньги» , дать понятие «купюра», « Монеты» . Познакомить детей с деньгами своей страны и деньгами разных стран .
2). Дать понятие « доходы» и «расходы» .способствовать формированию коммуникативных отношений .
3).Развивать познавательный интерес : мышление , память , внимание , воображение .
Оборудование :карточки с изображением купюр, монет,карта-схема, карты с заданиями , карты с иллюстрациями сказок, сундук с сокровищами, презентация « о деньгах» , листы цветной бумаги для изготовления кошелька ,монеты –шоколадки для изготовления кошелька .
1.Вводная часть .
В группу под музыку влетает ворона .
В: здравствуйте , девчонки и мальчишки!
Д:здравствуйте !
В: Каар! Слышали новость ? Где-то в вашей группе спрятан сундук с сокровищами .Я его искала, искала ..не нашла !Может вы мне поможете? А клад мы поделим поровну , согласны?
Д: - Да!
В: Но на поиски сокровищ со мной пойдут не все! Еще чего доброго на всех драгоценностей не хватит ! А пойдут со мной самые сообразительные и смелые ребята ! Вы сообразительные ? Смелые? Внимательные? Сейчас мы это проверим!
ИГРА : « Так –не так!»
Если я правильно скажу , то вы хлопайте , если нет , то топайте !
Но будьте внимательны, я буду вас путать !
-Караси в реке живут !
-На сосне грибы растут !
-Любит мишка сладкий мед !
-В Поле едет пароход!
-Дождь прошел остались лужи !
-Заяц с волком крепко дружат !
-Ночь пройдет настанет день !
-Маме помогать вам лень!
-Время дружно проведете !
-И домой вы не пойдете !
-Нет рассеянных средь вас !
-Все внимательны у нас !
В: Какие молодцы! Придется всех брать с собой …и на всех делить сокровища !
Вы готовы отправиться в наше путешествие ? Тогда вперед !( делает вид , что идет ).
-Ой ! А я кажется забыла куда надо идти ! Я потеряла карту , а на ней указан путь к остановкам ,где находятся подсказки .Нужно ее найти ! Вы поможете мне ребята ?
Д: -Да!
В: Итак, ищем карту ! Она не большая , белого цвета , сделана из бумаги и перевязана розовой лентой !( Дети ищут карту под музыку) ,находят , Рассматривают вместе с вороной карту.
Первая станция : « Деньги».
Чтобы что- то купить в магазине , за товар нужно …(.заплатить деньги ).
А чем мы платим за товар ?( деньгами ).
В: Правильно . А вы знаете, как появились деньги ?А давайте с вами посмотрим …( презентация ).
В: Какие бывают деньги?
ДДеньги бывают железные и бумажные!
В: правильно, а как называют бумажные деньги?
Д: купюры
В: А как называют железные деньги?
Д: монеты.
В: да, каждое государство имеет свои деньги. В Америке- это Доллары. В Германии –Евро. В России –рубли.
И вот первое задание для вас: Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены Российские рубли.
В: Молодцы ребята, с первым заданием справились. Впереди станция номер два.
«Сказочная».
В: Я буду задавать вам вопросы, а вы искать на них ответы в картинках:
Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того , чтобы они подросли ?
Какие герои мультфильма выкопали клад, для того чтобы купить корову?
Какой сказочный герой выполнял все желания старухи?
В Какой сказке птица несла золотые яйца?
Героиня какой сказки нашла денежку в поле отправилась на базар и сделала выгодную покупку?
Нас ждет следующая станция « Бюджетная» .На этой станции нужно разобраться , как правильно тратить деньги .
Ребята , откуда в семье берутся деньги ?
Д: Их нужно зарабатывать .
В: Есть расходы обязательные и второстепенные. Давайте приведем примеры обязательных расходов и не обязательных.
Дидактическая игра « Доходы и расходы» .
В: Яначну , вы продолжайте .хором мне вы отвечайте .
Папа получил зарплату –(доход)
Бабушка заболела –( расход )
Выиграл приз –(доход)
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу - расход
2) Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье,
самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
Ворона: — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье,
удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
Ворона: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.
Разминка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы,
обеими руками одновременно)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза).
Ворона: Пятая станция: «Магазины»
Ворона. В каком магазине будем туфли покупать?
Дети. В обувном
Ворона.А какие еще знаете магазины?
И вот следующее задание Нужно разобрать товар по магазинам
Дети раскладывают карточки с товаром в соответствии с нужным магазином.
2) Задание
В: Ребята, послушайте пословицу про деньги:
Деньги — не грибы и зимой не растут.
- Как вы это понимаете? (Ответы) -
Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает
- А вы знаете пословицы о деньгах:
(дети называют пословицы)
копейка рубль бережет,
всех денег не заработаешь,
деньги приходят и уходят,
когда кошелек легок — на душе тяжело.
дорог хлеб, коли денег нет.
накопи – потом купи.
Ворона. Давайте отдохнем немного.
«Разминка» «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнуть
Ворона: Шестая станция: «Домик, в котором живут деньги»
Ворона: У каждой монеты — есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги, чтобы прятать в него свои монеты.
Изготовление, детьми кошелечка.
Ворона: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
Ворона: А сейчас посмотрите на карте, где лежит клад и найдите его
(задание на ориентирование в пространстве группы)
Ворона: Ну вот вы и нашли сундук с сокровищами (сундучок в котором лежат монеты-шоколадки).
Ворона: Ребята, какие в молодцы. Со всеми заданиями справились.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Ворона: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра? Что мы с вами искали? Что для вас было сложным? Вам это в жизни пригодится? Ну а мне пора улетать. До свидания детвора.