Открытое занятие по познавательному развитию
экологической направленности
по теме «Планета Земля в опасности»
Составила:
воспитатель ГБОУ ЦППРК
Ткаченко Дина Сергеевна
2016
Цель: сформировать представление о том, что Земля наш общий дом, который нуждается в защите.
Задачи:
1. Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки - твёрдая земля - суша, где живут люди.
2. Дать представление о том, что на планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
3. Закрепить знание детей о том, что наша планета земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.
4. Развивать познавательную активность, логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на планете, правильно с ней обращаться и обобщить знания детей о необходимых правилах поведения в природе.
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Формы: совместная деятельность педагога с детьми.
Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированная, элементы социгровой, ИКТ.
Ресурсы: Компьютер, презентация, раздаточный материал (кружочки зелёного и красного цветов для индивидуальной работы), глобус, письмо и панно от учёных-экологов России,
плакат с изображением Земли и цветные ладошки
Орг.момент
Доброе утро, мои дорогие! К нам сегодня пришли гости и давайте поздороваемся и пошлём им хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Давайте немного поиграем:
- Какой сегодня день?
- Какой день будет завтра?
- Какой день был вчера?
- Какое сейчас время года?
- Назовите 1 месяц осени
- Назовите 2 месяц осени
- Назовите 3 месяц осени
- Какое время года наступит после осени?
- Как называется планета на которой мы с вами живём? Земля
Ход занятия:
Послушайте стихотворение: (слайды)
Наш дом родной, наш общий дом
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг,
В лесу дремучем не пройдёшь.
Воды в пустыне не найдёшь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть:
Леса, и горы и моря -
Всё называется - Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой,
Любимую планету!
Сегодня мы с вами поговорим, подумаем, выслушаем мнение каждого на тему: «Планета Земля в опасности»
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны Глобус
- Что такое глобус? это маленькая модель Земли
- На что похожа наша Земля? на круг, на мяч, на солнце
- Наша Земля какую имеет форму? Наша Земля имеет форму шара
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Ребята, я вам предлагаю сделать прогулку. Физкультминутка
Взрослые и дети шагают по планете.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп,
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик!
Раз - сюда, два - туда.
Повернись вокруг себя!
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли!
Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!
А почему нашу планету называют голубой планетой? Потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода
Земля - это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы
Чего больше на земном шаре - воды или суши? (ответы детей)
А кто живёт в морях и океанах? (ответы детей)
А на суше живёт кто-нибудь? (ответы детей)
Все мы - люди, животные, птицы, растения - жители Земли.
Как называется наша страна, наше государство? (ответы детей)
Я покажу вам, где находится Россия.
Наше государство – Россия – расположено вот на этом материке (Европа и Азия).
Наша страна большая и занимает много места на глобусе.
Как называется столица нашей Родины (ответ детей)
Правильно, Москва. Смотрите, где она находится.
Зрительная гимнастика.
Посмотрели далеко, посмотрели близко.
Посмотрели высоко, посмотрели низко.
Руку в сторону веду, а потом в другую.
А затем огромный круг глазами нарисую
Сейчас я скажу вам о самом главном - наша планета Земля находится в опасности.
Послушайте стихотворение
Взглянуть на нашу землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём
А воздух! Сколько грязи в нём?!
Когда-то чистый, голубой.
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое.
Земля, что сделали с тобою?
Как вы думаете почему так стало происходить на Земле? (Ответы)
Вы знаете, сигнал бедствия?
Я вам скажу: «SOS (воспитатель приклеивает знак на глобус). Это призыв о помощи.
Дети, сегодня нам пришло письмо от учёных – экологов. Кто такие экологи?
Эти люди которые помогают природе
«SOS! Природа в опасности! На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин, отходы заводов сливаются в реки и загрязняют их. Пожары губят лес. От этого загрязнения гибнут растения, животные, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Ребята, выполните задания, и вы спасёте частичку природы!»
1 задание предлагает нам обсудить две ситуации
Нашёл Витя гнездо в траве. Маленькие птенцы ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птица кружилась над ними и кричала.
- Как правильно поступить Коле?
Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ромашки, колокольчики, одуванчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…
- Что сказала воспитатель?
Мы справились с заданием.
2 задание игра «Экологический светофорчик»
(у каждого ребёнка 2 светофора красного и зелёного цвета на столах)
- Ребята, вам буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший - поднимаете зелёный светофорчик, а если плохой - красный. Итак, будьте внимательны:
1.
Я кузнечика словил
В банку с травкой посадил
Пусть покажет как трещит,
Как усами шевелит.
2.
С крошками взяла пакет
И пошла на озеро.
Уток очень я люблю –
Их всегда подкормлю.
3.
В лес зеленый я пойду
Зайку серого найду
Принесу его домой
Будет этот зайка мой
4.
Маму очень я люблю
Ей всегда я помогу
Леечку я в сад возьму
И цветочки все полью
5.
Мы в лесу костёр зажгли
Посидели и пошли
А костёр не потушили
Сам погаснет, мы решили.
6.
Я в лес взяла магнитофон
Хочу, чтоб громко пел мне он
Пусть слышат звери и цветы
Как петь умеем я и ты
7.
Девочки в лесу гуляли одуванчики нашли
И сорвав цветов букетик игры, пляски завели,
Но услышав мамин голос все цветочки побросали
И чтоб мама не ругала быстро к дому побежали.
Этой игрой мы ещё раз с Вами вспомнили, что можно делать в лесу, а что нельзя. Надеюсь, что эти правила Вы, ребята, запомните навсегда.
3 задание
Экологи просят нас оформить этот плакат. Чтобы все люди знали о том, что здоровье нашей Земли в наших руках, чтоб планета была здоровая, чистая
Нужно подобрать правильные правила поведения в природе и приклеить разноцветные ладошки к нашей Земле.
Вот мы и справились с заданиями, вам понравилось быть экологами?
Итог занятия:
Что больше всего понравилось, что не понравилось?
Что узнали нового, что вспомнили?
Вы все молодцы!
Послушайте стихотворение
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим