Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества
«Народные ремесла», р.п. Чунский
Рассмотрено
на МС МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
протокол №
от «___»__________ 20 г.
Методическая разработка занятия по теме:
«Стилизация пейзажа родного края»
Разработчик: Рукосуева Ольга Сагитовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
р.п. Чунский
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. 3. 4. | Пояснительная записка………………………………………………. Технологическая карта …….……………………………………….. Используемые источники…………………………………………… Приложение…………………………………………………………… | 3 4 10 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с родным краем и необыкновенной природой: лесом, поляной в цветах, радугой, голубыми холмами.
Пейзаж – один из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному. Развивает эстетические чувства, доброту сердца, чуткость души, художественный вкус и творческое воображение. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений.
Стилизация – это преобразование природных форм в декоративные, упрощение без потери узнаваемости.
Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное изображение пейзажа строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно и богатство тонов невелико. Использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой.
Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер пейзажа. Основная цель, которая ставится при выполнении композиции стилизации пейзажа - это овладение процессом изменения реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задачи.
В данную методическую разработку входит технологическая карта урока и презентация, в которой представлен авторский подход по созданию творческой работы
Разработанный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, преподавателям школ искусств, руководителям творческих объединений.
Цель занятия
Выполнить живописно - графический пейзаж путем переработки природных форм в стилизованные; закрепить знания композиционных схем, используя стилизованный образ деревьев и усложняя декоративными графическими деталями; воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетическое восприятие.
Материальное обеспечение
Материалы и оборудование необходимые для занятия: мультимедийный проектор, презентация к занятию, линейные схемы пейзажа, выставка детских картин; 2 листа цветной бумаги формата А4, закрашенные заготовки деревьев, кустов, 2 листа форматом А4 прокрашенные акварельной заливкой, заготовки акварельной бумаги форматом А5 разной геометрической формы, акварельные краски, водостойкая черная гелиевая ручка, баночка для воды, кисточка, салфетка, клей – карандаш, вырезанные листочки красного, желтого и зеленого цвета на липучках.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Педагог ДО: Рукосуева Ольга Сагитовна
Предмет: композиция
Возраст обучающихся: 11 -12 лет, третий год обучения
Тема: Стилизация пейзажа родного края
Цель:
- выполнить живописно - графический пейзаж путем переработки природных форм в стилизованные;
- закрепить знания композиционных схем, используя стилизованный образ деревьев и усложняя декоративными графическими деталями;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетическое восприятие.
Тип занятия: актуализация знаний и умений (повторение);
Планируемый результат:
Выполнить стилизованный пейзаж родного края
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: понимать и принимать значение творчества, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе различными приемами и предмету «композиция».
Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: с помощью педагога определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.
Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в диалоге, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и товарищами.
Основные понятия: стилизация, пейзаж, родной край, композиция, композиционный центр, ритм.
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Применяемые методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: для педагога: мультимедийный проектор, презентация к занятию, линейные схемы пейзажа, выставка детских картин;
Для обучающихся: 2 листа формата А3, закрашенные заготовки деревьев, кустов, заготовки акварельной бумаги, акварельные краски, черная гелиевая ручка, баночка для воды, кисточка, салфетка, карандаш простой, ластик.
№ | Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный . | 1 слайд Приветствие, проверка готовности к занятию. - Здравствуйте ребята! Приветствую вас на творческом занятии! Вот и наступило чудесное время года – весна! Ярче засветило солнышко, дни стали теплее, настроение радостное, скоро и лето недалеко! Давайте улыбнемся весеннему дню! Пожелаем друг другу хорошего настроения. | Организация рабочего места. Приветствуют педагога Настраиваются на учебный процесс. | Р: организуют рабочее место; Л: принимают базовые ценности; |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 слайд - Обратите внимание на выставку картин. Что здесь изображено? (Пейзажи) Узнаете местность? Какие чувства у вас возникли при виде картин родных мест? - Как назовем место, где мы родились и выросли? Родной край. Послушайте отрывок стихотворение нашего земляка и поэта Николая Рукосуева, как он восхищается своим родным краем! Наш край. Наш край весьма необыкновенный. На лидерство претензий нет. Зато, какой здесь запах сена! Какой здесь сказочный рассвет! Я в жизни многое поведал, Узнал прекрасные места. Земля моих отцов и дедов – Родная сердцу красота! Н. Рукосуев 3 слайд Ребята, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте ребус. Молодцы! | Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлом занятии. Отвечают на вопросы педагога. Зачитывают стихотворение. Отгадывают ребус. «Стилизация» | Л: выработка учебной мотивации; К: участвуют и поддерживают диалог с педагогом; |
3 4 6 | Актуализация знаний (повторение) Постановка темы и цель занятия Первичная проверка понимания | 4 слайд - На предыдущих занятиях мы изучали такое понятие как «стилизация». Вспомним, что такое стилизация? Преобразование природных форм в декоративные. Упрощение без потери узнаваемости. - Какими средствами графики мы можем показать различные стилизованные элементы? С помощью чего? (пятно, линия, штрих, точка). Молодцы, ребята! - Чем отличается реалистичный пейзаж от стилизованного? - Ребята, вспомните условные приемы, используемые в стилизации? превращение в плоскостную форму; упрощенность; отказ от передачи объема в пользу силуэтности; графическая линия - Упростить означает, подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. - Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. 5 слайд Тема: Стилизация пейзажа родного края. Молодцы! - Какую цель поставим перед собой? Цель: Выполнить стилизованный пейзаж родного края. 6 слайд - Прежде чем приступить к созданию шедевра, необходимо вспомнить правила композиции, которые изучали на прошлых занятиях. - Для начала вспомним определение «композиция». (Расположение изображаемых объектов на плоскости листа) - Как вы понимаете определение «композиционный центр». (Это главное место в картине, куда направлен взгляд зрителя). Молодцы! Есть такое понятие как ритм в композиции? Как вы его понимаете? Что такое ритм? (Чередование объектов или элементов, в определенной последовательности). 7 слайд - Ребята, предлагаю закрепить правила составления композиции и поиграть с фигурами из бумаги. Выполним упражнение на плоскости листа на построение композиции пейзажа. Для этого используем подсказки по схемам. Необходимые принадлежности лежат у вас на столах. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Так как будем работать в группах, повторим правила работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1 группа. На ф. А3 с помощью фигур деревьев, создать композицию по схеме с ярко выраженным композиционным центром. 2 группа. С помощью фигур кустов и деревьев, передать по схеме ритм в композиции. Повторим ТБ с клеем. На работу отводится 5 мин. Работу выполнили, молодцы! ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - При помощи чего передали КЦ? (главной фигурой) - Какие правила использовали при выстраивании ритма? (чередование) - Покажите свои работы друг другу. Давайте их оценим. | Вспоминают, что такое стилизация. Проявляют творческое воображение и восприятие. Применяют сравнительный анализ пейзажа. Демонстрируют познавательную активность. Самостоятельно формируют тему и цель занятия. Вспоминают правила композиции, «композиционный центр», «ритм». Отвечают на поставленные вопросы. Настраиваются на практическую работу. Проговаривание работы в группах. Озвучивают ТБ при работе с клеем. Отвечают на вопросы. Оценивают работу друг друга. Сравнивают, рассуждают. | Л: понимать и принимать значение стилизации в пейзаже; Л: Сравнивают, рассуждают; К: взаимодействуют с педагогом; прислушиваются друг другу; Р: формулируют учебную задачу занятия Л: умеют выражать свои мысли; иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности; П: применять знания в практической работе; К: проговаривание и обсуждение работы в группе; организуют совместную практическую работу при сотрудничестве; К: вступают в диалог с педагогом и друг с другом; Л: обмениваются своим мнением; |
6 | Первичное закрепление | - Ребята, сегодня мы повторили: что такое стилизация. Побывали на выставке картин. Вспомнили, чем отличается реалистичный пейзаж от стилизованного. Повторили правила и приемы композиции через упражнение. Какая прозвучала тема сегодняшнего занятия? Кто вспомнит цель занятия? Молодцы! 8 слайд - Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации пейзажа родного края. Обратите на экран, как разные художники стилизовали пейзаж. Какие приемы они использовали? (Показ рисунков). Вспомните условные приемы при стилизации объектов. Молодцы! | Настраиваются на получение новых умений. Вспоминают тему и цель занятия. Демонстрируют познавательную активность. | Л: обобщают полученную информацию; сохраняют учебную задачу занятия; |
6 7 | Физминутка Первичное закрепление знаний | 9 Слайд Перед творческой работой, разомнем наши пальчики. Практическая работа. Сейчас мы изобразим стилизованный пейзаж, как настоящие юные художники. У каждого будет своя неповторимая природа родного края. - Какие материалы лежат у вас на столе? (фото пейзажа, шаблон акварельной бумаги разных геометрических фигур, акварель, баночка с водой, кисть, линер черный, салфетка). 10 Слайд - Обратите внимание на экран, предлагаю фото пейзажа и возможные варианты композиционного решения, заключенное в овал, квадрат, круг, треугольник и т.д. 11 Слайд - Ваша задача: стилизовать и преобразовать и где – то упростить природные формы в декоративные используя графические средства выразительности и применяя грамотное композиционное решение. Отобрать основные характерные черты изображаемого объекта. Убрать лишнее, выделить главное. Здесь вы можете фантазировать и импровизировать по своему усмотрению. Помнить об условных приемах стилизации. Затем цветом показать выразительность вашей творческой работе. 12 Слайд Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности работы. На экран вывожу упрощенный и усложненный вариант работы. Повторим ТБ при работе при работе с красками и кистями. На работу отводится 15 минут. Слежу за осанкой обучающихся и правильной организации рабочего места. Индивидуальная работа с обучающимися испытывающим затруднения. Контролирую время. | Выполняют разминку Готовятся выполнять практическую работу. Осознанно применяют учебный материал. Выбирают степень сложности. Индивидуальная работа с обучающимися, если возникли трудности. Слежу за осанкой Практически выполняют работу. | Соотносят движения рук, с тем что услышали; Л: вносят необходимые дополнения и коррективы в план; Р: осуществляют контроль своих действий, ориентируясь на педагога; |
7 | Итог | По завершению работы совместно с детьми провожу итог занятия. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Предлагаю провести выставку своих работ, прикрепляя на подготовленный стенд. - Какую цель поставили на занятии? Достигли ее? - Что нового узнали на занятии? - Кто воспользовался усложненным вариантом? - Какая работа вам больше всего понравилась? - Ребята, мы изучали стилизацию, где можно применить ее в повседневной жизни? (книжная иллюстрация, логотипы, в дизайне, декоративно – прикладном искусстве) | Высказывание личного мнения о достижении цели занятия. Самооценивание работы на занятии | Р: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью К: умеют обмениваться мнением |
8 | Рефлексия | В качестве критериев оценивания занятия используется заготовки листьев разного цвета. ПРИЛОДЕНИЕ 5 - Предлагаю вам оценить нашу работу на занятии. Свое настроение вы покажите с помощью листика, прикрепив его на дерево. - если все получилось, у вас отличное настроение, берем зеленый листок; - если были какие-либо затруднения, возьмите желтый листок; - если вы не справились с работой, ничего не узнали, возьмите красный листочек. Фиксируют листочки на дереве. Спасибо за работу! Убираем свое рабочее место | Самооценивание своей активности на занятии. Оценивание своего психологического состояния. | Р: осознают конечный результат занятия К: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
3.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся/С.Е. Беляева, - М.: Академия, 2009г.
Бесчастнов Н.П. Черно белая графика/Н.П. Бесчастнов, - М.: ВЛАДОС, 2008г.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов вузов/Г.М. Логвиненко, - М.: ВЛАДОС, 2005г.
Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа/В.В. Визер.- Спб.: Питер, 2007г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы и инструменты
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема «Выделение композиционного центра»
Схема «Ритм в композиции»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнение «Композиционный центр»
Упражнение «Ритм в композиции»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Творческие работы обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Выставка работ. Рефлексия.