Открытое занятие
Торцевание на пластилине:
«Букет цветов»
Цели и задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию представления о новом методе декоративно-прикладного искусства – торцевание;
- ознакомить обучающихся с техникой выполнения торцевания;
-дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Сделать цветы георгина и составить композицию;
- закрепить знания о видах бумаги.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, чувство цвета, творческие возможности каждого ребенка;
- развивать навыки и умения работы с бумагой, резание ножницами, складывание, скручивание; глазомер, мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, эстетический вкус, трудолюбие, терпение, коммуникабельность, самостоятельность, умение слушать и работать в коллективе.
Оборудование: образец изделия «Букет цветов», образцы изделий, выполненных в технике торцевания; открытки с изображением цветка георгина; таблицы – техника изготовления цветка, виды бумаги; пластилин, крышечки от пластиковых бутылок; квадраты со стороной 10см, 6см, 3см из гофрированной бумаги разного цвета; шашлычная палочка, веточки - стебельки, ножницы, трафарет лепестка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к занятию, наличие материала и инструментов.
II. Сообщение темы и цели занятия. Виды бумаги.
Сегодня мы познакомимся с новым способом работы с бумагой - торцевание, научимся делать вот такие красивые, объемные, пышные цветы (показываю готовую композицию букета).
Вопросы:
- Какие цветы вы видите в готовой композиции? (георгин)
- Где они растут? В какое время года? (в саду, лето, осень)
Георгины – лучшее украшение осеннего сада до самых заморозков.
Помню осень,
Холод подбирался,
Лист продрогший
Отлетал с осин,
Только на ветру еще качался,
Не сдавался
Красный георгин.
- Какого цвета георгины? (разных цветов, назвать какие)
- Какой формы? (форма полушария)
- Из каких частей состоит цветок? (стебель, лист, чашелистик, венчик)
Сегодня вы составите композицию цветов в вазе. Если много цветов собрать вместе - получится букет.
- Где можно применить такой букет? (украсить интерьер дома, любого праздника, или подарить)
- Можно ли одному сделать большую композицию? Сколько на это понадобится времени?
- Как нам за одно занятие сделать большую и красивую композицию?
Искусство изготовления цветов известно с древних времен. Цветы служили украшением женской одежды, жилища, у многих народов являются обязательной частью национального костюма.
- Из какого материала делают цветы? (ткани, кожи, ниток, бумаги).
- Как вы думаете, из чего сделаны эти цветы? (бумаги).
Это гофрированная бумага. Выпускается она в рулонах, за счет сжатости легко растягивается и принимает другую форму.
Бумага – незаменимый атрибут нашей повседневной жизни.
- Какие виды бумаги вы еще знаете? (писчая, печатная, газетная, цветная, чертежная, оберточная, калька, бархатная).
Вывешивается таблица.
- Что можно делать с бумагой? (отвечают дети: сминать лист – комкать, изгибать, сгибать и гофрировать, разрезать и разрывать). Сегодня мы научимся скручивать бумагу. Действительно:
Мы пишем, рисуем, режем, сгибаем,
Чертим и клеем, мнем, отрываем,
Чтоб оказаться в сказке бумажной,
Ловкие пальчики – как это важно!
III. Рассматривание образца. Техника торцевания на пластилине.
- Эти цветы выполнены торцеванием. Как вы думаете, что такое торцевание? (дети: от слова торчать)
- Действительно, бумага с помощью торцевания становится объемной и пушистой - торчит. Торцевание - это необычный способ изготовление поделок из цветной гофрированной бумаги, придания поверхности (пластилину) декоративной фактуры.
Торцевание можно выполнять на бумаге, пластилине, пенопласте. Но вначале мы научимся выполнять торцевание на пластилине.
- Давайте посмотрим, как сделаны эти цветы? (из готового цветка снимаю несколько лепестков).
Вопросы:
1.Что берется для основы? (пластилин)
2. Подумайте, какого цвета вы возьмете бумагу, чтобы букет получился красивым (разную или одинаковую)?
Тренировочные упражнения:
Для торцевания понадобится квадратик из гофрированной бумаги, шашлычная палочка, ее кончик затуплен, (или стержень от шариковой ручки, карандаш) и капелька терпения.
Давайте потренируемся
Для лепестков нам понадобится 15 – 20 квадратов.
3. Как заготовить сразу несколько одинаковых квадратов и съэкономить время?
Надо взять несколько квадратов (10см), положить их друг на друга сложить пополам и разрезать по сгибу. Затем каждую половинку тоже разрезать пополам. Получим квадратики со стороной 5см.
4. Для заготовки лепестков берем несколько квадратов со стороной 5см, складываем пополам треугольником, закругляем уголок, (кто затрудняется, обводят карандашом выкройку на гофрированной бумаге).
5. Чтобы получить торцовочку, надо в середину квадрата положить палочку, ее кончик затуплен, (или стержень) отодвинуть на 1/3 вперед и скрутить его в трубочку.
IV. Правила техники безопасности работы с ножницами и бумагой.
Давайте вспомним правила работы с ножницами и бумагой:
- как правильно держать ножницы? (кольцами к себе)
- как правильно резать по сгибу? (по бугру)
- при резании следить надо за . . . . . . . . . . . . (пальцами левой руки)
- после работы ножницы надо положить на стол . . . . . . . . . .
( сомкнутыми острыми концами от себя)
- передавать ножницы друг другу нужно . . . . . (кольцами вперед).
V. Практическая работа.
План работы:
1. Возьмите кусочек пластилина (лучше такого же цвета, как и лепестки), соизмеримый с размерами крышечки пластиковой бутылки. Придай пластилину форму полушария.
2. Несколько квадратов со стороной 10см сложите вчетверо и нарежьте бумажных квадратиков со стороной 5см. Их понадобится 15-20 штук.
3. Берем несколько квадратиков со стороной 5см и складываем пополам в треугольник. Закругляем уголок, чтобы получился лепесток.
4. Кладем шашлычную палочку в середину лепестка, отодвигаем на 1/3 вперед и загибаем уголок, и вставляем в пластилин. Вынимаем палочку.
Так делаем все остальные лепестки. Следующий лепесток вставляем в пластилин рядом через 4-5мм по кругу. Чтобы лепестки не мялись, оставляем пластилин на крышечке. Обязательно следите за наклоном палочки, тогда лепестки будут выложены ровными рядами.
5. Затем делаем цветоножку (показываю): берем два зеленых квадрата, накладываем друг на друга так, чтобы уголки были посередине стороны и закрепляем их на пластилине с помощью ножниц. Положим на крышечку.
6. Второй ряд делаем из квадратиков в 3см, вставляем в пластилин в шахматном порядке.
7. Закрепляем серединку квадратиками 1.5см. Оранжевый ряд, затем желтый. Теперь торцуем другим концом палочки (кладем шашлычную палочку острым концом в середину квадратика, скручиваем торцовочку и вставляем в пластилин).
Цветок готов.
8. Закрепляем его на стебельке из шашлычной палочки (веточке).
Индивидуальная работа:
- в случае затруднения: показ, объяснение;
- оказание взаимопомощи;
- добиваться качества в работе, уметь делать исправления.
Физ. – минутка на 20-25 минуте
«Если весело живется»
1) Если весело живется,
делай так.
2) Если весело живется,
делай так.
3) Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся.
4) Если весело живется,
делай так.
1) Дети идут по кругу, взявшись за руки. На слова «делай так»: руки поднимают вверх;
2) Дети идут по кругу, взявшись за руки. На слова «делай так»: наклоны вперед, руками достать носки ног;
3) Стоя, руки на поясе, полуприседания с поворотами влево – вправо.
4) Стоя, ходьба на месте. На слова «делай так»: хлопки в ладоши;
Повторно: движения показывают дети по очереди.
VI. Подведение итогов занятия. Демонстрация выполненных работ.
Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами выполнили интересную работу.
Вопросы:
- Какие цветы вы сегодня делали? (георгины)
- Из каких деталей состоит цветок? (стебель, лист, венчик)
- Для чего нужны искусственные цветы и композиции из них? (для украшения интерьера)
- Какой новый метод применялся в изготовлении цветка? (метод торцевания на пластилине)
- Из какой бумаги делали цветы? (гофрированной)
- Что понравилось и какое у вас сейчас настроение?
Я считаю, цели, поставленные на занятии, были достигнуты. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в дальнейшем решении творческих задач.
- Ребята, давайте покажем всем свои работы.
VII. Уборка рабочих мест.